Зачем русским нужен Голливуд

Вручение 82-й по счету премии "Оскар" вновь спровоцировало в России волну разговоров - почему наши отечественные картины не попали даже в категорию "Лучший иностранный фильм". На эту тему в недавнем интервью "РГ" выступал режиссер и продюсер Андрей Кончаловский. Но мало кто знает, что в нынешнем Голливуде специально обучают российских студентов, дабы они могли делать кино на международном уровне. За тем, как это происходит, наблюдала обозреватель "РГ".

Российских студентов программы "Паспорт в Голливуд", прибывших в аэропорт Лос-Анджелеса после тяжелого многочасового перелета, встречают на ... лимузине. И на нем отвозят их в студенческий кампус, Мол, почувствуйте, что тут красивая жизнь, но при этом знайте, что если хотите чего-то в ней добиться - вы попали в своего рода армию. Перед "Оскаром" окончил обучение всего второй набор программы. Первый был в августе.

В стране кино

Лос-Анджелес... Многие говорят, что в этом городе нечего смотреть. Видимо, люди той же породы, что и Канн называют Камышовкой (так можно, слегка утрируя, перевести название на русский). Но как же они не правы. Иначе бы множество красивых и талантливых молодых людей не съезжались сюда со всего мира. Подрабатывают официантами, барменами, секретарями, водителями - кем угодно. Оставшееся время тратят на обучение, кастинги, показы, собеседования. Если человек не очень талантлив, про него говорят: оставайся на дневной работе. Это означает, что вечернем мире грез ему делать нечего.

В Лос-Анджелесе, как государства в государстве, существуют несколько городов. Большая часть из них - это киностудии. Universal, Paramount, Warner Brothers, Metro Goldwin Mayer, Disney, Sony Pictures, XX Century Fox - эти названия знакомы всем. Мы базируемся на Universal. Здесь свои дома, участки, инфраструктура, есть даже свой собственный почтовый индекс. Самое знаменитое в городе Universal- парк с аттракционами, куда, чтобы попасть в реальные фрагменты из самых популярных фильмов, съезжаются туристы со всего земного шара. Но с другой стороны этого парка развлечений существует и параллельный мир - сама рабочая студия. С ним нас знакомит Дэн Маклер - директор Лос-Анджелесского отделения Нью-Йоркской киноакадемии (NYFA). И даже ему - крупному начальнику и его гостям - запрещено здесь фотографировать: вдруг случайно из одной из студий выйдет какая-нибудь звезда? Ничто не должно создавать проблемы во время ее работы. И за этим строго следят бдительные полицейские.

Дэн показывает нам "скелеты" для масштабных декораций - целые дома и здания, на основе которых можно выстроить все, что пожелаешь. Здесь снимались "Пираты Карибского моря", тут - триллер "Звонок", там - "Гринч - похититель Рождества", на этой дороге - самая знаменитая погоня "Терминатора", на этой улице (да-да - целая улица) снимаются все сцены ковбойской жизни на Диком Западе. Вот на обломках этого самолета - распластана чудовищная громадина - многие сцены авиакатастроф. Более 20-ти ангаров - закрытых студий - готовы к любой павильонной съемке.

Целое государство, например, наш "Мосфильм". Там огромные костюмерные, декорационные залы... Но то, что расположено в цехах Universal - может вместить в себя несколько "Мосфильмов". Реквизит накапливался здесь десятилетиями. Если нужны портреты президентов - целый ряд - пожалуйста! Неоновые вывески - еще один ряд - на любой жанр. Мумии? Скелеты? Раненные и истекающие кровью солдаты- куклы для военных сцен - в большом количестве. Нужно установить в павильоне лестницу - их более полусотни - любого цвета и размера. Самые известные нью-йоркские здания величиной в человеческий рост (на экране они кажутся небоскребами) - целый квартал. Одно из них - то самое, на которое взбирался Кинг-Конг. Главным героям - сценаристам и режиссерами остается только фантазировать, что и как они хотят снимать. А актерам - по свойски ощущать себя в предоставленной одежде и декорациях.

