Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 февраля 2010 г.
Регистрационный N 16330
В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31 (часть I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776, N 29, ст. 3600), Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст. 4717; N 42, ст. 5010; N 50, ст. 6255; 2008, N 12, ст. 1112; N 20, ст. 2290), Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2676; 2007, N 45, ст. 5492; 2008, N 46, ст. 5337), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 245 "Об утверждении положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1572; 2003, N 4, ст. 327; 2004, N 44, ст. 4351; 2007, N 46, ст. 5582; 2008, N 18, ст. 2049), Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 года N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 659), приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 мая 2008 года N 138 "О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июня 2008 г., регистрационный N 11843; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 27, 7 июля 2008 г.) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 июня 2005 года N 86 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от
7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 августа 2005 г., регистрационный N 6890, "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 33, 15 августа 2005 г.).
Руководитель Ю. Чиханчин
Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
На основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036, 2009, N 23, ст. 2776, N 29, ст. 3600), Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 45, ст. 4251; 2003, N 15, ст. 1346; N 47, ст. 4520; 2004, N 11, ст. 945, N 49, ст. 4887; 2005, N 13, ст. 1137), Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2676; 2007, N 45, ст. 5492; 2008, N 46, ст. 5337), Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 245 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1572; 2003, N 4, ст. 327; 2004, N 44, ст. 4351; 2007, N 46, ст. 5582; 2008, N 18, ст. 2049), Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 года N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 659), приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 мая 2008 года N 138 "О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июня 2008 г., регистрационный N 11843; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 27, 7 июля 2008 г.), в настоящей Инструкции Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) устанавливает единый формат представления в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям с денежными средствами или иным имуществом, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - информация); форму кодирования; перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении; каналы связи для передачи информации; формы письменных запросов Росфинмониторинга в организации о представлении информации и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов), подтверждающих эту информацию, и перечень должностных лиц, имеющих право направлять письменные запросы в организации.
1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036, 2009, N 23, ст. 2776, N 29, ст. 3600) (далее - организации), а также иные лица, перечисленные в статье 7.1 указанного Федерального закона (далее - лица), представляют информацию в Росфинмониторинг в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
2. Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе передавать информацию в Росфинмониторинг как самостоятельно, так и через адвокатскую и нотариальную палату при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом.
3. Кредитные организации представляют в Росфинмониторинг соответствующую информацию в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036, 2009, N 23, ст. 2776, N 29, ст. 3600) (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом.
4. Организации документально фиксируют и представляют в Росфинмониторинг в соответствии с положениями настоящей Инструкции информацию, предусмотренную Федеральным законом N 115-ФЗ, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю, либо не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
5. Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в установленных Федеральным законом N 115-ФЗ случаях, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки).
6. Информация представляется в Росфинмониторинг в виде электронного формализованного сообщения (далее - СЭД), формируемого организацией (лицом), подписанного (заверенного) зарегистрированной электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП).
По согласованию с Росфинмониторингом информация может представляться организацией (лицом) в виде формализованного сообщения на бумажных носителях (далее - СПД), удостоверенного подписями уполномоченных лиц организации (лица) и заверенного печатью организации (лица), по форме 4-СПД, приведенной в Приложении 1 к настоящей Инструкции.
7. Росфинмониторинг обеспечивает сохранность и неразглашение информации, представленной организациями (лицами).
8. Подготовка и отправка СЭД в Росфинмониторинг осуществляется с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации в Росфинмониторинг с применением средств криптографической защиты информации (далее - АРМ), предоставляемого организациям (лицам) Росфинмониторингом.
9. Передача организациями (лицами) информации в виде СЭД в Росфинмониторинг осуществляется посредством технических каналов связи, поддерживаемых АРМ.
10. АРМ используется только для подготовки и представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом N 115-ФЗ, в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
11. Организация (лицо) при заполнении и формировании СЭД с использованием АРМ или СПД руководствуется Рекомендациями по заполнению реквизитов СЭД и формы 4-СПД, приведенными в Приложении 2 к настоящей Инструкции.
12. Каждому СЭД, направленному в Росфинмониторинг, организацией (лицом) присваиваются специальный семизначный номер сообщения и дата сообщения, которые являются уникальными идентификаторами операции и могут использоваться при ссылках на сообщения организации (лица).
Номер сообщения формируется организацией (лицом) в порядке возрастания, в течение одного календарного года представления сообщений, начиная с номера "ХХ00001", где "XX" - код филиала организации (в случае представления сообщения филиалом, в ином случае - ставится значение "00"), присваиваемый организацией самостоятельно.
Первичное сообщение имеет значение реквизита "Вид документа" - "1 - добавление новой записи".
13. При получении СЭД Росфинмониторинг осуществляет процедуры логического контроля информации, контроль подлинности получаемой информации, включая идентификацию отправителя СЭД, целостности информационного сообщения, а также проверку достоверности получаемой информации.
14. В случае прохождения СЭД процедур входного логического контроля, установления подлинности и целостности получаемой информации Росфинмониторинг формирует и направляет в адрес организации (лица) журнал обработки документов и корректно представленное СЭД считается принятым (присваивается значение "принят").
15. СЭД может быть не принято (отвергнуто) Росфинмониторингом в случае представления информации в искаженном виде или неполном объеме, некорректном заполнении реквизитов СЭД, возникновения ошибок при расшифровании СЭД.
16. СЭД, не принятые (отвергнутые) Росфинмониторингом, исключаются из дальнейшей обработки, а в адрес организации направляется в электронном виде уведомление в целях информирования о невозможности принятия информации об операции и журнал обработки документов для информирования организации о невозможности принятия СЭД с указанием конкретных причин непринятия информационного сообщения. Направленное и непринятое СЭД считается отвергнутым (присваивается значение "отвергнут").
