В российском домене .RU сегодня зарегистрировано более 2,6 миллиона имен. Среди страновых доменов по этому показателю Россия занимает шестое место. Но по темпам роста, несмотря на кризис, уверенно вышла на первое.
Такие итоги подвел Координационный центр национального домена сети Интернет. О будущем русского Интернета корреспонденту "РГ" рассказал директор центра Андрей Колесников.
Российская газета : Андрей, каковы итоги развития Рунета за последний год? Как пострадала эта отрасль от кризиса?
Андрей Колесников : Интернет в нашей стране - та счастливая отрасль, которую кризис затронул минимально. К примеру, в Китае за прошлый год рост в домене .CN составил минус 1 процент, а в домене .RU плюс 37 процентов. Следом по темпам роста доменных имен идут Польша и Бразилия. Среди стран Россия пока на шестом месте по количеству доменных имен, но у нас есть перспектива войти в тройку лидеров. Естественно, общие объемы интернет-рынка из-за кризиса снизились, но при этом отрасль все равно в плюсе. На первом месте по доходам традиционно стоят провайдерские услуги, то есть доступ к Сети, на втором - все еще мобильный Интернет. А непосредственно онлайн веб-технологии (к примеру, контекстная реклама, электронные деньги) на третьем месте. Стоит отметить, что в прошлом году рынок онлайн-рекламы без лишнего шума обошел рекламу на радио и в журналах.
РГ : Почему такое распределение? В Европе веб-технологии приносят колоссальную прибыль.
Колесников : Монетизация Рунета все еще достаточно слабая. К примеру, доменный рынок в зоне .RU, то есть регистрация и продажа доменных имен, оценивается в 40 миллионов долларов в год. А по европейским меркам должно быть 120-130 миллионов. Это значит, что мы находимся на стартапной позиции. На тысячу жителей в России сейчас приходится только 18 доменных имен, а у наших европейских коллег - более ста. Но это неплохо - развивающиеся рынки нравятся инвесторам.
РГ : Как долго продлится такой серьезный рост?
Колесников : Конечно, так не будет продолжаться вечно. Я думаю, в ближайшие три года рост числа доменных имен будет на уровне 25-30 процентов в год. Несмотря на то, что в 2006-2008 годах домен .RU прибавлял по 60 процентов ежегодно, это тоже немало. Рост может быть и больше, если ситуация с ценами в регионах будет лучше. Есть прямая зависимость числа доменов и общего количества пользователей Интернета в стране. Если широкополосный Интернет для провинции станет дешевле, то будет еще больший скачок по количеству имен в наших национальных доменах.
РГ : Что нужно сделать?
Колесников : Сейчас существует серьезная разница в ценах на широкополосный доступ от региона к региону. Высокая цена - в удаленных районах Дальнего Востока и сибирской глубинки. Но везде, куда приходят магистральные оптоволоконные каналы, цена должна быть примерно одинакова. В Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге в домах работают по 2-3 провайдера, и цены за безлимитный доступ начинаются от 400-450 рублей. В небольших городах и райцентрах жители лишены возможности выбора. Там есть одна организация, которая предоставляет услуги доступа, и цены она может "задирать" какие угодно. Чтобы такую ситуацию изменить, нужно в таких регионах либо фиксировать цену на "базовую услугу", как это делается с телефонией, либо бороться с монополиями. Тогда аудитория Интернета увеличится.
РГ : За счет кого сейчас растет количество пользователей Сети?
Колесников : В основном аудитория последние два года увеличивается благодаря пенсионерам, домохозяйкам и молодежи. Все, кому нужен был Интернет для работы, подключились раньше. Причем большая часть прироста идет за счет регионов. Для них в том числе и создается новый корневой домен .РФ. В мире по разным оценкам до 300 миллионов русскоговорящих жителей, не считая 146 миллионов россиян. Многие IT-специалисты считают, что кириллический домен России не нужен - давно успешно используется латиница. Их голос громкий, но число IT-специалистов среди населения России весьма невелико. А для пенсионеров все должно быть предельно просто. Ввел в адресной строке, например, "российскаягазета.рф" и сразу попал на сайт газеты. Открытие кириллического домена - не очередная национальная идея, это просто подарок русскоязычному брендингу. У архетипа нашего человека есть особенность - воспринимать то, что написано по-русски, на порядок лучше. Это физиология восприятия, и она не зависит от знания иностранного языка. Написать слово "ёжик" латинскими символами можно несколькими способами, а запомнить с первого раза правильный - трудно. А если в адресной строке вы пишете адрес по-русски, это значительно упрощает пользование Интернетом.
РГ : Когда состоится официальное открытие национального домена?
Колесников : Я думаю, что это произойдет не раньше осени. В ближайшее время планируется открытие второй фазы приоритетной регистрации. Во время первой мы уже зарезервировали для госорганов и компаний-владельцев товарных знаков на кириллице около 10 тысяч доменных имен. Но так как мы в создании национального домена на кириллице первопроходцы, естественно, по ходу дела возникают различные проблемы. Цель всего периода приоритетной регистрации - услышать запросы и выстроить приоритеты для охраны прав владельцев товарных знаков. Мы хотим к открытию доменной зоны иметь минимальное количество спорных ситуаций.
