В госкорпорациях задействован триллион рублей. И перенастраивать эту экономическую среду нужно очень осторожно, заявил директор департамента корпоративного управления минэкономразвития Иван Осколков.
Вчера он разъяснил журналистам суть предложений своего ведомства по реорганизации государственных корпораций.
Полгода назад президент страны Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре проверить деятельность всех семи госкорпораций и подготовить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы. Генпрокуратура к ноябрю 2009 года завершила проверки в "Росатоме", "Ростехнологиях", "Роснано", в Фонде содействия реформированию ЖКХ, в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), Внешэкономбанке и "Олимпстрое". Почти во всех, как докладывал Генпрокурор Юрий Чайка, были обнаружены нарушения по использованию имущества и бюджетных денег. И до 1 марта правительство должно доложить президенту о том, каким образом планируется усовершенствовать деятельность госкорпорации.
"Мы внимательно проанализировали семь госкорпораций и одну госкомпанию "Автодор", которая создана по их подобию. И определили коммерческие функции, которых у них не должно быть", - пояснил логику реформирования Иван Осколков. На прошлой неделе минэкономразвития направило в правительство план-график реформирования (об этом "РГ" подробно писала 25 февраля 2009 года).
Как заметил Иван Осколков, в процессе анализа деятельности горкорпораций была выявлена парадоксальная закономерность: все они создавались для достижения вполне понятных целей, непонятно только, почему эти цели невозможно было достичь, не создавая госкорпорации. Сегодня каждый из них по сути представляет из себя набор исключений из правил: в их деятельности не применяются отдельные нормы Бюджетного, Налогового кодексов, законов о госзакупках, о банкротстве, о некоммерческих организациях.
Минэкономразвития ставит вопрос ребром - насколько госкорпорации уместны и нужны? И поделило их на три типа. Первый - это те, в которых менять ничего не надо. Например, Агентство по страхованию вкладов, не имеющее и не использующее в своей работе никаких коммерческих функций. Его минэкономразвития предлагает сохранить в прежнем виде и на неограниченное время. Либо предоставить АСВ статус так называемого юридического лица публичного права. Дело, впрочем, осложняется тем, что неизвестно, как скоро появится в законодательстве и тем более на практике эта организационно-правовая форма. Иван Осколков подтвердил, что перед минэкономразвития сегодня "есть задача" выстроить концепцию создания такой формы По его словам, отчасти под такую форму сегодня в России подпадает и Центробанк, и Счетная палата, и Пенсионный фонд.
Не потребует быстрых перемен "Олимпстрой" и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основной аргумент - уже установлены конечные сроки существования этих корпораций. Напомним, что Фонд реформирования ЖКХ работает до 2013 года, а "Олимпстрой" - до 2015 года.
Ко второму типу и первыми "на вылет" минэкономразвития определило "Роснано" и "Автодор". Уже к концу 2010 года - первому кварталу 2011 года они по плану-графику министерства должны быть преобразованы в акционерные общества. "Своих целей они вполне способны достигать и в этой форме", - пояснил Осколков.
Но если "Роснано", по его словам, готово к скорейшим преобразованиям, то по "Автодору" пока есть разногласия с министерством транспорта. Вчера в минтрансе "РГ" пояснили, что в соответствии с законодательством федеральные автомобильные дороги не могут быть переданы из госсобственности в другие руки. Напомним, что госкомпании "Автодор" федеральные трассы переданы в управление, а не в собственность. Чтобы акционировать компанию, необходимо внести изменения в законодательство, считают в минтрансе.
К третьему, самому сложному типу госкорпораций, отошли Внешэкономбанк, "Ростехнологии" и "Росатом". Со сроками их реорганизации будет определяться правительство и президент. Наименее понятна, по словам Осколкова, ситуация с "Росатомом". Эта госкорпорация не действует в конкурентной среде, но в то же время выполняет много сервисных функций на коммерческой основе. К тому же "Росатом" имеет еще и право нормотворчества, что резко выделяет его из других госкорпораций. Наделена госкомпания также и правом управлять федеральным имуществом, так называемыми ГУПами, которые будут переданы ей до 2011 года. Минэкономразвития предлагает подождать до этого срока, пока "Росатом" не исчерпает свои функции по управлению ГУПами. "Вот тогда посмотрим на конкурентную среду, разделим властные и коммерческие функции", - предположил Осколков. По "Ростехнологиям" ситуация аналогичная. Камнем преткновения для реформирования остается и чисто государственная стратегическая функция госкорпорации по военно-техническому сотрудничеству. По словам Осколкова, торговля вооружением - функция вечная, и ее не может осуществлять никакая коммерческая организация. Таким образом, под нее придется создавать либо новую некоммерческую организацию, либо придумать что-то еще. Что касается сроков, то "Ростехнологиям" в качестве госкорпорации минэкономразвития дает срок жизни до 2014 года. За это время она должна продать непрофильные активы и создать субхолдинги.
Внешэкономбанк, который сочетает в себе сегодня функции квази-Банка развития, мощного антикризисного инструмента и одновременно агента, обслуживающего государственный долг, управляющего пенсионными накоплениями и вдобавок имеющего рыночные активы, тоже, по словам Осколкова, представляет "тяжелую задачу". Так что до конца, что с ним делать, в министерстве не решили.
На вопрос "РГ" - какие расходы ожидают бюджет в связи с реформированием госкорпораций, директор департамента ответил, что существенных затрат по всем госкорпорациям не потребуется. А вот если бы Внешэкономбанк пришлось реформировать в акционерное общество, то это стоило бы как минимум триллион рублей.
Тем временем
Самый сложный вопрос, по мнению минэкономразвития, это разногласия по срокам реформирования с самими госкорпорациями. Внешэкономбанк, например, считает возможным существовать в прежней форме до 2016 года, "Ростехнологии" - до 2020 года.