Форма уведомления в целях информирования о невозможности принятия информации об операции приведена в Приложении 3 к настоящей Инструкции.
17. В случае получения уведомления о невозможности принятия информации об операции организация (лицо) принимает меры по устранению указанных в нем причин непринятия СЭД, исправляет указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее рабочего дня, следующего за днем получения организацией (лицом) электронного уведомления о невозможности принятия информации об операции, отправляет исправленное сообщение в Росфинмониторинг.
Исправленное сообщение имеет значение реквизита "Вид документа" - "2 - исправление записи". При этом исправленному сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения.
18. Для инициативного внесения изменений и дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию организация (лицо) представляет заменяющее СЭД целиком, имеющее значение реквизита "Вид документа" - "3 - запрос замены записи", с указанием в реквизите "Дополнительная информация" вносимых изменений и дополнений в информационное сообщение.
При этом заменяющему сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения.
Заменяющее сообщение направляется организацией (лицом) в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления фактов (обстоятельств), повлекших (потребовавших) внесение организацией (лицом) изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию.
19. В случае возникновения технических проблем, связанных с формированием и направлением СЭД, неполучения журналов обработки сообщений, организация (лицо) связывается с Росфинмониторингом по телефону "горячей линии" или обращается письменно в адрес Росфинмониторинга.
20. В случае невозможности отправки СЭД в Росфинмониторинг в связи с отсутствием лица, ответственного за направление СЭД в Росфинмониторинг, по причине отпуска, болезни, командировки и пр., а также в период смены криптографических ключей, сообщения об операциях, подлежащих контролю, формируются с помощью АРМ и направляются в Росфинмониторинг на электронном и на бумажном носителях информации до устранения причин, препятствующих направлению СЭД в установленном порядке.
21. При представлении информации на бумажных носителях форма 4-СПД заполняется одним из следующих способов:
а) с использованием текстового редактора на компьютере с распечаткой на принтере;
б) печатными буквами авторучкой на готовом бланке.
22. Для формирования формы 4-СПД с использованием текстового редактора на компьютере или печатными буквами на готовом бланке форма 4-СПД публикуется на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru), а также в действующих информационных справочно-правовых системах.
23. Каждая форма 4-СПД независимо от способа заполнения подписывается руководителем организации или специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, и заверяется печатью организации (лица).
24. При одновременной отправке в Росфинмониторинг большого количества подготовленных форм 4-СПД сообщения можно направить как приложение к сопроводительному письму.
25. СПД направляются организациями (лицами) в Росфинмониторинг почтовым отправлением с уведомлением о вручении или нарочным с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки; помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.
26. Каждой форме 4-СПД, направленной в Росфинмониторинг, организацией (лицом) присваивается специальный семизначный номер сообщения и дата сообщения, которые являются уникальным идентификатором операции и могут использоваться при ссылках на сообщения организации (лица).
Номер сообщения формируется организацией (лицом) в порядке возрастания, в течение одного календарного года представления сообщений, начиная с номера "ХХ00001", где "XX" - код филиала организации (в случае представления сообщения филиалом, в ином случае - ставится значение "00"), присваиваемый организацией самостоятельно.
Первичное сообщение имеет значение реквизита "Вид документа" - "1 -добавление новой записи".
27. В случае представления организацией (лицом) информации в искаженном виде или неполном объеме, представления информации по форме, отличной от формы 4-СПД, отсутствия обязательных для заполнения листов и реквизитов формы 4-СПД, а также отсутствия печати организации, подписи руководителя организации или специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, Росфинмониторинг направляет в адрес организации письменное уведомление в целях информирования о невозможности принятия информации об операции для информирования организации о невозможности принятия формы 4-СПД и конкретных причинах непринятия Росфинмониторингом информационного сообщения.
Форма письменного уведомления в целях информирования о невозможности принятия информации об операции приведена в Приложении 3 к настоящей Инструкции.
28. В случае получения письменного уведомления в целях информирования о невозможности принятия информации об операции организация (лицо) принимает меры по устранению указанных в нем причин непринятия сообщения и не позднее рабочего дня, следующего за днем получения организацией (лицом) письменного уведомления Росфинмониторинга о невозможности принятия информации об операции, направляет исправленное сообщение по форме 4-СПД, имеющее значение реквизита "Вид документа" - "2 - исправление записи".
При этом исправленному сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения.
29. В случае инициативного внесения организацией (лицом) изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию организация (лицо) направляет в Росфинмониторинг заменяющее сообщение по форме 4-СПД целиком, имеющее значение реквизита "Вид документа" - "3 - запрос замены записи" с указанием в реквизите "Дополнительная информация" вносимых изменений и дополнений.
При этом заменяющему сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения.
Заменяющее сообщение должно быть направлено организацией (лицом) в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления фактов (обстоятельств), повлекших (потребовавших) внесение организацией (лицом) изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию.
30. Для удаления ранее представленной и принятой Росфинмониторингом информации в виде СЭД или СПД организация (лицо) направляет в адрес Росфинмониторинга письменное обращение, подписанное руководителем организации или специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, и заверенное печатью организации (лица), с обязательным указанием причины удаления сообщения, а также данных, позволяющих однозначно идентифицировать сообщение об операции (номер сообщения, дата сообщения, сумма операции в валюте ее проведения, дата совершения операции и т.д.), и способ представления сообщения (с помощью АРМ по электронным каналам связи, на бумажном носителе).
