С сегодняшнего дня оформить право собственности на дом или земельный участок станет легче. А очереди в присутственных местах уже в этом году намного сократятся.
Такие возможности, полагают специалисты, дают поправки в законы "О государственном кадастре недвижимости" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Они вступают в силу с 1 марта этого года. По просьбе "РГ" их комментирует руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Сергей Васильев.
Российская газета: Каким же образом новые правила помогут сократить очереди?
Сергей Васильев: Среди наиболее значимых изменений можно отметить возможность одновременной подачи заявлений и документов на осуществление государственного кадастрового учета и проведение государственной регистрации прав. И отмену требования об обязательном представлении на государственную регистрацию прав кадастрового паспорта земельного участка, а с 1 января 2013 года - также кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства.
Сейчас, напомню, для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок, записи о котором отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, надо сначала подать заявление о его постановке на кадастровый учет, получить кадастровый паспорт. И только потом обращаться за регистрацией прав. То есть, посетить наш территориальный орган человек должен минимум четыре раза. А с 1 марта достаточно будет двух посещений. Так что отмена этого требования должна значительно сократить очереди.
РГ: Можно ли будет направлять заявления по почте?
Васильев: Действительно, законом предусмотрена возможность представления документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Однако в этом случае придется выполнить ряд условий, в том числе заверить подлинность подписи заявителя на заявлении в нотариальном порядке. Также необходимо учитывать, что принцип экстерриториальности здесь не работает, и документы, например, на государственную регистрацию прав на земельный участок должны быть представлены (направлены) только в тот территориальный орган Росреестра, который действует в границах регистрационного округа по месту нахождения этого земельного участка.
Немаловажным дополнением является обязанность территориального органа Росреестра направить уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, сообщение об отказе в ее проведении в электронной форме при наличии соответствующего указания (и адреса электронной почты) в заявлении о государственной регистрации прав.
РГ: А что такое экстерриториальный принцип запроса?
Васильев: До 1 марта для получения сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости заинтересованное лицо должно обратиться (явиться лично или уполномочить на это своего представителя) в тот территориальный орган, который действует в регистрационном округе по месту нахождения объекта. Теперь заявитель сможет запросить содержащиеся в Едином государственном реестре прав сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, обратившись в любой удобный для него территориальный орган Росреестра. Например, вы живете в Москве, а выписка нужна в отношении земельного участка, расположенного во Владивостоке. Для этого вам необязательно обращаться в Управление Росреестра по Приморскому краю - подавайте заявление в Управление Росреестра по Москве. Оно самостоятельно свяжется с Приморским краем, в результате чего вы получите требуемые сведения. Когда заработает единая электронная база данных, наши специалисты эту работу будут делать одним нажатием клавиши. Пока такой возможности нет, будем работать в ручном режиме.
При этом до 1 января 2012 года установлен переходный период - в случае поступления в территориальный орган Росреестра экстерриториального запроса о предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре прав сведений об объекте недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на который данный орган не уполномочен осуществлять, выписка из реестра будет предоставляться в течение 14 рабочих дней (а не пяти) со дня получения данным органом указанного запроса.
Реестр в зоне доступа
РГ: На что еще стоит обратить внимание?
Васильев: С 1 марта также меняется порядок получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Любой человек вправе не только лично явиться в наш территориальный орган для получения общедоступных сведений, как это было предусмотрено ранее, но и направить в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении таких сведений, например, посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи.
Аналогичными способами наши территориальные органы должны предоставлять сведения из реестра заинтересованным лицам. Порядок их предоставления будет установлен Минэкономразвития России. Работа по подготовке соответствующих подзаконных нормативных актов ведется.
РГ: В новом законе прописана также возможность получения сведений из кадастра и реестра с использованием Интернета. Как это будет происходить на практике?
Васильев: Зайдя на Интернет-портал государственных услуг Росреестра, вы сможете увидеть, где находится тот или иной объект недвижимого имущества, получить сведения о его характеристиках, информацию о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на него. В ограниченном доступе будут сведения о правообладателе.
В тестовом режиме такая система уже действует, с 1 марта заработает в опытной эксплуатации, а к концу года начнет функционировать полноценно. Правда, за получение выписки будет взиматься плата. И, возможно, мы не сразу будем предоставлять эти сведения мгновенно. На первых порах будет существовать временной барьер - на обработку запроса уйдет два-три часа, так как от Интернет-портала нам необходимо будет "доставить" по каналам связи запрос в территориальный орган Росреестра, а затем вернуть на Интернет-портал сведения.
РГ: Как будет оплачиваться такая интернет-услуга?