РГ : Как вы собираетесь решать проблему с символом "собачка" для электронной почты? Ведь в русской клавиатуре такого знака нет.
Колесников : Этот вопрос остро встанет только года через три, когда почта на кириллице и на других алфавитах полностью заработает. Сейчас для нас существует множество других проблем. К примеру, начинаем с легкой задачи - кому могут принадлежать имена "волга.рф" или "урал.рф"? Это географические обозначения, и они могут быть зарегистрированы по свидетельству на товарный знак, либо - в общем порядке, после начала открытой регистрации. Тот же вопрос с "бог.рф" или "иисус.рф". В России множество религиозных течений и конфессий с верой в Христа, а кому из них должно принадлежать это имя, неясно. И уж точно не роль маленького Координационного центра брать на себя все гигантские проблемы этого мира. Кстати, с простыми словами в день открытия приоритетной регистрации 25 ноября прошлого года и возникло больше всего проблем. Под товарным знаком "здоровье" зарегистрировано много товаров и услуг в Роспатенте, а зарезервирован только один домен - по-другому не бывает.
РГ : Как вы обычно поступаете в таких случаях?
Колесников : Кто первый - у того и имя. Это сложившаяся практика Интернета. Мы сейчас говорим об абстрактных вещах. Технически домена .РФ все еще не существует. Его запуск начнется только к концу апреля. К тому же Совет Координационного центра не решил в деталях, как будет начинаться открытая регистрация. Скорее всего будет разрабатываться такая схема: первую неделю регистраторы будут продавать доменные имена по цене порядка миллион рублей, а дальше цена будет снижаться каждую неделю.
РГ : А почему так дорого?
Колесников : Это не даст деньгам утечь в карманы киберсквоттеров. Они всегда рядом, когда привлекательные имена доменов стоят "посильных" денег. Теперь представьте, что будет, если в первую минуту домены начнут продаваться по 500 рублей. И по какой цене имя ЛЮБОВЬ.РФ будет перепродано? Деньги от перепродажи в дальнейшем при этом пойдут ловким ребятам, которые, затратив минимум усилий, получат серьезные деньги на ровном месте. Поэтому мы решили собрать деньги сами и отправить их на полезные Рунету проекты.
РГ : Многие участники блогосферы обвиняют Координационный центр в том, что идея с национальным доменом - отмывание денег, а вы сидите на мешках с золотом.
Колесников : Наши мешки выглядят просто - вся отчетность находится в открытом доступе. Каждый домен в зоне .RU приносит Координационному центру 70 рублей в год, большая часть из которых идет на техническую поддержку инфраструктуры. Остальное - на содержание центра. Умножаем 2,6 миллиона доменов на 70 рублей и получаем наш бюджет. Никаких других денег у нас как у некоммерческой организации нет. Денег от государства мы не берем и не планируем. Однако государство действительно представлено в решениях Совета Координационного центра через 13-го члена совета. В настоящее время Алексей Солдатов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, занимает эту позицию. Мы тесно сотрудничаем с минкомсвязи по целому ряду вопросов. Без поддержки проекта .РФ лично в лице Игоря Щеголева и его помощников нам было бы труднее продвигать проект. Практика работы Координационного центра складывается из общемировой. В большинстве стран мира существует свой "координационный центр" в той или иной конфигурации, но принципы примерно одинаковые: учитывать мнение интернет-сообщества, координировать работу регистраторов, выстраивать отношения с администрацией связи, поддерживать международные отношения. Так устроены страновые домены.
РГ : Вы собираетесь как-то продвигать, популяризировать новый домен .РФ?
Колесников : Никакой масштабной телевизионной или баннерной кампании не будет. Конечно, в бюджет этого года заложены деньги на рекламу, но скорее всего мы будем участвовать в акциях регистраторов или устраивать совместные компании с ними. Главное, что новый домен будет на слуху, когда госорганы запустят кириллические аналоги традиционному домену .RU. Поэтому мы рассчитываем и на первых лиц в популяризации нового домена. Это хороший проект для развития "электронного правительства" и поддержки русского языка в мире. Но мы никого насильно не тащим в новый домен. В Интернете есть только один рецепт популярности - спрос. Другое дело, что если цена на домен в год эквивалентна стоимости бутылки водки, то почему бы не завести свой сайт и в домене .РФ?
РГ : Как появилась идея о национальном кириллическом домене?
Колесников : Еще в конце 90-х годов этот вопрос поднимался на многих мировых конференциях. В начале 2000-х стало понятно, что доля латинского Интернета падает, а количество пользователей с другими "алфавитами" стремительно растет. Естественно, когда в Китае больше пользователей Интернета, чем жителей в США, встает вопрос о переходе системы адресации на национальные языки. И мы хоть и лидеры в этом, но далеко не одиноки. Свой национальный домен создают болгары, арабы, китайцы, украинцы. Этот шаг повышает ценность Интернета в мире, качество услуг, удобство. По большому счету это очередной виток интернет-эволюции и тренд ближайшего десятилетия. Однако новому домену .РФ понадобится не один год, чтобы дорасти до "взрослого" .RU. Нам есть чем заняться в ближайшие год-два. Запустим домен .РФ, а там и запуск других новых корневых доменов на кириллице станет обычным делом.