31. При подготовке и представлении сообщений об операциях в Росфинмониторинг организация (лицо) использует следующие справочники:
а) Справочник кодов видов операций, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (Приложение 4 к настоящей Инструкции);
б) Справочник кодов видов организаций (лиц), представляющих информацию в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ в Росфинмониторинг (Приложение 5 к настоящей Инструкции);
в) Справочник кодов видов участников операций с денежными средствами или иным имуществом (Приложение 6 к настоящей Инструкции);
г) Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, используемых при представлении информации в Росфинмониторинг (Приложение 7 к настоящей Инструкции);
д) Справочник кодов видов необычных операций и сделок, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (Приложение 8 к настоящей Инструкции);
е) Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, используемых при представлении информации в Росфинмониторинг (Приложение 9 к настоящей Инструкции).
32. Росфинмониторинг формирует и ведет электронную базу данных Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, доводится Росфинмониторингом в электронном виде до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, только в момент сеансов связи организации с Росфинмониторингом при приеме-передаче сообщений и дополнительно размещается на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).
33. Росфинмониторинг формирует и ведет электронную базу данных Перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Перечень государств (территорий), предусмотренных статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ, а также вносимые в него изменения и дополнения доводятся Федеральной службой по финансовому мониторингу до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, только в момент сеансов связи организации с Росфинмониторингом при приеме-передаче сообщений и дополнительно размещаются на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).
34. Организации (лица) и Росфинмониторинг используют следующие классификаторы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от
10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области":
а) Общероссийский классификатор стран мира (далее - ОКСМ);
б) Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (далее - ОКАТО);
в) Общероссийский классификатор валют (далее - ОКВ);
г) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)) (далее - ОКВЭД);
Классификатор адресов России (КЛАДР) используется организациями (лицами) для заполнения типов адресных объектов.
35. Обновление нормативно-справочной информации в АРМ осуществляется в момент сеансов связи организации (лица) с Росфинмониторингом.
36. Справочники, созданные Росфинмониторингом и необходимые для формирования сообщения, дополнительно размещаются на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).
Общероссийские справочники и Классификатор адресов России размещаются в действующих информационных справочно-правовых системах, а также распространяются Росфинмониторингом только в составе АРМ, предоставляемого Росфинмониторингом организациям (лицам).
37. Росфинмониторинг осуществляет проверку получаемой информации, в том числе получает от организаций (лиц) необходимые разъяснения по представленной информации.
38. В целях проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, Росфинмониторинг направляет в организации (лицам) письменные запросы о представлении информации и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов) по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил и программ внутреннего контроля возникли подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Форма письменного запроса о представлении информации и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов) приведена в Приложении 10 к настоящей Инструкции.
39. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Росфинмониторинг направляет в организации письменные запросы о представлении информации и документов, необходимых для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.
Форма письменного запроса о представлении информации и документов приведена в Приложении 10 к настоящей Инструкции.
40. Письменные запросы Росфинмониторинга о представлении информации и документов оформляются на официальных номерных бланках Федеральной службы по финансовому мониторингу и подписываются руководителем Росфинмониторинга либо уполномоченным должностным лицом.
41. Организации представляют запрашиваемую информацию и документы в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего письменного запроса.
42. Организации могут дополнительно представлять в Росфинмониторинг документы и справочные материалы, не указанные в письменном запросе о представлении информации и документов, но необходимые, по мнению организации, для эффективной реализации Федерального закона N 115-ФЗ.
43. Письменные ответы организаций адресуются должностному лицу Росфинмониторинга, подписавшему письменный запрос.
44. В письменных ответах на запросы о представлении информации и документов организации ссылаются на номера и даты полученных соответствующих письменных запросов.
45. В письменных ответах на запросы указываются фамилии и контактные реквизиты исполнителей.
46. Запрашиваемая информация и документы направляются в адрес Росфинмониторинга по почте с уведомлением о вручении или нарочным.
47. Документы, подтверждающие сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, а также документы, подтверждающие направление организациями (лицами) сведений об операциях в Росфинмониторинг, на основании статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ подлежат хранению в организациях не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Сообщения, направленные организацией (лицом) в Росфинмониторинг, хранятся в электронном виде или на бумажном носителе также не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Приложение 2
Рекомендации по заполнению реквизитов СЭД и формы 4-СПД
1. Общие рекомендации
1.1. На каждом листе СЭД или формы 4-СПД указывается порядковый номер и дата сообщения по операции с денежными средствами или иным имуществом.
1.2. Реквизиты, помеченные в форме звездочкой <*>, заполняются организациями (лицами) значениями, выбранными из соответствующих справочников.
1.3. В случае невозможности установления отдельных данных, необходимых для заполнения реквизитов СЭД или формы 4-СПД (за исключением реквизитов, обязательных для заполнения), когда организацией (лицом) предприняты меры для их установления, соответствующий реквизит заполняется значением "0".
1.4. Для всех сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом обязательными для заполнения и представления организациями (лицами) в Росфинмониторинг являются:
а) Лист 01 "Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом";
б) Лист 02 "Сведения об организации (лице), представляющей(ем) информацию";
в) Лист 03 "Сведения о плательщике по операции с денежными средствами или иным имуществом";
г) Лист 04 "Сведения о получателе по операции с денежными средствами или иным имуществом".
