В четверг новый главком Сухопутных войск Александр Постников рассказал о новом облике самой многочисленной структуры Российской армии.
Она такой осталась даже после массовой ликвидации офицерских постов. Более того, кадровая чистка сухопутчиков в итоге обернулась 10-тысячным приращением солдатских должностей. Выведя из штата почти половину командиров, генералы довели соотношение рядовых и офицеров до оптимальной, по их мнению, величины - 91 к 9 процентам. Но главное, что вместо нескольких десятков дивизий сокращенного состава, которые перед боем нужно было целый месяц доукомплектовывать людьми и дооснащать техникой, в Сухопутных войсках появилась сотня бригад постоянной готовности. Их задача - через час уйти на марш, а максимум через сутки бить врага в любой точке у госграницы.
Задача чрезвычайно сложная, и генерал Постников не строит иллюзий по поводу ее безусловного выполнения. Это, скорее, ориентир в подготовке войск, чем сегодняшняя реальность. Со структурой и кадровым составом сухопутных бригад в минобороны еще окончательно не определились. Пока в Генштабе склоняются к тому, что новые части должны быть трех видов: тяжелые бригады, основу которых составят танковые подразделения; средние или многоцелевые - их станут перебрасывать на угрожаемые направления; и легкие - десантно-штурмовые и горные бригады. Последним уготована роль своеобразной "скорой помощи". В идеале такие соединения должны быть полностью профессиональными. Однако Александр Постников вчера признал, что безоглядная погоня за солдатами-контрактниками, когда все решало не качество, а количество набранных в армию "штыков", - ошибочная практика. Генералы от нее отказались, и в ближайшие годы приоритет в комплектовании Сухопутных войск останется за призывниками. Но на сержантские посты, как и планировалось, главным образом станут назначать военных профи.
Другая серьезная проблема - вооружение сухопутных бригад современными средствами боя. Обновить все арсеналы быстро не получится. Поэтому ремонт и модернизация бронетехники и других парков хоть и вынужденная, но объективная необходимость. Тем не менее, утверждать, что наши солдаты имеют дело сплошь с железной рухлядью, неверно. К примеру, в этом году они получат 261 танк Т-90 - самый новый на сегодняшний день в Российской армии. Вообще-то "брони" в войсках с лихвой. По словам Постникова, только танков различных модификаций у нас около 20 тысяч - в два раза больше потребности. Но это как раз тот случай, когда количество не заменяет качество. Сейчас идут комплектные поставки в гарнизоны новой бронетехники, зенитно-ракетных комплексов "Бук-М3", "ТОРов", модернизированных реактивных систем залпового огня "Град", "Смерч" и "Ураган" с высокоточными боеприпасами и увеличенной дальностью поражения целей. Принят на вооружение оперативно-тактический комплекс "Искандер", готовятся войсковые испытания единой системы управления в тактическом звене "Созвездие. Но темпы перевооружения армии оставляют желать большего. К примеру, "Искандер", которым собираются оснастить все ракетные бригады, в нынешнем году получит лишь одно соединение - в Ленинградском военном округе. Александр Постников дал понять, что ставить этот комплекс в Калининградской области, в ответ на размещение в Польше американских "Пэтриотов", пока никто не собирается. Но если такой приказ поступит от Верховного главнокомандующего, для военных не будет проблемой перебросить в российский анклав несколько ракетных установок или даже целую бригаду "Искандеров".
- Оснащать их ядерными боеголовками не предусматривается, - уточнил генерал.
И еще одна новость от главкома Сухопутных войск. В минобороны сейчас работают над новой системой управления войсками на стратегическом направлении или театре военных действий. Общий замысел такой - замкнуть на единое командование все сосредоточенные в регионе воинские части и соединения, за исключением РВСН. Если предложения генералов поддержит президент, некоторые военные округа, скажем, Московский и Ленинградский могут объединить. Тогда во главе расположенных в Центральной и Северо-Западной России сухопутных и зенитно-ракетных бригад, авиационных баз и флотских группировок встанут не штабы и главкоматы, а оперативно-стратегическое командование. Впрочем, как подчеркнул Постников, конкретного решения пока нет, и это лишь один из вариантов новой системы управления войсками.