Васильев: Сейчас мы прорабатываем несколько способов оплаты услуги по предоставлению сведений на Интернет-портале: с использованием платежных систем, которые принимают к оплате такие пластиковые карты как Visa, MasterCard и другие, а также с использованием платежных терминалов.
Если у заявителя есть пластиковая карта, которой он может воспользоваться для оплаты услуг в сети Интернет - то мы поддержим такую форму платежей. Если нет, то для заявителя будет сформирован уникальный идентификатор для оплаты через платежный терминал. Мы хотим сделать так, чтобы оплата наших услуг была таким же простым делом, как заплатить за услуги мобильной связи, например: доступно, удобно, комфортно. Вместе с тем сейчас Минэкономразвития России и Росреестр дорабатывают проект приказа о способах и механизмах оплаты услуг. Мы надеемся, что через некоторое время законодатель обеспечит нам возможность в полном объеме реализовать оплату наших услуг через сеть Интернет.
Если реализовать в полном объеме сервис по предоставлению сведений из наших баз данных через сеть Интернет, то очереди в Росреестр сократятся более чем в два раза. Считайте сами: в 2009 году в Росреестр обратилось 110 миллионов заявителей. 40 миллионов граждан обратилось в связи с регистрацией прав и для постановки участков на кадастровый учет, а все остальные - за получением выписок. То есть теоретически к нам смогут не обращаться лично 70 миллионов человек! Хотя, конечно, уровень проникновения сети Интернет в жизнь граждан и не такой высокий.
РГ: Срок регистрации сократится?
Васильев: По закону - нет. Ведь сама по себе постановка на кадастровый учет не отменяется. Срок государственной регистрации прав будет исчисляться со дня внесения в государственный кадастр сведений о соответствующем объекте недвижимости. Просто передавать документы на регистрацию будет уже не гражданин, а наши сотрудники. Но сроки остаются прежними: для постановки на кадастровый учет отводится 20 рабочих дней, для регистрации прав - месяц.
При этом в большинстве регионов как постановка на кадастровый учет, так и регистрация прав осуществляются в более короткие сроки. Например, средний по стране срок государственной регистрации прав граждан на отдельные объекты недвижимости в порядке, так называемой, "дачной амнистии" составляет 15 дней. В тех же регионах, где уже произошло объединение территориальных органов, задача ставится таким образом, чтобы осуществление обеих процедур занимало не более месяца. Сумеем ли мы добиться такого же результата в других регионах - покажет время. Но мы будем к этому стремиться.
Три в одном
РГ: Сегодня Росерестр по сути объединяет функции трех существовавших ранее ведомств - Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Какова главная цель создания такого единого государственного органа?
Васильев: Существовавшая до недавнего времени разрозненная структура органов власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета, не отвечала интересам развития рынка недвижимости в России и была связана с большими и необоснованными издержками как для самого государства, так и для граждан - правообладателей недвижимости.
Поэтому главная цель объединения - повышение качества и доступности государственных услуг, снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость. Эта цель заложена в основу распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года, которым утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года.
РГ: В декабре прошлого года приказом Минэкономразвития России утверждена Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Какие приоритеты в ней обозначены?
Васильев: Во-первых, это объединение существующих организационных структур систем регистрации прав и кадастрового учета, а также совершенствование оказания услуг в данной сфере на основе передачи отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета федеральным учреждениям.
Во-вторых, создание единой федеральной информационной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета, расширение способов и форм оказываемых в данной сфере услуг за счет внедрения современных технологий, расширение спектра информационных услуг;
В-третьих, переход к государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в государственном кадастре недвижимости. И, наконец, в-четвертых, создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих регистрацию прав и кадастровый учет.
Концепцией для каждого из названных приоритетных направлений предусмотрены свои сроки и этапы реализации мероприятий. При этом основная часть мероприятий должна быть реализована до 2012 года.
РГ: С какими проблемами вы столкнулись при создании единой системы регистрации прав и кадастрового учета? Сколько территориальных органов уже объединено?
Васильев: Основной проблемой является масштабность мероприятия: в системе более 40 тысяч государственных служащих и более 5 тысяч офисов по всей стране. В регионах - по два территориальных управления (Росрегистрации и Роснедвижимости), а в некоторых - по три (еще и управление Роскартографии).
Объединение территориальных органов происходит в три этапа. Первый завершен в 2009 году, второй и третий закончится в 2010 году. В результате проводимой реорганизации с 1 сентября по 1 декабря 2009 года создано 33 единых территориальных органов Росреестра. Всего в будет создан 81 территориальный орган Росреестра.
РГ: Не повлияют ли столь масштабные мероприятия на оказание Росреестром госуслуг?