1.5. Последующие листы заполняются в зависимости от количества и состава участников операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, а именно:
а) если участником операции является представитель плательщика по операции с денежными средствами или иным имуществом, поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени плательщика или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно представляется Лист 05 "Сведения о представителе плательщика по операции с денежными средствами или иным имуществом";
б) если участником операции является представитель получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени получателя или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно представляется Лист 06 "Сведения о представителе получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом";
в) если операция совершается лицом, не являющимся плательщиком или получателем по операции с денежными средствами или иным имуществом, по поручению и от имени которого совершается операция, то дополнительно представляется Лист 07 "Сведения о лице, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом";
г) если организация (лицо) располагает информацией о выгодоприобретателе по операции с денежными средствами или иным имуществом, то дополнительно представляется Лист 08 "Сведения о выгодоприобретателе по операции с денежными средствами или иным имуществом".
В случае, если в составе участников операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом отсутствуют лица, указанные в подпунктах а) - г), Листы 05 - 08 СЭД или формы 4 - СПД не заполняются и не представляются.
2. Рекомендации по заполнению Листа 01 "Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом"
2.1. В реквизите 110 "Номер сообщения" указывается порядковый числовой номер сообщения об операции, подлежащей контролю, информация о которой представляется в Росфинмониторинг.
"Номер сообщения формируется в порядке возрастания, в течение одного календарного года представления сообщений, начиная с номера "ХХ00001", где "XX" - код филиала организации (в случае представления сообщения филиалом, в ином случае - ставится значение "00"), присваиваемый организацией самостоятельно.
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.2. В реквизите 111 "Дата сообщения" указывается дата непосредственной передачи (отправки) сообщения об операции с денежными средствами или иным имуществом. Дата сообщения указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ, где: ДД - день месяца, ММ - номер месяца, ГГГГ - номер года.
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.3. Реквизиты "Номер сообщения" и "Дата сообщения" являются уникальными для каждого сообщения, представляемого организацией (лицом) в Росфинмониторинг, и используются для идентификации сообщения организацией (лицом) в случаях обнаружения ошибок и получения письменных запросов на представление информации.
Номер и дата сообщения определяются при первичном направлении сообщения об операции в Росфинмониторинг.
2.4. Реквизит "Вид документа" имеет следующие значения:
а) "1" - добавление новой записи;
б) "2" - исправление записи;
в) "3" - запрос замены записи.
Каждому новому сообщению, направляемому в Росфинмониторинг, присваивается значение реквизита "Вид документа" -
"1 - добавление новой записи".
Если значение реквизита не указано, по умолчанию принимается значение "1 - добавление новой записи".
В случае получения от Росфинмониторинга уведомления в целях информирования о невозможности принятия информации организация принимает меры по устранению указанных в уведомлении причин непринятия сообщения, исправляет указанные в уведомлении замечания и не позднее рабочего дня, следующего за днем получения организацией (лицом) уведомления в целях информирования о невозможности принятия информации направляет форму повторно в исправленном виде. При этом исправленному сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения, а реквизит "Вид документа" сообщения имеет значение "2 - исправление записи".
В случае инициативного внесения организацией (лицом) изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию об операции (например, изменилась сумма операции, или неверно указан код валюты, или основание совершения операции, или реквизиты участников), организация (лицо) направляет в Росфинмониторинг заменяющее сообщение целиком (т.е. заполняются все необходимые Листы формы), которое должно иметь тот же номер и дату сообщения, что и первично представленное сообщение. При этом реквизит "Вид документа" у заменяющего сообщения имеет значение "3 - запрос замены записи", а в реквизите "Дополнительная информация" указываются вносимые изменения и дополнения.
2.5. В реквизите 112 "Признак операции, связанной с финансированием терроризма" указываются следующие значения:
а) "1" - в случае приостановления операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в которых хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица;
б) "2" - в случае совершения операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в которых хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица;
в) "0" - в ином случае.
2.6. В реквизите 113 "Дата совершения операции" указывается дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом. Дата совершения операции указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ, где: ДД - день месяца, ММ - номер месяца, ГГГГ - номер года.
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.7. В реквизите 114 "Дата выявления операции" указывается дата выявления операции с денежными средствами или иным имуществом. Дата выявления операции указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ, где: ДД - день месяца, ММ - номер месяца, ГГГГ - номер года.
В случае, если сведения представляются по коду вида операции 6001 (реквизит 115 "Код вида операции" содержит "6001"), то в данном реквизите указывается дата выявления операции, сведения о которой представляются в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В случае, если сведения представляются в Росфинмониторинг по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ, о которых организации (лицу) стало известно в ходе осуществляемой деятельности и одной из сторон по которым организация (лицо) не являлась, то в данном реквизите указывается дата, когда организации (лицу) стало известно о совершении такой операции (дата получения организацией (лицом) сведений и (или) документа, подтверждающих факт совершения операции (сделки).
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.8. В реквизите 115 "Код вида операции" указывается 4-значный цифровой код вида операции согласно Справочнику видов операций, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (Приложение 4 к настоящей Инструкции).
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.9. В реквизите 116 "Дополнительные коды вида операции" указываются 4-значные цифровые коды видов операций в соответствии со Справочником видов операций, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (Приложение 4 к настоящей Инструкции), соответствующие характеру операции, сведения по которой представляются в сообщении, но отличающиеся от основного вида операции, код которой указан в поле "Код вида операции".
При необходимости указания нескольких кодов видов операций соответствующие коды видов операций указываются через запятую.
2.10. В реквизите 117 "Код валюты" указывается 3-значный цифровой код валюты совершения операции в соответствии с Общероссийским классификатором валют.
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.11. В реквизите 118 "Сумма операции в валюте ее проведения" указывается сумма в валюте проведения операции.