Актеры. Мы порой жалуемся, что российские артисты совсем не общаются с прессой - нанимают себе пресс-секретарей. А у каждого американского актера есть не только агент - человек, который находит предложения и получает за это 10 процентов от гонорара звезды, но и менеджер - специалист, который выстраивает карьеру своего подопечного - советует какую роль лучше принять, а от какой отказаться. Ему тоже, как правило, платят 10 процентов. Но, помимо этого, у каждого - даже начинающего артиста, есть еще и свой юрист - lawyer и publicist - пиар-менеджер. Не говоря уже о том, что за тем, как актер, независимо от статуса, трудится на площадке, строго следит профсоюз. И первое, что он делает - проверяет, чтобы за работу ему платили минимальную голливудскую ставку - 650 долларов за съемочный день.

Грёзовые облака

… Уличная забегаловка "Старбакс". В проливной дождь сидят в ней студенты программы "Паспорт в Голливуд". Юрий из Нижнего Новгорода, Алла из Уфы, Светлана из Москвы… Они пришли сюда, чтобы хотя бы издалека посмотреть на церемонию вручения знаменитейшей кинопремии мира. Близко их к лимузинам, привозящим звезд, все равно не подпустят. Кто поймет то, что они сейчас чувствуют? Быть здесь, рядом, проделать неблизкий путь до Лос-Анджелеса, но не иметь возможности даже подойти поближе к кинопразднику и преодолеть полицейские кордоны.

Как знать… Может быть спустя время кто-то из этих ребят окажется среди селебритиз. Пройдет по красной дорожке, и именно его лицо будут транслировать телеканалы в 150 странах мира. Шанс у студентов стать такими же, как звезды, призрачен. Но он есть. Пусть издалека, но они уже прикоснулись к атмосфере индустрии кино. Пройдет всего месяц их обучения, и они получат ответ на вопрос: насколько нужно отдать себя, чтобы однажды проснуться знаменитым?

"Он - русский. И это многое объясняет".

Руccкие люди не то чтобы испокон веков завоевывали Голливуд. Они его, собственно говоря, и основали. "Warner Brothers" - братья Вороны, отмывая бутлегерские деньги (бутлегеры занимались тем, что нелегально перевозили спиртное из Мексики в Штаты, благо Лос-Анджелес недалеко от границы). Metro-Goldwyn-Mayer - студия MGM - белорус Лазарь Меера и два его друга. Константин Станиславский, Сергей Эйзенштейн, Михаил Чехов, Борис Карлофф - в Голливуде нет ни одного кинодеятеля, который не знал бы эти имена.

Но - парадокс - сегодня в Голливуде даже фильмы о России, взять хотя бы, к примеру, последний, о котором много говорят - "Last Station" - о Льве Толстом, о взаимоотношениях писателя с женой, снимаются без российских актеров. Хотя сопродюсером и выступил центр Андрея Кончаловского. При этом на "Оскар" не номинировался ни один русский фильм. "Палата номер шесть" Карена Шахназарова, снятая по рассказу Антона Чехова в обстановке реального провинциального дома для умалишенных, не получила право бороться в этом году за звание лучшего иностранного фильма. И та же "Палата…" вместе со "Стилягами" не прошла в номинации на "Золотой глобус" - престижную кинопремию, которую называют "репетицией "Оскара".

Русские последние лет пятьдесят, а то и боле, пытались пробиться в Голливуд. Действовали они поодиночке. Кто-то достигал большего успеха, кому-то ничего не удавалось, Но вот, начиная с прошлого года, они его берут организованно. Все из-за того, что описанная выше историческая несправедливость не дает покоя продюсеру и режиссеру Михаилу Файнштейну. В результате именно его обеспокоенность вылилась в организацию программы "Паспорт в Голливуд".

Михаил живет в Лос-Анджелесе уже 16 лет, и здесь сделал свой, как говорит сам, package. В переводе на русский это - "пакет" или в данном случае точнее сказать "проект". И без него здесь - никуда. Несколько лет снимая фильмы для Первого канала, "Русские в Голливуде", "Мила Йовович", "Савелий Крамаров" и другие, и будучи за это награжденным, Михаил параллельно делал в Голливуде художественный фильм "Фокусник" с такими звездами, как Билли Зейн) и Арманд Асанте. Но он не остановился на продюсерской и режиссерской деятельности, а придумал российско-американский курс обучения и начал с сотрудничества со Школой телевидения "Останкино".

- Зачем тебе это было надо? - спрашиваю его.

- Потому что пришло время, Сейчас для того, чтобы пробиться на мировом уровне, не нужно эмигрировать. Все ездят туда-сюда. Россия, как кинорынок уже входит в число стран с наибольшими возможностями для сборов. И почему, если у инвестора или продюсера есть миллион долларов, он должен снимать фильм всего лишь на одном языке? Я предлагаю делать международные проекты. Я - за конвертацию российской культуры. Моя мечта, чтобы Голливуд начинался в Москве.

