Апробация природоохранных идей на калининградском побережье Балтики позволит организовать здесь грамотное хозяйствование и соблюсти баланс интересов всех пользователей природных богатств.
Первый отчет Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) - разработчика предложений по развитию морских побережий России, обеспечивающих сохранение, реабилитацию и устойчивое использование их ресурсов, состоялся в Калининграде не случайно. Именно эксклав может стать пилотным объектом внедрения комплексного управления прибрежной зоной (КУПЗ).
- Для России морские берега имеют огромное значение, а для жителей крохотного "осколка" метрополии береговая полоса в 148 километров - это наше все. Центр хозяйственной деятельности - судоходство, рыболовство, перевалка грузов, а также колоссальный рекреационный потенциал, - сказал зампредседателя профильного комитета Калининградской областной думы Феликс Алексеев на круглом столе с участием питерских и калининградских ученых.
При этом он заметил, что в отличие от Польши и Литвы, с которыми область "роднят" трансграничные объекты - Балтика, Куршский и Калининградский (Вислинский) заливы, речные бассейны, калининградцы не эксплуатируют природные богатства должным образом и не извлекают из своего географического положения тех прибылей, которые имеют соседи благодаря национальным законодательствам.
Россия только начинает делать подходы к комплексному управлению прибрежной зоной. В рассмотрении вопросов, связанных с региональными аспектами КУПЗ, приняли участие представители минэкономразвития РФ - государственного заказчика-координатора ФЦП "Мировой океан", главного исполнителя научно-исследовательской работы - РГГМУ (Санкт-Петербург) и соисполнителей - Атлантического отделения Института океанологии имени П. Ширшова РАН и РГУ имени Канта (Калининград).
Отраслевое планирование деятельности приводит к конфликту интересов многочисленных природопользователей. Как гармонизировать их отношения? Сейчас каждый развивается в рамках ведомственных, целевых или локальных программ. В результате растет антропогенная нагрузка на морскую и наземную части береговой линии. А тут еще в последнее время усилилась штормовая активность. Перед ураганными волнами не смогли устоять ни свайно-ячеистые заслоны с каменными и гравийными фильтрами, ни "заградснаряды" в виде арматуры с нанизанными на нее автопокрышками, ни новомодные "спасжилеты" - габионы (стенки из камней, заключенных в металлические сетки).
По словам руководителя госучреждения "Балтберегозащита" Вячеслава Щербины, сегодня на Балтийской и Куршской косах насчитывается 11 аварийных участков. А ведь косы не столько украшения области, сколько уязвимые геоморфологические комплексы, определяющие общее состояние окружающей среды. Не менее плачевно обстоят дела и с берегоформированием. Закон "О недрах" не позволяет добывать из моря намывной материал для укрепления пляжей, посетовал Щербина. А вот поляки и литовцы это делают - летом регулярно подпитывают песком "прохудившиеся" участки.
Еще один вопрос, который думцы адресовали разработчикам КУПЗ, касался долгосрочного прогнозирования глобального изменения климата. Как без научного предвидения бороться с социально-экономическими последствиями стихийных бедствий?
- В 50-70-х годах прошлого века в суровые зимы на калининградском побережье Балтики стоял ледяной припай шириной в несколько сот метров. Поэтому зимние шторма не наносили урон берегу в такой мере, как сейчас, - поделился наболевшим депутат, заслуженный эколог РФ Феликс Алексеев. - Не наше дело полемизировать: мягкие зимы - это антропогенные изменения или естественная цикличность глобального потепления. Нам важно заблаговременно выработать меры адаптации народного хозяйства к "сдвигам по фазе" в природе.
Практически треть площади региона расположена на уровне моря, и при небольшом его повышении калининградцам обеспечены крупные неприятности в виде подтопления, проблем с водоотведением и водообеспечением. Река Преголя - главный источник питьевой воды для горожан - при нагонных подъемах воды в Вислинском заливе становится соленой и непригодной к употреблению. Увеличение количества осадков пагубно отражается на уникальных, самых крупных в стране (98 тысяч гектаров) польдерных системах области.
Все эти вопросы для жителей эксклава стратегические. И частично в их решении, считают представители региональной власти, федеральный центр мог бы делегировать полномочия на места. Например, требования по сбросу сточных вод в странах ЕС и в России сильно разнятся. Российские нормативы содержания некоторых вредных веществ в стоках жестче "еэсовских". Получается, с соседей по трансграничным водоемам спрос менее строгий, чем с калининградцев.
- Могут ли областные власти обратиться с ходатайством о переходе на некоторые экологические стандарты ЕС? - поинтересовался Алексеев. - Мы находимся в одном экологическом пространстве с Польшей и Литвой, и жить в этой "коммунальной квартире" нам с ними нужно по одним правилам, чтобы вписываться в международные программы, интегрироваться в балтийскую и европейскую системы природопользования и охраны окружающей среды.
Заведующий кафедрой управления прибрежными зонами РГГМУ Николай Плинк согласился: по мере внедрения в эксклаве КУПЗ и планирования морских акваторий неизбежно возникнет необходимость в координации деятельности с иностранными государствами в рамках Юго-Восточной Балтики. Что же касается подготовки научных основ регионального прогноза, связанного с глобальными климатическими изменениями, на это, по словам ученого, "потребуется очень много времени, но перспективную оценку возможного отрицательного воздействия природных факторов конкретно для нашего кусочка Балтики можно сделать через год-два".
Выполнение исследователями всего блока поставленных перед ними задач должно быть завершено 15 октября 2010 года. Основной целью обсуждения результатов первого этапа научно-исследовательских работ было выявление и учет практических потребностей "прибрежников" области, возможных местных законотворческих инициатив, направленных на ускоренный переход на модель эффективного менеджмента.
Справка "РГ"
Из пяти федеральных округов РФ, имеющих непосредственный выход к морю, в трех морские субъекты имеют преимущественное значение. К таковым относится и Калининградская область. По данным Атлантического отделения Института океанологии им. П. Ширшова РАН, количество жителей, проживающих в прибрежных районах эксклава, превышает аналогичный показатель для остальной части территории на 33 процента. Плотность населения региона на побережье в 7,5 раза выше, чем в удаленных от берега районах, и в 3,6 раза - чем средняя по области.