Предварительные интриги
В прошлом году, на фоне общего экономического спада, Голливуд оказался единственной отраслью, которая улучшила свои позиции: выросли доходы от проката и продажи DVD.
Усилилось и лоббистское давление на голосующих академиков. Один из продюсеров "Повелителя бури", например, разослал за своей подписью электронные призывы не голосовать за конкурента - за полумиллиардное чудище (имелся ввиду "Аватар"). Смельчака вычеркнули из списков участников церемонии - и поделом: тщательнее надо! А за неделю до окончания голосования в СМИ появилось письмо ветеранов: они считают, что в "Повелителе бури" искаженно показана жизнь солдат в Ираке.
Вообще, попытки дискредитировать фаворитов - дело знакомое и хорошо проработанное. Когда в лидерах гонки были "Игры разума" Рона Ховарда, невесть откуда пополз слух, что главный герой - завзятый антисемит. А в прошлом году постановщика "Миллионера из трущоб" Денни Бойла неизвестные доброжелатели обвинили в эксплуатации детского труда и безжалостном выбрасывании малолетних звезд фильма обратно в трущобы. Но чтобы задействовали ветеранов - это впервые. Некоторые наблюдатели рассмотрели за сержантским письмом фигуру Харви Вайнштейна - великого продюсера и не менее великого интригана. Вайнштейн спродюсировал "Бесславных ублюдков" Квентина Тарантино, и для него выгодно, чтобы многомиллионный "Аватар" схлестнулся с "Повелителем бурь": если голоса разделятся, то у "Ублюдков" появляется шанс…
По ковру без запинок
Как всегда, началось с красного ковра. В прошлом году здесь шорох наводили индийские дети (те самые, которые, согласно сплетне, были после съемок отправлены в трущобы). Они перебегали от знаменитости к знаменитости, выпрашивая автографы. Плавное течение парада звезд сбивалось, происходили незапланированные встречи, было много натужной радости, люди много и часто хлопали друг друга по плечам, все ликовало. В этом году ковер был чинным и мирным: поток плавно втекал в здание театра "Кодак" без запинок и внепрограммных вольностей.
Добропорядочность наблюдалась и в зале. Два умных и, безусловно, остроумных человека Алек Болуин и Стив Мартин дарили публике вялые шутки, зал вежливо реагировал. Так же спокойно было и в пресс-центре, где я оказалась единственным представителем российских СМИ. Казалось, что атмосфера избыточной определенности проникла и сюда. Например, вполне ожидаемой была победа Кристофа Вальца как исполнителя роли второго плана в фильме Тарантино "Бесславные ублюдки". Зайдя к нам в пресс-центр, он сказал: "У меня и мыслей не было, что судьба вознесет так высоко! Я ведь тот же, каким был и пять лет назад, и два года назад - ничем не лучше. Работал тогда - работаю и сейчас. Но пришел Квентин - и переломил мою судьбу!".
В категории женской роли второго плана предпочтение отдавалось чернокожей актрисе МоНик: работы ее конкуренток Пенелопы Крус ("Девять"), Мэгги Джиленхаал ("Сумасшедшее сердце"), Веры Фрамиги и Анны Кендрик ("Мне бы в небо") были вполне заурядными. МоНик же в фильме "Тужься" создала впечатляющий образ матери-тиранши. Обычно во всех присуждениях "Оскара" чернокожим актерам чувствовался привкус политкорректности. Но мир поменялся, актриса тонко почувствовала это и в интервью сказала:
- Я счастлива, что, наконец, Академия может оценивать актера без вмешательства политики. У меня было много добрых советчиков, которые учили меня, как надо играть в беспроигрышные игры, но я не игрок, я - комедиант, которому доверили драматическую роль. Я ее сыграла без оглядок на закулисные игры, и академики оценили ее тоже без оглядок.
Бесспорным фаворитом выглядел и Джефф Бриджес. В его карьере уже было четыре номинации, но каждый раз "Оскар" обходил его стороной. Теперь, несмотря на сильную конкуренцию, в том числе со стороны Колина Ферта ("Одиночка"), Бриджес, сыгравший спившегося кантри-певца в "Безумном сердце", уверенно лидировал во всех прогнозах - и победил. Джефф - из актерской семьи: его отец Ллойд Бриджес был телеактером, мать - актрисой и поэтессой, оба - ученики Михаила Чехова, старший брат Бо - тоже актер.
- Джефф, - спросила я победителя, - вы теперь уже с полным орденским набором: и от академии, и от Гильдии актеров кино, и от "Золотого глобуса". Куда теперь направятся стопы лауреата?
- Фанфары во мне еще гремят, но они уже преобразуются в тихую музыку. Я давно ее пишу, и буду продолжать. Сейчас меня отвлекать будут чаще, но я буду стараться.
Безусловным фаворитом среди номинированных актрис считалась Сандра Буллок за роль в "Невидимой стороне". Она взяла и "Золотой глобус", и приз актерской гильдии.
- Даже не думала, что когда-нибудь получу "Оскара", - говорит Сандра Буллок. - Актерам моего плана этот приз достается очень редко, и я уже смирилась. Я завоевала достойное место в киноиндустрии, была вполне довольна этим местом, и публика меня любила (Буллок неоднократно получала призы зрительских симпатий) - чего еще желать! Но - случилось, и я благодарна судьбе.
- Сандра, вы единственная в истории кино, которая с перерывом в один день получила "Золотую малинку" за худшую женскую роль и "Оскара" - за лучшую...
- Поставлю их рядом на полке - пусть напоминают мне о превратностях актерской судьбы.
Присуждение "Оскара" за лучшую режиссуру и лучший фильм Кэтрин Бигелоу за "Повелителя бури" не могло не разочаровать ее бывшего мужа Джеймса Камерона - он надеялся с "Аватаром" повторить успех "Титаника".
- Кэтрин, вы чувствуете себя пионеркой? Теперь в историю кино будет вписано: первая женщина- режиссер, которая получила "Оскара"...
- Я бы все-таки предпочла думать о себе как о режиссере, без уточнения пола. Есть много замечательных режиссеров, которым случилось родиться женщинами, и оценивать их нужно только по их работе.
- Вы посвятили свой успех военным, несущим службу в Афганистане и Ираке...
- Я и сейчас хочу подтвердить это посвящение. Ребята защищают нашу свободу, и об этом нужно не забывать.