Мы спорим с Михаилом - а нужен ли вообще русским Голливуд? Ведь наша нация достаточно самобытна. Уже приехав в Россию, и прочитав, как недавно нападал на Голливуд сербский режиссер Эмир Кустурица, я еще раз вспомнила об этом в нашем разговоре. Михаил приводит мне в пример слова оскароносца - Владимира Меньшова, Андрона Кончаловского ("потому что он многого достиг в Америке"), Александра Балуева, которые считают, что и нет никакой необходимости нам туда соваться без надобности.

- Голливуд из России кажется совершенно другим, - убеждает меня Михаил. - Голливудские стандарты с российскими не совпадают. Да что там с российскими - европейские фотосессии (здесь портреты лиц артистов называют хедшотами (headshot означает лицо крупным планом. - Прим. С.А.) летят в корзину…

Михаил надеется, что можно научиться голливудским правилам - взять самое хорошее, что есть здесь, и это поможет выстроить и собственную жизнь, и карьеру, а также повлиять на дальнейший кинопроцесс в России.

Правила в Голливуде - разные. Но самое важное - то, что здесь - киноармия; что люди не ходят по площадке, а бегают. Что одна минута съемочного времени стоит как минимум 50 тысяч долларов и среди рабочей группы находятся буквально люди с секундомером, которые проверяют - куда и насколько отлучилась по своим нуждам звезда. Мастерство звезд - особый разговор - если во множестве дублей актер должен прийти именно на эту точку, взять своего партнера точно за запястье и на седьмой секунде пустить слезу из правого глаза, то, как бы эмоционален он ни был, и как бы ни вживался в образ - нарушать задачу нельзя. Но и чтобы тебе доверили такую работу нужно потрудиться.

Самая большая ошибка - сидеть и ждать, что тебе позвонят, - говорит Михаил. И то, что многие отечественные актеры полагают, что могут говорить на родном языке, а если надо их переозвучат - это заблуждение. В Голливуде не занимаются озвучанием фильмов - вся работа должна быть естественной, как было на площадке.

Михаил считает, что менталитет - это искусственно поставленный шлагбаум.

Играл Бандерас у себя в Испании интеллигентных очкариков. Кто его знал? Он и сам не ведал, что является секс-символом. Но он покорил Голливуд.

- Он женился на суперзвезде, на Мелани Гриффит. - парирую я.

- Но когда он всего достиг, жену ведь не бросил.

Михаил рассказывает о том, что Джеки Чан до сих пор говорит по-английски с сильным акцентом, как и Бандерас, как и Шварцнеггер. Более того, Джеки Чан провалил первый свой фильм, хотя дрался и исполнял трюки не хуже, чем потом. И тогда продюсеры придумали правильный ход: поставили его в пару американским актером, который стал его локомотивом! И сразу же Чан сам стал звездой! Это, кстати, один из путей на мировые экраны и для россиян.

Тимур Бекмамбетов, приехав в Голливуд, на первых порах не знал языка. Но нанял помощника, который вел за него все телефонные переговоры. При этом сам времени не терял - учил язык, что называется, на ходу. По мнению Михаила, Бекмамбетов приехал в правильное место в нужное время. Вот теперь и работает с Анджелиной Джоли, с Тимом Бертоном и другими.

Еще один термин, который использует Михаил, "развернуть индустрию на себя". Для иностранца, который хочет пробиться в Голливуде, это просто необходимое условие. А русские если не сделают это, так и будут играть в голливудских фильмах воров, убийц, кгбшников и проституток. У Савелия Крамарова был такой шанс - развернуть индустрию. Он даже сделал первые шаги в этом направлении, но рано умер.

Мы перебираем русских актеров, пытавшихся пробиться на кинофабриках Города Ангелов.

- Ирина Апексимова и Валерий Николаев?

- Они снялись в нескольких голливудских проектах. А дальше что?

- Наталья Негода?

- Она приехала, имея потрясающий аванс - на волне интереса к перестройке - ее фото появились в журнале "Плэйбой", она даже вручала "Оскара" вместе с Джеком Леманом. И что дальше?

- Владимир Машков?