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.12. В реквизите 119 "Сумма операции в рублевом эквиваленте" указывается сумма операции в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.13. В реквизите 120 "Код драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий" указывается 3-значный цифровой код согласно Справочнику кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, используемых для представления информации в Росфинмониторинг (Приложение 9 к настоящей Инструкции).
Данный реквизит является обязательным при представлении информации об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и лома таких изделий. В ином случае - данный реквизит не заполняется.
2.14. В реквизите 121 "Основание совершения операции" указываются данные об основании совершения операции с денежными средствами или иным имуществом и предмете операции (сделки).
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.15. В реквизите 122 "Назначение платежа" указываются данные обо всех обосновывающих и подтверждающих документах, на основании которых осуществляется операция с денежными средствами или иным имуществом.
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.16. В реквизите 123 "Код признака операции с денежными средствами или иным имуществом" в случае, если операция совершается с денежными средствами, указывается значение "0". В случае, если операция совершается с иным имуществом, в данном реквизите ставится значение "1".
Реквизит является обязательным для заполнения.
2.17. Реквизит 124 "Характеристика операции" предназначен для отражения характера операции, особенностей ее проведения, действий физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленных на установление, изменение или прекращение связанных с ним гражданских прав и обязанностей.
2.18. В реквизите 125 "Код вида необычной операции" указывается 3-значный цифровой код вида необычной операции согласно Справочнику кодов видов необычных операций и сделок, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (Приложение 8 к настоящей Инструкции).
Данный реквизит является обязательным для заполнения в случае представления информации по операции (сделке), в отношении которой при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Информация о таких операциях представляется в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ. При этом в реквизите 115 "Код вида операции" указывается код вида операции "6001". В ином случае - данный реквизит не заполняется.
2.19. В реквизите 126 "Дополнительная информация" указываются пояснения по операции (сделке), в отношении которой при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе основания (причины) возникновения подозрений, критерии и/или признаки, характерные для выявленной необычной операции (сделки).
Информация о таких операциях представляется в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В случае представления заменяющего сообщения в данном реквизите указываются скорректированные реквизиты, например, изменена сумма операции, назначение платежа и т.д.
Кроме того, в этом реквизите организация (лицо) указывает номер и дату письменного запроса Росфинмониторинга, если информация является ответом на письменный запрос.
Реквизит является обязательным для заполнения в случаях, перечисленных в абзацах 3 и 4 настоящего пункта, а также в случае представления сведений об операции по коду 6001.
2.20. В реквизите "Сведения об операции представлены на _ листах" указывается общее количество листов в сообщении об одной операции с денежными средствами или иным имуществом.
Реквизит является обязательным для заполнения.
3. Рекомендации по заполнению Листа 02 "Сведения об организации (лице), представляющей(ем) информацию"
3.1. В реквизите 210 "Код вида организации (лица), представляющей(его) информацию" указывается код вида организации (лица), представляющей(его) информацию в Росфинмониторинг, в соответствии со Справочником кодов видов организаций (лиц), представляющих в Росфинмониторинг информацию в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ (Приложение 5 к настоящей Инструкции). Реквизит состоит из 3-значного кода, за которым через дефис записывается краткая словесная расшифровка вида организации (лица).
Реквизит является обязательным для заполнения.
3.2. Реквизит 211 "Тип лица, представляющего информацию" имеет следующие значения:
а) "1" - если лицом, представляющим информацию в Росфинмониторинг, является юридическое лицо;
б) "2" - если лицом, представляющим информацию в Росфинмониторинг, является лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;
в) "3" - если лицом, представляющим информацию в Росфинмониторинг, является индивидуальный предприниматель.
Реквизит является обязательным для заполнения.
3.3. В реквизите 212 "Наименование лица, представляющего информацию" указывается полное наименование лица, осуществляющего операцию с денежными средствами или иным имуществом и представляющего информацию в Росфинмониторинг.
При заполнении наименования лица, представляющего информацию, общепринятое название организационно-правовой формы лица указывается сокращенно, а само название лица указывается в соответствии с учредительными документами без кавычек, или как оно указано в документе, удостоверяющем личность, например: ОАО Инвестиционная компания СтарИнвест, Индивидуальный предприниматель Иванова Александра Ивановна, Нотариус г. Ростова-на-Дону Иванов Иван Иванович.
В случае представления сведения филиалом юридического лица или обособленным подразделением юридического лица в данном реквизите указывается полное наименование филиала юридического лица или обособленного подразделения, а также полное наименование юридического лица, например Екатеринбургский почтамт УФПС Свердловской области - филиал ФГУП Почта России, Московский филиал ООО Лизинговая компания Бумеранг.
Реквизит является обязательным для заполнения.
3.4. В реквизите 213 "Наименование лица, передающего информацию" указывается полное наименование лица, передающего информацию в Росфинмониторинг.
Данный реквизит является обязательным для заполнения в случае, когда юридическим лицом, являющимся головной организацией, передается информация об операции, совершенной и представленной в головную организацию ее филиалом или обособленным структурным подразделением.
3.5. В реквизите 214 "Код причины постановки на учет (КПП)" указывается код причины постановки на учет (присваивается налоговыми органами согласно действующему законодательству).
При отсутствии у лица, представляющего информацию, кода причины постановки на учет на законном основании, реквизит не заполняется.
3.6. В реквизите 215 "КОД ОКПО" указывается код ОКПО.
При отсутствии у лица, представляющего информацию, кода ОКПО на законном основании, реквизит не заполняется.
3.7. В реквизите 216 "ОКВЭД" указываются код или через запятую коды видов экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
При отсутствии у лица, представляющего информацию, кода или кодов ОКВЭД на законном основании, реквизит не заполняется.
