Главной темой вчерашней повестки пленарного заседания нижней палаты парламента стал "правительственный час", на который депутаты пригласили вице-премьера Сергея Иванова, чтобы он рассказал, как работает наша наука.
Гость Госдумы был конкретен ("обтекаемыми фразами говорить не привык") и не раздражался на депутатов, которые так и норовили задать "неудобные" вопросы. Иванов сразу признал, что нам пока нечем похвастаться по части продвижения научного продукта на рынок, внедрения научных разработок в экономику.
"На сегодняшний день количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, у нас в стране составляет около четырех тысяч, в том числе 2 тысячи 600 научных организаций в виде государственных форм собственности, плюс, естественно, шесть государственных академий. Численность работающих в них превышает 800 тысяч человек и почти половина из них - это исследователи", - сообщил Иванов депутатам вполне оптимистичную статистику, добавив, что и по госрасходам на науку мы не в отстающих. "Бюджетные расходы на исследования и разработки весьма приличны и сопоставимы с аналогичными расходами таких стран, как США, Германия, Франция, Корея, и даже превышают расходы таких стран, как Великобритания, и все остальные наши партнеры в группе БРИК. Но мы очень сильно, буквально в разы, отстаем от финансирования таких исследований и разработок за счет внебюджетных источников, частных корпораций", - сказал Иванов.
Но почему-то пока не происходит, хотя должно, если верить известному научному постулату, - переход количества (имеются в виду бюджетные средства) в качество (имеются в виду результаты). Например, по количеству публикаций в мировых научных изданиях Россия находится на 14-м месте - это уровень Бразилии и Нидерландов, а по показателю цитируемости - на 19-м, как Израиль.
Основная проблема в сфере поддержки фундаментальных исследований, как считает Иванов, - недостаточная доля конкурсного финансирования. До сих пор средства в основном выделялись по смете. При этом, как заметил Иванов, "мы фактически через сметы финансировали не науку и исследования, а так называемые вывески". "Есть вывеска на учреждении: институт каких-нибудь исследований, - вот по смете его и финансировали. А что этот институт делал, что он производил, так сказать выдавал на-гора, это мало кого интересовало". "Больше мы вывески поддерживать не будем", - предупредил вице-премьер. Он проинформировал думцев, что с 2008 года в России внедряется новый подход качественной модернизации сектора исследований и разработок, появляются новые формы организации научной деятельности. Например, национальные исследовательские центры. Курчатовский институт здесь - первая ласточка. Принято решение о создании еще пяти-шести подобных центров. Проводится серьезная работа по снятию всевозможных административных барьеров на пути формирования в нашей стране полноценного рынка интеллектуальной собственности и создания "экономики знаний". Наконец-то бюджетные научные и образовательные учреждения получили право создавать малые инновационные предприятия и коммерциализировать свои разработки.
Государство не отказывается от бюджетной поддержки вузовской науки. На трехлетку с 2010 по 2012 год на это предусмотрено 90 миллиардов рублей. "Разумеется, финансовые инъекции должны быть адресными, иначе они не принесут пользы", - уверен Сергей Иванов. Он уточнил, что в основном господдержка предоставляется сильным вузам, которые через конкурс доказывают и выигрывают право на получение дополнительной федеральной помощи. В течение ближайших трех лет восемь миллиардов рублей планируется выделить на создание при вузах различных бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических и инжиниринговых центров.
Важным направлением стимулирования инновационной активности предприятий, по мнению Сергея Иванова, является деятельность так называемых институтов развития. Среди прочих он назвал и Российскую корпорацию нанотехнололгий, которую, как известно возглавляет Анатолий Чубайс. Коммунисты сразу насторожились. "Верите ли вы, что с такими кадрами можно достичь успеха в развертывании новых перспективных научных программ?" - спросил Сергея Иванова депутат, член фракции КПРФ Борис Кашин. Но вице-премьер не видел поводов для беспокойства в связи с "Роснано". "Госкорпорация работает нормально, набирает ход", - заметил Иванов, назвав ненаучной фантастикой подозрения в том, что "Роснано" непонятно где крутит народные деньги, берет "откаты". Вице-премьер объяснил непонятливым, что госкорпорация финансирует только половину проекта, на остальную половину должен обязательно найтись соинвестор с частным капиталом. Таким образом "Роснано" уже выделила 72 миллиарда рублей на 50 проектов. Но никто не позволит, по словам Иванова, госкорпорации раздавать деньги "кому попало и на что попало".