- Много хорошего говорят про него. Он здесь. Он работает. Ходит на пробы. Он ждет момента. Не хочет делать ерунду. Думаю, если будет нужен русский в какой-то проект, первым делом обратятся к Машкову.

- Игорь Жижикин? Олег Тактаров?

- Эти ребята достигли заметных успехов. Жижикин снялся в последнем фильме про Индиану Джонса у Спилберга - в роли главного отрицательного персонажа ("Индиана Джонс и королевство хрустального черепа" - Прим. С.А.). У Тактарова впереди совместный проект с Бандеросом.

- Олег Видов?

- Его тут называют "симпатичный русский". Но он сделал всего 2-3 картины за 20 лет. При этом посвятил себя продюсированию русских мультфильмов - что было очень здорово.

- Илья Баскин?

- Самый снимающийся актер до сих пор - более 70 фильмов в Голливуде.

- Евгений Лазарев? Одна из последних его работ - папа Римский в нашумевшей картине "Ангелы и демоны"?

- Он в 56 лет приехал в Америку без языка. Сейчас востребован, вовсю снимается. С Микки Рурком будет работать над картиной "Железный человек 2". Выпускает стабильно по три картины в год. И для студентов наших, кстати, и он, и Жижикин проводили мастер-классы. Лазарев, несмотря на возраст, вовсю учит язык. Здесь это не зазорно. Вот, например, Роберт де Ниро до сих пор берет уроки актерского мастерства.

- Украинки Ольга Куриленко - девушка Бонда в последнем фильме "бондианы" и Мила Кунис - она хорошо сыграла в "Книге Илая" с Дэнзелом Вашингтоном и Гэри Олдменом?

- У этих девушек - отдельная история. Ольга, которая недавно в Америке - яркое доказательство того, что пробиться здесь можно. А Мила Кунис, хотя и русская по происхождению, но родилась в Америке, где и прошло ее детство.

- Светлана Меткина?

- Некоторые язвят, что если бы не деньги мужа, никто бы ее не знал... Не вижу ничего зазорного, что в большое кино она попала, благодаря инвестициям. У половины Голливуда мужья, отцы - продюсеры, и что? Светлана прекрасно справилась с ролью в "Бобби", не выпадала из звездного ансамбля. А как высоко она взлетит, давайте посмотрим.

- Антон Ельчин?

- Этот молодой человек очень талантлив, он будет звездой уровня Тома Хэнкса! Но его тоже привезли в Америку ребенком. Он - американец, по менталитету, и по владению английским. Та же история, что и Милой Йовович (с которой он, кстати, скоро будет сниматься в одном фильме).

И еще одна наша соотечественница Наталья Алам, которую, кстати, называют второй Милой Йовович. Пожалуй, если я назову фильм "Женщины", с успехом прошедший в мировом и нашем прокате, российский зритель поймет о ком я говорю. Русская с невероятной судьбой. Была одной из моделей у Вячеслава Зайцева. Вышла замуж за принца, бросила его, потеряла все привилегии. Но зато достигла определенных успехов в Голливуде.

- У меня после уроков английского языка, когда я убирала акцент, были истерики до нервного срыва, - говорит Наталья. Именно она в фильме "Русские в Голливуде" не постеснялась ответить на интересующий всех красивых девчонок вопрос - надо ли с кем-то спать, чтобы получить роль.

- Ну переспала я пару раз. И что? Сказать, чтобы это мне помогло в карьере - нет. Наоборот, отодвинуло меня от цели.

Экранная копия

… В Лос-Анджелеском отделении Нью-йорской киноакадемии раздаются странные звуки. Воют, лают, пищат… В коридоре, рядом с большими электронными табло, где светится расписание, на шкафу сидит Горлум из "Властелина колец" - "Моя прелесть". В классах изучают актерское мастерство, операторское искусство, режиссуру и продюсерское дело.