3.8. В реквизите 217 "Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)" указывается идентификационный номер налогоплательщика.
Для юридического лица - резидента указывается идентификационный номер налогоплательщика (10 символов), для физического лица (при его наличии), индивидуального предпринимателя - резидента указывается идентификационный номер налогоплательщика (12 символов).
При отсутствии у лица, представляющего информацию, ИНН на законном основании, реквизит заполняется значением "0" или указывается код иностранной организации (для юридических лиц - нерезидентов, которым не присвоен ИНН).
3.9. Блок реквизитов 218 - 220 является обязательным для заполнения юридическим лицом, представляющим информацию в Росфинмониторинг.
В реквизите 218 "Регистрационный номер в стране регистрации" указывается регистрационный номер, присвоенный организации (лицу) органами, уполномоченными производить государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В реквизите 219 "Наименование регистрирующего органа" указывается наименование органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В реквизите 220 "Дата регистрации" указывается дата регистрации (создания) юридического лица, индивидуального предпринимателя органами, уполномоченными производить государственную регистрацию.
Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в территориальном органе Федеральной налоговой службы, указывается основной государственный регистрационный номер (ОГРН); наименование органа, осуществившего государственную регистрацию; дата регистрации организации (лица) органами, уполномоченными производить государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52 (часть I), ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1942; N 30(часть II), ст. 3616; N 44, ст. 4981; 2009, N 1, ст. 19; ст. 20; ст. 23; N 29, ст. 3642) на основании данных, имеющихся в Свидетельстве о государственной регистрации юридических лиц, Свидетельстве о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, Свидетельстве о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Для юридического лица - резидента указывается ОГРН (13 символов), для индивидуального предпринимателя - резидента указывается ОГРН (15 символов).
3.10. Блок реквизитов 221 - 226 является обязательным для заполнения физическим лицом или лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, представляющем информацию в Росфинмониторинг.
В реквизите 221 "Код вида документа, удостоверяющего личность" указывается 2-значный цифровой код вида документа, удостоверяющего личность, из Справочника кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, используемых при представлении информации в Росфинмониторинг (Приложение 7 к настоящей Инструкции), за которым через дефис записывается краткая расшифровка кода вида документа, удостоверяющего личность.
В реквизите 222 "Серия и номер документа, удостоверяющего личность" указывается серия и номер документа, удостоверяющего личность. Если в серии или номере документа присутствуют римские цифры, то при заполнении реквизита используются заглавные буквы латинского алфавита (при этом для обозначения цифры 5 используется буква V); русские буквы в серии передаются заглавными русскими буквами.
В реквизите 223 "Дата выдачи документа" указывается дата выдачи документа, удостоверяющего личность. Для физического лица - иностранного гражданина или лица без гражданства - заполняются даты начала и окончания срока действия права на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации - ДД.ММ.ГГГГ, где ДД - день месяца, ММ - номер месяца, ГГГГ - номер года. Если в документе отсутствует соответствующая дата (даты), то реквизит не заполняется.
В реквизите 224 "Кем выдан документ, удостоверяющий личность" указывается наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность.
В реквизите 225 "Дата рождения" указывается дата рождения лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, индивидуального предпринимателя на основании документа, удостоверяющего личность.
В реквизите 226 "Код гражданства" указывается код страны, гражданином которой является лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, индивидуальный предприниматель. Реквизит состоит из 3-значного цифрового кода страны согласно Общероссийскому классификатору стран мира, за которым через дефис указывается краткое наименование страны.
Реквизиты блока являются обязательными для заполнения информации о физическом лице, индивидуальном предпринимателе.
3.11. В реквизитах 227 "Код города и номер телефона" указываются код города и номер телефона лица, представляющего информацию, для связи Росфинмониторинга с этим лицом, в случае возникновения каких-либо вопросов (уточнений) по представленной информации.
Реквизит является обязательным для заполнения.
3.12. В реквизите 228 "Фамилия, имя, отчество и должность ответственного сотрудника" указываются фамилия, имя, отчество и должность специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления.
Реквизит является обязательным для заполнения.
3.13. В реквизите 229 "Учетный номер" указывается учетный номер, присвоенный Росфинмониторингом при постановке на учет организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
Реквизит является обязательным для заполнения в случае постановки организации на учет в Росфинмониторинге.
3.14. Информационный блок 230 - 236 "Адрес места регистрации/жительства" лица, представляющего сведения по операции, состоит из адреса, по которому зарегистрировано/прописано юридическое лицо, лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, индивидуальный предприниматель.
В реквизите 230 "Код страны места регистрации/жительства" указывается 3-значный цифровой код страны согласно Общероссийскому классификатору стран мира, за которым через дефис записывается краткое наименование страны.
В реквизите 231 "Код субъекта Российской Федерации" указывается 2-значный цифровой код российского региона согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления. Реквизит указывается только для резидентов.
В реквизите 232 "Район" указывается название района (для населенных пунктов районного подчинения).
В реквизите 233 "Населенный пункт" указывается название населенного пункта (города, села, поселка).
В реквизите 234 "Улица" указывается название улицы (проспекта, переулка, квартала).
В реквизите 235 "Дом, корпус (строение), квартира (офис)" указывается номер дома, номер корпуса (строения, владения) и номер квартиры (офиса, помещения, комнаты правления).
Реквизиты блока являются обязательными для заполнения.
3.15. Реквизит 236 "Адрес места регистрации/жительства и места нахождения/пребывания организации (лица) совпадают" помечается крестиком, в случае совпадения адресов. Информация по реквизитам 241 - 247 Листа 02 в указанном случае не заполняется.
