Власти Тульской и Липецкой областей поспорили из-за автотрассы: плюсы для экономики одного региона оборачиваются минусами для другого.
В конце ноября 2008 года липецкие дорожники торжественно завершили реконструкцию участка автотрассы Данков - Воскресенское. Она позволяет не только сократить путь из Липецка в Москву, но и частично разгрузить федеральные магистрали "Дон" и "Каспий". Оставалось привести в порядок лишь около двух километров, проходящих по Тульской области.
Соглашение о модернизации этих участков дорог было подписано главой Липецкой области и руководителем ГУ "Тулаупрадор" 31 августа 2006 года. Проект разрабатывался в рамках Федеральной программы модернизации транспортной сети России и осуществлялся на условиях софинансирования с центром.
Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник Управления дорог и транспорта Липецкой области Сергей Салогубов, липчане все свои обязательства по данному проекту выполнили:
- За три года было полностью реконструировано, а по сути, заново построено 27 километров автодороги. При этом наш участок был переведен из четвертой категории в третью, что увеличило грузоспособность трассы. В общей сложности работы обошлись в 300 миллионов рублей. Восемьдесят процентов из них было выделено федеральным центром, двадцать - из бюджета области.
Для региональной экономики с учетом строительства здесь особой экономической зоны промышленно-производственного типа эта дорога действительно важна. Она на 40 километров сокращает расстояние до Москвы. Кроме того, по этому маршруту в столицу круглосуточно отправляются фуры с продукцией известных на всю страну лебедянских заводов.
Впрочем, автотрасса нужна не только липчанам и не только промышленникам. Изначально она проектировалась как альтернативный путь в Москву с юга России, Астраханской, Воронежской, Тамбовской областей и должна была разгрузить две магистрали - "Дон" и "Каспий". Следуя по строящейся дороге через Кимовск и частично по трассе Калуга - Михайлов - Рязань, водители выезжают на 173-й километр федеральной магистрали "Дон". Таким образом, они минуют пробки, традиционно образующиеся на "М-4" в Липецкой и Тульской областях. И сейчас, по словам Сергея Салогубова, вопросы, когда же будет завершено строительство этой дороги, поступают к нему из многих регионов.
Изначально предполагалось, что липецкие дорожники будут делать трассу до границы с Тульской областью, а далее - вплоть до развилки Тула - Грибоедово - к работам приступят их тульские коллеги. Граница между двумя регионами проходит по дну речки Рыхотки. В Липецкой области было принято решение пойти навстречу более скромно живущим в плане бюджетной обеспеченности соседям и построить здесь мост за свой счет. Более того, были сделаны и подходы к переправе со стороны Тульской области - еще около 600 метров. Причем средств из липецкой региональной казны на эти цели ушло больше, чем предполагалось проектом, поскольку во время работ дорожники наткнулись на скальные породы. В итоге тулякам осталось доделать в общей сложности 1800 метров трассы.
Однако на этом строительство зашло в тупик. К реконструкции своего участка в Тульской области даже не приступили. Согласно статье 3 Соглашения, на эти цели "Тулаупрадор" должен был получить 46 миллионов рублей в форме субсидий из федерального бюджета. Однако, как пояснил корреспонденту "РГ" заместитель тульского губернатора Геннадий Бритвин, этих денег в регионе так и не увидели. А вкладывать средства областной казны в реконструкцию не самой востребованной местными жителями дороги власти большим желанием не горят.
Причина - не только в экономии (не секрет, что соседи-липчане побогаче будут). Главный вопрос: чем аукнется Тульскому краю желание липецких промышленников перенаправить таким образом свой грузовой транспорт, идущий в столицу? Дело в том, что столь выгодный для них путь после пересечения границы проходит по дороге Грибоедово - Ивановка, а далее липецкие большегрузы следуют аккурат через государственный музей-заповедник "Куликово поле", включенный в список особо ценных объектов культурного наследия страны. Дорога опоясывает Красный холм, и весь транспорт едет буквально в ста метрах от знаменитой Куликовской колонны.