Класс, где занимаются наши студенты, носит имя Стивена Спилберга. Режиссер помогал киноакадемии - здесь учился его сын. У других аудиторий иные, не менее громкие имена. Про русскую группу говорят, что она самая красивая. Еще бы - тут все девочки и лишь один парень. Ходят они на занятия с макияжем, маникюром и в обуви на высоченных каблуках - причем, ощущают себя в ней превосходно. Среди наших красавиц даже есть обладательница титула "Мисс Москва" 2008 года Виктория Щукина. " Вот стала я "Мисс Москва" - дальше что? - сказала она мне позже, - нужно же дальше учиться, развиваться". Судьбы ребят - одна другой интереснее. Большинство из регионов. Но, скажу сразу, почти все они имеют в запасе какое-либо дело, которое их кормит. Салон красоты, туристическая фирма, дизайнерская специальность… Алла из Уфы, следуя первому образованию: может стать дипломатом. Наташа - дипломированная столичная актриса - играет в одном из ведущих театров, приехала сюда - благо перерыв между спектаклями позволяет. Но удивительнее всех - судьба Насти Книсаренко. Она - также актриса с высшим образованием (окончила ГИТИС, мастерскую Александра Збруева), мама маленькой пятилетней дочки, находится здесь... беременная двойней. Срок небольшой и Настя исправно посещает все занятия. На мои вопросы о том, как же она справится, что будет делать дальше, Настя отвечает:

- Недавно был юбилей у моей любимой актрисы - Алисы Фрейндлих. И она сказала про себя: "Мне было нужно все и сразу".

Их курс построен в виде производственного процесса - за месяц они должны на базе Universal снять трехминутный фильм. Правда, немой. Камеру им дают на третий день. Учат всему - режиссуре, операторскому искусству, произношению (большинство не знает язык!), как писать сценарий, как быть продюсером.

Урок актерского мастерства. Джон Хенри Ричардсон - 70-летний преподаватель, до сих пор активно снимающийся актер, пишет план урока. В плане - за 45 минут - рассказ о том, как воспринимают Станиславского в Голливуде, упражнение-игра на внимание "Зип зэп зап", актерский голос, актерский взгляд, просмотр и обсуждение отснятого материала.

Он научил всему, что запланировал. За минуту рассказал основной принцип актерской речи, за три - как правильно смотреть, работая с камерой... Особенно поразителен был, когда дело коснулось того, как заплакать - на седьмой секунде. Пожалуйста - без проблем. Он заплакал точно через несколько секунд: из правого глаза покатилась слеза. Мы не успели восхищенно вздохнуть...

- Теперь вы, - сказал Джон Хенри Ричардсон.

Камера - тут не жалеют хорошей техники - и оператор наготове. Нас - четверо - даже не актеры - журналисты. Кто скорее заплачет. При этом - обязательное условие - нельзя моргать: камера этого не любит. Я заплакала второй по счету. Первой - коллега с канала "Россия 1". Впервые в жизни на уроке Ричардсона заплакала, что называется, на голой технике. Он и объяснил так - зачем надрывать сердце? Однако - добавил он весьма существенное замечание - техника у вас должна быть всегда, но это вовсе не означает, что вы будете хорошими актерами. Этого недостаточно.

Урок мастерства от великой Сьюзан Кент. Если вы наберете имя этой женщины на английском в Интернете (оно не сильно знакомо обычному российскому зрителю), выпадет длиннюший список ее киноработ. Она училась вместе с Джоном Войтом (крупный актер, отец Анджелины Джоли, тоже проводит здесь мастер-классы) работала с Барброй Стрейзанд - всех с кем ей довелось общаться профессионально и по-дружески перечислять долго. Сьюзан Кент, в отличие от Ричардсона, в теорию не углубилась ни насколько, понимая, что главное - переживаемый опыт. Два упражнения - одно, благодаря которому партнеры на площадке могут узнать друг друга за несколько минут и еще одно - простейшее - изобразить нарисованного на доске персонажа (Мне попался Винни - Пух). Меня удивило, как непосредственно и искренне она реагировала на наши эксперименты. Смеялась заразительнее нас самих - а ведь через ее руки прошли тысячи учеников.

Урок английского. Владелица модельного агентства - актриса и модель Джерри Таббс (спортивные штаны, удобная майка, тапочки на плоской подошве) тренирует английское произношение. Ребята, как я уже писала, в большинстве своем не говорят по-английски. Занятия идут с переводчиками. Но они "хватают" язык очень быстро и уже знают, как и что должны произносить. Уроки работы с камерой, режиссуры - в классе компьютер и экран - тут же смотрится отснятый материал. Они играют отрывки на английском языке, им готовят настоящие американские портреты - headshots.

Каждый из преподавателей на тот или иной лад повторял студентам одну важную мысль: В Голливуде главное уметь рассказать историю. А потом - уметь продать свою историю. И важно, чтобы в твоей истории видели коммерческий успех.