3.16. В блоке реквизитов 240 - 245 "Адрес места нахождения/пребывания" указывается фактический адрес места нахождения/пребывания лица, представляющего информацию в Росфинмониторинг, аналогично реквизитам 230 - 235 Листа 02. Указанный блок реквизитов заполняется в случае отличия от адреса места регистрации/жительства.
Реквизиты являются обязательными для заполнения в случае, если адрес места нахождения/пребывания не совпадает с адресом места регистрации/жительства.
4. Рекомендации по заполнению Листа 03 "Сведения о плательщике
по операции с денежными средствами или иным имуществом"
4.1. В реквизите 310 "Код вида участника операции" указывается 2-значный цифровой код вида участника операции из Справочника кодов видов участников операций (Приложение 6 к настоящей Инструкции), за которым через дефис записывается краткая расшифровка кода.
Если у лица, представляющего информацию, возникают трудности при определении (классификации) того или иного вида участника операции в соответствии со Справочником кодов видов участников операций в данном реквизите указывается код вида участника операции "99 - Иной участник".
Допускается указание специфического (иного) названия вида участника операции, так или иначе задействованного в операции (сделке).
Реквизит является обязательным для заполнения.
4.2. Реквизит 311 "Тип участника операции" имеет следующие значения:
а) "1" - если участником операции (сделки) является юридическое лицо;
б) "2" - если участником операции (сделки) является физическое лицо;
в) "3" - если участником операции (сделки) является индивидуальный предприниматель.
Реквизит является обязательным для заполнения.
4.3. В реквизите 312 "Наименование участника операции" указывается наименование участника операции в соответствии с учредительными документами или как они указаны в документе, удостоверяющем личность.
При заполнении наименования участника операции общепринятое название организационно-правовой формы указывается сокращенно, а само название участника операции указывается без кавычек, например: ОАО Инвестиционная компания СтарИнвест, Индивидуальный предприниматель Иванова Александра Ивановна, Нотариус г. Ростова-на-Дону Иванов Иван Иванович.
В случае представления сведения о филиале юридического лица или обособленном подразделении юридического лица в данном реквизите указывается полное наименование филиала юридического лица или обособленного подразделения, а также полное наименование юридического лица. Например, Екатеринбургский почтамт УФПС Свердловской области - филиал ФГУП Почта России, Московский филиал ООО Лизинговая компания Бумеранг.
Реквизит является обязательным для заполнения.
4.4. В реквизите 313 "Код причины постановки на учет (КПП)" указывается код причины постановки на учет (присваивается налоговыми органами согласно действующему законодательству).
При отсутствии у участника операции кода причины постановки на учет на законном основании реквизит не заполняется.
4.5. В реквизите 314 "КОД ОКПО" указывается код ОКПО.
При отсутствии у участника операции кода ОКПО на законном основании реквизит не заполняется.
4.6. В реквизите 315 "ОКВЭД" указываются код или через запятую коды видов экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
При отсутствии у участника операции кода или кодов ОКВЭД на законном основании реквизит не заполняется.
4.7. В реквизите 316 "Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)" указывается идентификационный номер налогоплательщика.
Для юридического лица - резидента указывается идентификационный номер налогоплательщика (10 символов), для физического лица (при его наличии), индивидуального предпринимателя - резидента указывается идентификационный номер налогоплательщика (12 символов).
При отсутствии у участника операции ИНН на законном основании реквизит не указывается или указывается код иностранной организации (для юридических лиц - нерезидентов, которым не присвоен идентификационный номер налогоплательщика).
4.8. Блок реквизитов 317 - 319 является обязательным для заполнения информации о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, являющемся участником операции.
В реквизите 317 "Регистрационный номер в стране регистрации" указывается регистрационный номер, присвоенный органами, уполномоченными производить государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В реквизите 318 "Наименование регистрирующего органа" указывается наименование органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В реквизите 319 "Дата регистрации" указывается дата регистрации (создания) юридического лица, индивидуального предпринимателя органами, уполномоченными производить государственную регистрацию.
Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в территориальном органе Федеральной налоговой службы, указывается основной государственный регистрационный номер (ОГРН); наименование органа, осуществившего государственную регистрацию; дата регистрации организации (лица) органами, уполномоченными производить государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52 (часть I), ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1942; N 30 (часть II), ст. 3616; N 44, ст. 4981; 2009, N 1, ст. 19; ст. 20; ст. 23; 29, ст. 3642) на основании данных, имеющихся в Свидетельстве о государственной регистрации юридических лиц, Свидетельстве о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, Свидетельстве о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Для юридического лица - резидента указывается ОГРН (13 символов), для индивидуального предпринимателя - резидента указывается ОГРН (15 символов).
В случае если участником операции является филиал или представительство иностранного юридического лица, аккредитованный (аккредитованное) на территории Российской Федерации, в реквизите "Регистрационный номер в стране регистрации" указывается номер свидетельства об аккредитации филиала иностранного юридического лица или номер свидетельства об аккредитации представительства иностранного юридического лица (присваивается Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации), а в реквизите "Дата регистрации" указывается дата выдачи свидетельства об аккредитации (без учета процедур продления аккредитации).
4.9. Блок реквизитов 320 - 322 является обязательным для заполнения при осуществлении юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями операций с использованием счетов, открытых в кредитных организациях (филиалах кредитных организаций).
В реквизите 320 "БИК банка" указывается банковский идентификационный код участника расчетов на территории Российской Федерации (БИК) или S.W.I.F.T.BIC (или non-S.W.I.F.T.BIC) - код кредитной организации (филиала кредитной организации) - нерезидента, обслуживающей участника операции при ее проведении.
