Министерство финансов приступает к строгой экономии бюджетных средств. На сайте ведомства появился проект программы повышения эффективности государственных расходов до 2012 года.
Как пояснили "РГ" в минфине, сейчас документ разослан по министерствам и ведомствам. "После того как он пройдет согласование, документ будет направлен в правительство", - подчеркнули в минфине, добавив, что жестких сроков обсуждения нет.
О том, что растущие на фоне дорожающей нефти бюджетные "аппетиты" многих ведомств не адекватны реалиям, заявил на недавней международной конференции "Россия и мир: вызовы нового десятилетия" вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, завышенные аппетиты "вернулись в одночасье вместе с ростом нефтяных цен". Впрочем, предлагаемая минфином программа с упором на дальнейшее ужесточение государственного и муниципального финансового контроля, совершенствование контрактной системы госзакупок, создание информационного "табло" по управлению госфинансами и многие другие новации поистине революционного характера способны укротить аппетиты до минимума. Вопрос при этом один - не секвестируют ли в процессе согласования программу чиновники и отраслевые лоббисты, не желая садиться на "голодную" диету.
Долгосрочный бюджетный процесс минфин предлагает впредь выстраивать только на практическом внедрении инструментов бюджетирования, ориентированных на результаты. Для этого уже в 2010-2012 годах он предлагает полностью восстановить трехлетний бюджет, начать внедрять новые формы оказания государственных и муниципальных услуг, кардинально реформировать государственный финансовый контроль. По мнению авторов программы, в России должно существовать как минимум пять его форм: три формы бюджетного аудита (аудит законности, аудит бюджетной отчетности и аудит эффективности) и две формы бюджетного контроля (предварительный бюджетный контроль и последующий бюджетный контроль). Помимо Счетной палаты РФ и Росфиннадзора к предварительной бюджетной ревизии минфин предлагает подключить Федеральное казначейство.
В документе также говорится о том, как в идеале должен идти процесс принятия новых расходных обязательств и оценки рисков. Непременно "с учетом долгосрочного (не менее 12-15 лет) экономического и бюджетного прогноза и с использованием консервативных макроэкономических прогнозов". А нефтегазовые резервы при этом должны учитываться на уровне не более 1 процента ВВП. Кроме того инициировать и принимать решения по увеличению действующих расходов чиновники должны только при условии усиления ответственности их ведомств за достоверность оценки и сроков исполнения. Что касается сокращения или введения налоговых льгот, то такие решения могут приниматься только в рамках долгосрочных целевых программ. И также при наличии регулярной оценки их влияния на достигнутые цели.
Важное место в программе отводится мерам по стабилизации региональных бюджетов. К примеру, в ведомстве считают, что необходимо поэтапно сокращать (вплоть до полной отмены и законодательного запрета ) льготы по региональным и местным налогам, установленным федеральными законами. Кроме того усилить требования по зачислению налоговых доходов в местные бюджеты по месту их формирования. Борьба с использованием трансфертного ценообразования также в поле зрения программы: в минфине против перемещения налоговой базы между регионами.
Что касается критического анализа, которому минфин предлагает подвергнуть программы социальной защиты населения и поддержки занятости, то это означает переоценку наиболее нуждающихся категорий населения. Но не в ущерб им, а с тем, чтобы повысить адресную помощь людям. При этом минфин предлагает создавать дополнительные стимулы для привлечения в экономику молодежи, пенсионеров и даже женщин-домохозяек. С применением дистанционной занятости и других новых форм обеспечения людей работой. В здравоохранении запланирован переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования. Повышать амбулаторную медицинскую помощь населению предполагается в том числе с помощью стационаров на дому и стационаров дневного пребывания в больницах и диагностических центрах. Также вводится практика оценки пациентом качества оказанной медицинской помощи.