Понимают ли это студенты? Пока что у них есть шанс. Для начала - протестироваться. Тут они раскрываются с неожиданной стороны даже для себя самих. Вдруг выясняется выпускнице ЛГИТМИка Наталье, которая играет на столичных подмостках, и работала на одной сцене вместе с Александром Абдуловым, очень нравится сценарное дело. А похожая на Шэрон Стоун Ирина вдруг так активничает на уроке продюсирования, что становится ясно: займись девушка этим делом - она далеко пойдет.

Спрашиваю у Дэна Маклера - сколько у них всего в Лос-Анджелесском филиале Нью-Йоркской киноакадемии учится русских? Дэн отвечает, что в настоящее время - 14 человек. В частности, здесь учился режиссуре внук Аллы Пугачевой, сын Кристины Орбакайте и Владимира Преснякова - Никита. Вдруг, как иллюстрация к нашему разговору, рядом со столом Дэна появляются два российских студента. Одного зовут Григорий. А другого - Сергей. Второй не признается нам, что на самом деле он не просто Сергей. А Сергей Бондарчук - сын кинорежиссера Федора Бондарчука, названный в честь великого деда. Однако, я все-таки подойду к нему, и мы немного поговорим.

После школы он не поступил во ВГИК - "так получилось". Но Сергей учил английский и взял специально "препода" по американскому английскому перед тем, как поехать сюда.

Я спросила, понимает ли он, что ему досталось то, о чем многие мечтают - учиться в такой киношколе. Другие ребята и девчонки на его месте здесь бы буквально вырывали знания из преподавателей?

Он ответил, что прекрасно понимает, и что тоже пытается взять как можно больше:

- Я здесь кайфую…. Мне здесь все нравится.

- Встреча с какими людьми тут наиболее на тебя повлияла?

- Да с каждым преподавателем.

- И что ты будешь делать по окончании?

- Я буду продюссировать все и всех? - ответил молодой Сергей Бондарчук.

Технология прорыва

После полутора недель учебы Михаил Файнштейн, который контролирует все до мелочей (потому что считает, что в Голливуде "мелочей" нет), говорит, что теперь настало время не только получать знания, но и нарабатывать связи. Начинаются мастер-классы, походы на съемочные площадки, телешоу и даже на вечеринки... Важность последних, по словам, руководителя программы "Паспорт в Голливуд" в том, что поодиночке эти ребята потратят годы ради возможности просто сказать "здравствуйте" хотя бы парочке из десятков боссов и звезд, с которыми на специально организованных вечеринках можно общаться вдоволь, и раскрываться, как человек, и как актер.

- При этом я хочу дать ребятам возможность разозлиться на самих себя. Когда вот они - нужные люди - рядом, а они не могут с ними поговорить с ними, потому что не знают языка, - дополняет Михаил.

Может быть, поэтому тут на площадке, на занятиях и в быту звучит любимая команда Файнштейна: "Мотор!" - а это, образно говоря, означает "Равняйсь - Смирно - Шагом марш!".

… В гости на мастер-класс в аудиторию приходит Бретт Ратнер - известный кинорежиссер, автор фильмов "Час Пик" и первых "Людей Икс" клипмейкер Мадонны и Мэрайи Кэри. Весьма показателен его диалог с нижегородским парнем - Юрой Смирновым. Ратнер рассказывал о том, как, в молодости взял в журнале "Форбс" список из 40 самых влиятельных людей в Голливуде и написал каждому из них письмо с просьбой посмотреть и оценить его фильм. Он получил 39 отрицательных ответов и - что важно - не расстроился, потому что не настраивал себя на напрасные ожидания. Зато сороковое письмо было от Стивена Спилберга. Юра Смирнов окончил в Нижнем Политехнический университет. Работает дизайнером, но мечтает стать режиссером, и уверен, что дизайнерское видение для его стремлений всегда пригодится. Юра поступил на режиссуру в Школу телевидения Останкино, а потом приехал сюда - тот самый единственный парень в группе.

- Как стать режиссером? - спрашивает он у Ратнера.

- Делай фильмы - у вас сейчас больше возможностей, кино можно снимать даже на мобильный телефон. Мир глобален, хоть в Сибири снимай, выкладывай на U-Tube в интернете - отвечает ему знаменитость.

- И что?

- Кто твой любимый режиссер?

- Кэмерон.