В реквизите 321 "Номер счета в банке" указывается номер счета участника операции в обслуживающем его банке, используемый при проведении данной операции.
В реквизите 322 "Наименование банка (филиала)" указывается наименование кредитной организации (филиала кредитной организации), обслуживающей участника операции при ее проведении.
4.10. Блок реквизитов 323 - 328 является обязательным для заполнения информации о физическом лице, индивидуальном предпринимателе, являющемся участником операции.
В реквизите 323 "Код вида документа, удостоверяющего личность" указывается 2-значный цифровой код вида документа, удостоверяющего личность, из Справочника кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, используемых при представлении информации в Росфинмониторинг (Приложение 7 к настоящей Инструкции), за которым через дефис записывается краткая расшифровка кода вида документа.
В реквизите 324 "Серия и номер документа, удостоверяющего личность" указывается серия и номер документа, удостоверяющего личность. Если в серии или номере документа присутствуют римские цифры, то при заполнении реквизита используются заглавные буквы латинского алфавита (при этом для обозначения цифры 5 используется буква V); русские буквы в серии передаются заглавными русскими буквами.
В реквизите 325 "Дата выдачи документа" указывается дата выдачи документа, удостоверяющего личность. Для физического лица - иностранного гражданина или лица без гражданства - заполняются даты начала и окончания срока действия права на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации - ДД.ММ.ГГГГ, где ДД - день месяца, ММ - номер месяца, ГГГГ - номер года. Если в документе отсутствует соответствующая дата (даты), то реквизит не указывается.
В реквизите 326 "Кем выдан документ, удостоверяющий личность" указывается наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность.
В реквизите 327 "Дата рождения" указывается дата рождения физического лица, индивидуального предпринимателя на основании документа, удостоверяющего личность.
Реквизит 328 "Код гражданства" состоит из трех блоков.
В первом блоке указывается код страны, гражданином которой является физическое лицо, индивидуальный предприниматель. Реквизит состоит из 3-значного цифрового кода страны согласно Общероссийскому классификатору стран мира. Во втором блоке (через дефис) указывается краткое наименование страны.
В третьем блоке указываются сведения о выявлении иностранных публичных должностных лиц, их супругов, близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линиям (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных) (далее -родственники иностранных публичных должностных лиц). В третьем блоке для иностранного публичного должностного лица указывается значение "01"; для родственников иностранного публичного должностного лица указывается значение "02"; в ином случае - "00".
4.11. Реквизиты 330 - 345 "Адрес места регистрации/жительства" и "Адрес места нахождения/пребывания" по своему составу и назначению аналогичны по заполнению соответствующих реквизитов 230 - 245 Листа 02.
5. Рекомендации по заполнению
Листа 04 "Сведения о получателе
по операции с денежными средствами или иным имуществом"
5.1. На этом листе сообщения указываются сведения о получателе по операции с денежными средствами или иным имуществом.
5.2. Заполнение реквизитов 410 - 445 аналогично заполнению соответствующих реквизитов 310 - 345 Листа 03.
6. Рекомендации по заполнению Листа 05 "Сведения о представителе
плательщика по операции с денежными средствами или иным имуществом"
6.1. На этом листе сообщения указываются сведения о представителе плательщика по операции с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующем от имени плательщика или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
6.2. В случае отсутствия такого участника операции с денежными средствами или иным имуществом Лист 05 не заполняется и не представляется в Росфинмониторинг.
6.3. Заполнение реквизитов 510 - 545 аналогично заполнению соответствующих реквизитов 310 - 345 Листа 03.
7. Рекомендации по заполнению Листа 06 "Сведения о представителе получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом"
7.1. На этом листе сообщения указываются сведения о представителе получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующем от имени получателя или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
7.2. В случае отсутствия такого участника операции с денежными средствами или иным имуществом Лист 06 не заполняется и не представляется в Росфинмониторинг.
7.3. Заполнение реквизитов 610 - 645 аналогично заполнению соответствующих реквизитов 310 - 345 Листа 03.
8. Рекомендации по заполнению
Листа 07 "Сведения о лице,
по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом"
8.1. На этом листе сообщения указываются сведения о лице, не являющемся плательщиком или получателем по операции с денежными средствами или иным имуществом, по поручению и от имени которого совершается операция.
8.2. В случае отсутствия такого участника операции с денежными средствами или иным имуществом Лист 07 не заполняется и не представляется в Росфинмониторинг.
8.3. Заполнение реквизитов 710 - 745 аналогично заполнению соответствующих реквизитов 310 -345 Листа 03.
9. Рекомендации по заполнению Листа 08 "Сведения о выгодоприобретателе по операции с денежными средствами или иным имуществом"
9.1. На этом листе сообщения указываются имеющиеся у организации (лица) какие-либо сведения о лице, являющемся выгодоприобретателем по операции с денежными средствами или иным имуществом (лице, к выгоде которого действует участник операции при проведении операций и иных сделок, в частности, на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления).
9.2. В случае отсутствия информации о лице, являющемся выгодоприобретателем по операции с денежными средствами или иным имуществом, Лист 08 не заполняется и не представляется в Росфинмониторинг.
9.3. Заполнение реквизитов 810 - 845 аналогично заполнению соответствующих реквизитов 310 - 345 Листа 03.
9.4. В случае отсутствия у организации (лица), представляющей(его) информацию в Росфинмониторинг, каких-либо данных о лице, являющемся выгодоприобретателем по операции с денежными средствами или иным имуществом, отдельные реквизиты Листа 08 могут не заполняться.