Этот уникальный исторический памятник пару лет назад удалось спасти от разрушения, и, по мнению тульской стороны, не позволительно вновь подвергать его опасности. Не говоря уже об угрозе, которую несет автотрасса с интенсивным движением природе ландшафтного заповедника. Тем более что помимо прочего биологи проводят здесь сложный эксперимент по возрождению ковыльной степи.
Конечно, эту автодорогу власти стараются поддерживать в достойном состоянии, ведь ежедневно Куликово поле посещают сотни туристов. В 2010 году только на празднование 630-летия исторической битвы ожидается 150 тысяч гостей. Но грузовой транспорт - не экскурсионные автобусы, поэтому обслуживание трассы потребует дополнительных средств.
Затем путь на Москву идет через два тульских городка - Епифань (город-музей под открытым небом, также входящий в комплекс Куликова поля) и райцентр Кимовск. По словам Геннадия Бритвина, эти дороги находятся на балансах муниципалитетов и увеличение транспортного потока скажется на их состоянии явно негативно. Если говорить об Епифани, то там асфальтовое покрытие есть только на центральных улицах, да и то - в весьма плачевном состоянии. Сейчас весь транспортный поток проходит рядом с Никольским собором, точной копией Исаакиевского в Санкт-Петербурге. Вот и получится картинка: величественный Исакий на транзитной трассе...
Понять возмущения водителей и дорожников Липецкой области, вложивших средства в реконструкцию дороги, можно. Однако, по словам тульского замгубернатора, выполнение злополучного соглашения возможно лишь при условии строительства объезда музея-заповедника "Куликово поле". А это примерно 14 километров дороги, на реконструкцию которой в ценах нынешнего года потребуется 1,56 миллиарда рублей. По данным Геннадия Бритвина, еще в 2008 году туляки потратили 9,97 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку этого проекта и уже получили на него положительное заключение государственной экспертизы.
- При выделении средств из федерального бюджета строительство может быть включено в региональную долгосрочную целевую программу "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области на 2009-2015 годы", - пояснил чиновник. - Для решения вопроса о софинансировании работ ГУ "Тулаупрадор" направило письмо в адрес Федерального дорожного агентства. Без господдержки обеспечить строительство данного участка автодороги не представляется возможным.
Однако в этой истории осталось непонятным то, каким образом тульская сторона в 2006 году подписала документ о реконструкции. Ведь заповедник "Куликово Поле" и тогда находился на том же самом месте. В обладминистрации говорят о некоторой некорректности подписания межрегионального соглашения руководителем "Тулаупрадора", но более подробно ситуацию не поясняют. Можно предположить, что это была ошибка и вышестоящие руководители региона ничего об этом не знали. Но почему же не было своевременных попыток расторгнуть неприемлемое для области соглашение о реконструкции двух злополучных километров на границе?
Как бы то ни было, а объездная дорога на Куликовом поле необходима. По словам директора музея-заповедника Владимира Гриценко, дело даже не столько в экологии, сколько в безопасности. Транспортный поток, идущий мимо Красного холма, довольно интенсивный, и получается, что экскурсанты выходят из автобусов прямо на оживленную трассу.
- Объезд нужен - это вопрос принципиальный, - поясняет Владимир Гриценко. - Транспортный поток постоянно увеличивается, и дорога уже становится просто опасной. С другой стороны, мы заинтересованы в развитии дорожной инфраструктуры, ведь сюда можно добраться только автотранспортом. Причем расстояние от Куликова поля до Тулы и до Липецка одинаковое - около 130 километров. Если бы тот участок на границе отремонтировали, экскурсантам из соседнего региона было бы проще к нам приезжать. Но при этом транзитный грузовой транспорт, конечно, необходимо отводить - и от Красного холма, и от Епифани.
Пока же водители во всю ощущают контраст между липецким и тульским участком. Последний так и называют - "яма на яме". Чтобы хоть как-то улучшить проезд - липецкие дорожники направляют сюда грейдеры, которые разбрасывают щебень и выравнивают ямы.
- Но строить эту дорогу за счет своего бюджета мы не можем, - говорит Сергей Салогубов. - Это противоречит кодексу Липецкой области.