- Напиши ему письмо. Покажи свои работы. Напиши другим, не опускай руки. Если пишешь, посылаешь работы, и много лет тебе никто не отвечает - тогда нужно идти хоть во врачи. Хочешь бросить режиссуру сейчас?

- Нет. Готов работать хоть за бесплатно.

- А может Кэмерон и Спилерг ничего не понимают и снимают по-старому, а у тебя будет новый взгляд. Но если ты бросишь, то никогда не узнаешь сможешь ты или нет.

- Просто, мне кажется, из России чего-то добиться сложно.

- Кино в Голливуде не рождается. Сюда приезжают из разных стран. Здесь есть люди из Бразилии, Италии, Дании. Просто есть голливудский стиль. Посмотри на меня - если я буду себя постоянно сравнивать с тем же Спилбергом, я никогда не буду счастлив. Майкл Джексон - был мой хороший друг, я снимал его клипы. Он мне в свое время сказал - учись у великих. Он сам изучал, как они работают, как строят свою жизнь и советовал это другим.

- Еще раз посмотри на меня - продолжил известный режиссер, клипмейкер и миллионер, - Кто я такой? Мои бабушка, дедушка, папа и мама из Киева. А я сам вообще простой парень из Майами. Ты знаешь, где это? Как далеко от Голливуда? Никто в моей семье не занимался этим бизнесом - бабушка и дедушка видели меня врачом или адвокатом. Так что не думай слишком много - просто продолжай работать.

Ратнер тут же дает шанс - зовет всю группу к себе домой в ближайшие выходные на вечеринку.

- Там не будет еды - будут только напитки. Но и нужные люди!

Заходя вперед, скажу, что на вечеринку к Ратнеру приехал актер и режиссер Бен Стиллер ("Ночь в музее", "Побег с Мадагаскара". Кстати, он весьма любопытно проявил себя на оскаровской церемонии в этом году - вручал приз в гриме синего человечка из "Аватара"). Кто знает, во что может вылиться такое знакомство? Шанс - он есть. Особенно если те, кто приезжает сюда, будут держаться вместе.

Игорь Жижикин - российский актер, в честь которого была даже изготовлена в Голливуде именная кукла. Он играет, в основном, отрицательных персонажей но зато много снимается, в том числе и в России (ближайшие работы, где мы его увидим, "Вий" и "Любовь в большом городе"). Ему еще предстоит встреча с русской группой студентов, но пока мы беседуем с ним в его доме в Лос -Анджелесе, и актер рассказывает свое видение Голливуда по-русски.

- Русские в Голливуде действуют поодиночке, каждый сам за себя. Если итальянец затеет тут снимать картину, тут же позовет своих. Китаец - подтягивает своих. Русские в каждом своем соотечественнике видят конкурента - так мы далеко не продвинемся.

Продавец мечты

Михаил Файнштейн, как настоящий продавец мечты, рассказывает мне, что важность "Паспорта в Голливуд" именно в том, что программа адаптировала курсы различных лос-анджелесских вузов под менталитет и нужды россиян. И главное - она дает то, что практически не предлагается в учебных заведениях возможность прямых контактов с самыми представителями голливудской индустрии.

- Мы стараемся своих студентов вводить в поле зрения и агентов, - говорит Михаил. Есть такой агент Виктор Круглов, который занимается только русскими актерами. Хотя ему с ними работать и трудно - так как у русских, как правило, проблемы с разрешением на работу.

Студентов программы "Паспорт в Голливуд" это касается в меньшей мере. После курса они могут тут остаться на год в Нью-Йоркской киноакадемии, получить учебную визу. Потом - автоматически дается право на работу. Но им нужно учить язык, снимать акцент, делать свой package и "разворачивать индустрию на себя".

- После месяца обучения студенты вооружены информацией и шансом, - говорит Михаил. - Мне хочется выбить гранты - чтобы учиться в программе могли приезжать и самые способные российские ребята.

Сейчас Михаил, как режиссер и продюсер, работает над фильмом "Дети в Голливуде" и уже создал еще один курс для детей и подростков: группы с 10 до 13 и с 14 до 17 лет. Но при этом обязательное условие, чтобы сюда вместе с ними приезжали и родители, хотя бы один человек - не бросали своего ребенка, как в пионерлагерь. Для родителей планируется специальный курс "Как стать менеджером своего ребенка". На него среди прочих будет приглашена провести занятие актриса Галина Логинова - ведь она начала выстраивать карьеру своей дочери - Милы Йовович, когда той было всего 11 лет…