Васильев: Во время объединения исполнение государственных функций и оказание услуг территориальными органами Росреестра не прекращалось и осуществлялось без сбоев. Это самое главное. Вся организация и контроль процесса реорганизации сосредоточены в центральном аппарате. Нами предпринимаются все необходимые меры, чтобы процесс объединения территориальных органов не повлиял на качество оказываемых услуг. И следует отметить, что количественные показатели за 2009 год в основном превышают уровень 2008 года.
Но в тоже время объединение ведомств показало, что простое сложение функций в "одной корзине" не дает нужного эффекта. Законодательство по ведению кадастра и регистрации прав не позволяло упростить процесс оформления прав на недвижимость, в том числе сократить временные затраты заявителей. Одновременно были трудности организационного характера. В связи с этим был подготовлен и прият федеральный закона, содержащий поправки, вступающие в силу с 1 марта этого года.
Веб-камера для кадастра
РГ: И все-таки сегодня еще немало претензий к работе территориальных органов Росреестра. Иначе, наверное, граждане не обращались бы к посредническим фирмам, которые наживаются на регистрационных услугах?
Васильев: Российским законодательством никому не запрещено действовать по доверенности. Вместе с тем решится проблема очередей - проблема посредников уйдет сама собой.
А для того, чтобы наладить внутриведомственный контроль за работой пунктов приема документов мы до апреля этого года планируем в самых посещаемых офисах, там, куда ежедневно обращается не менее 100 человек в день, установить веб-камеры. Сейчас они уже есть в Москве, Краснодаре, Казани и некоторых других территориальных органах. Они работают в режиме он-лайн. И посмотреть, что происходит в офисах, может любой человек, воспользовавшись Интернет-порталом государственных услуг, оказываемых Росреестром. Заявитель сможет увидеть - есть очередь или нет, чтобы выбрать более удобное время для посещения.
Кроме того, в некоторых регионах, в наиболее людных местах - торговых центрах, зданиях местных администраций - устанавливаются, так называемые, инфоматы. Посредством инфоматов можно записаться на прием, получить бланки необходимых документов.
РГ: Многие наши читатели жалуются еще и на стоимость землеустроительных услуг. Из-за этого, кстати, не все до сих пор решились воспользоваться "дачной амнистией". Здесь какие-то сдвиги возможны?
Васильев: Цены должны были ограничить в субъектах Российской Федерации принятием законов, устанавливающих предельную планку на такие работы. И законы были приняты. Но представители коммерческих структур - а землеустроительные работы не являются государственными услугами - нашли выход. Они не заключают договор межевания, пока человек не заключит договор на консультационные услуги. В итоге плата все равно оказывается высокой.
Понятно, что диктовать рынку свои условия мы не можем. Но проблему надо как-то решать. Попробуем сделать это, привлекая к оказанию такого рода услуг подведомственное Росреестру предприятие - ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ". Его филиалы действуют во всех регионах России. Мы собираемся заключить с ним соглашение об оказании услуг в сфере землеустроительных работ гражданам для постановки на кадастровый учет или регистрации прав на недвижимое имущество - то есть нашим потенциальным клиентам. Но цена на услугу должна быть ниже той, что сложилась на рынке. Ростехинвентаризация готова приступить к работе на таких условиях уже весной. При этом порождать очередного монополиста мы не собираемся, документы будут приниматься и от коммерческих фирм.
Второй шаг, который, мы надеемся, тоже поможет сбить цены - введение института кадастровых инженеров. Это новая для нашей страны профессия. Кадастровый инженер сможет заниматься и межеванием, и землеустройством, и техническим учетом объектов капитального строительства. То есть будет выполнять работу сегодняшних сотрудников БТИ и землемеров. "Пропуском" на рынок станет сдача квалификационных экзаменов. Мы рассчитываем, что количество людей, желающих оказывать такие услуги, будет достаточно велико. А значит, возникнет здоровая конкуренция, снизятся цены.
РГ: Вы подсчитывали - на сколько?
Васильев: По нашим прогнозам, на 15-20 процентов. Причем, цены упадут уже в этом году.
Справка "РГ"
В 2009 году сохранился рост обращений граждан и юридических лиц за регистрацией прав на недвижимость. И по сравнению с 2008 годом он увеличился на 12 процентов.
Общее количество зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в 2009 году составило 25 миллионов, что превышает показатель 2008 года на 16 процентов. Количество документов, подготовленных по результатам проведения государственного кадастрового учета и по запросам заинтересованных лиц о представлении сведений о земельных участках, в 2009 году составило 15,2 миллиона - 141,7 процента к уровню 2008 года.