В апреле в Национальном архиве Татарстана группа исследователей начнет поиски доказательств того, что знаменитая жена Сальвадора Дали - Гала родилась в Казани.
До сих пор ни одного документа, подтверждающего этот факт, в столице Татарстана найдено не было.
Как сказали корреспонденту "РГ" в министерстве культуры республики, начать целенаправленные поиски было решено после того, как российский коллекционер, обладатель работ Дали Александр Шадрин предложил украсить дом на углу улиц Муштари и Карла Маркса, который в Казани называют домом Аксенова и Гала, мемориальной доской. Но для этого сначала надо документально доказать, что действительно в этом доме жила семья музы великого сюрреалиста.
Возвращение домой
Представляя в Казани работы Сальвадора Дали, Александр Шадрин сказал, что последним желанием великого мастера было, чтобы его картины побывали на родине любимой. Однако коллекционер решил пойти дальше и оставить здесь на вечное хранение одну из картин Дали. Выбор пал на "Лицо". По его словам, это одна из последних работ сюрреалиста, где он, как всегда, поклоняется своей Галатее.
- Где вы еще такое видели, чтобы муж так трепетно заботился о своей жене: он не только приукрашал ее в своих картинах, обожествлял и списывал настоящий возраст, он, как можно судить по "Лицу", позаботился о душе своей единственной, - с восхищением рассказывает Шадрин. - Дали заставил апостолов танцевать вокруг Гала. Он еще при жизни подумал о том, куда после смерти попадет его любимая, и таким образом попросил апостолов позаботиться о ней в раю или аду.
Шадрин не сомневается, что выполнил последнее желание Сальвадора Дали и привез Гала в ее родной дом.
- Ни о каком другом месте рождения никто никогда не говорил и тем более не подвергал этот факт сомнению, - говорит коллекционер. - Сама Гала рассказывала о том, как до переезда в Москву провела детство в Казани. Это подтверждала ее младшая сестра Лидия. Жена Дали точно указывала адрес, где жила ее семья, и называла гимназию, где она училась.
По словам Александра Шадрина, можно по-разному относиться к личности Гала, все-таки эта женщина была сложной и неоднозначной, но бесспорно одно - она открыла мастеру двери в мир и преподнесла его как великого художника нашего времени.
- Вот хотя бы за это мы должны сказать ей огромное спасибо, - считает меценат. - Я предложил увековечить ее память в Казани. Пока не знаю, будет ли это мемориальная доска на ее родном доме или какой-то символический памятник, у которого могли бы назначать свидания влюбленные. Обещаю одно - Елена Дьяконова, или, как ее называл Дали, - Елена Прекрасная станет еще одним символом Казани.
А была ли Гала?
Божественной Гала была для Дали, для остальных же - женщиной вполне земной из плоти и крови. И если мастер никогда бы не подверг сомнению слова жены о том, что свои первые шаги она сделала в Казани, то местные краеведы относятся к этому факту весьма настороженно.
Откуда мы знаем, где она родилась? Действительно, биографы, которые вряд ли были знакомы с ней при жизни, в своих книгах пишут, что Елена Дьяконова выросла в России на берегу Волги. И что по линии матери родственники женщины - казанские татары. Те же, кто с ней был знаком, пишут в мемуарах только о московском периоде. Так, сестра поэтессы Марины Цветаевой Анастасия в своей книге "Воспоминания" подробно описывает, как складывалась их дружба с Галей Дьяконовой (во многих источниках значится, что Еленой ее называл отец, а мать и по ее примеру братья и сестра называли Гала не иначе, как Галей или Галиной), когда та жила в Москве. А где же казанские современники?
Краевед Ренат Бикбулатов еще много лет назад задался целью найти запись в метрической книге о рождении Елены Дьяконовой. И долго искал. Но пока - безрезультатно.
- Так как я человек очень дотошный, то хотел докопаться до источника и наверняка знать, что Елена Дьяконова действительно появилась на свет в нашем городе, - говорит краевед.
Поиски в Национальном архиве Татарстана не увенчались успехом. Ни в одной метрической книге церковных приходов Казани того периода, а речь идет о 1894 годе, нет записи, где бы упоминалась девочка, рожденная в семье Ивана Дьяконова и его жены Антонины Дьяконовой, в девичестве - Деулиной. Да и в книгах учебных заведений того времени нет упоминаний о том, что здесь учились Елена и ее два старших брата - Николай и Вадим.
- И о главе семейства - Иване Дьяконове ни слова, - рассказывает Бикбулатов. - Гала говорила, что ее отец какое-то время был чиновником и работал в министерстве сельского хозяйства. Но такого учреждения в то время и в помине не было. Опять загадка...
Тогда краевед решил проверить, где могли жить Дьяконовы. И тут опять мимо...
- Дом по улице Грузинской (ныне Карла Маркса), где якобы появилась на свет Гала и жила в нем до 1905 года, по адресным книгам, хранящимся в архивах, принадлежал совершенно другому человеку - коллежскому советнику Ивану Александровичу Котелову, которого краеведы знают как внука известного купца Кожевникова. Поскольку Котелов был значительной величиной и состоятельным человеком, ему не было необходимости сдавать комнаты семье, где росло четверо детей. Зато в адресной книге есть подтверждение тому, что в этом доме жил председатель Казанского городского совета депутатов трудящихся Павел Аксенов - отец знаменитого русского писателя Василия Аксенова. И в остальных адресных книгах Казани нет сведений о том, что в нашем городе жил человек по имени Иван Дьяконов.
Узнав о том, что Ренат Бикбулатов ведет поиски места рождения Гала, его хороший знакомый - профессор-психиатр - рассказал краеведу о том, что у него как-то была пациентка, уверявшая, что знает семью Дьяконовых. По ее словам, Елена родилась в селе Антоновка, которое находится по дороге из Казани в Камское Устье. Вошедший в азарт краевед перелистал метрические книги двух церквей села за большой период, но и там его ждали одни разочарования.
- Все-таки отталкиваться в поисках следует от московского периода жизни Гала, - говорит Бикбулатов. - Наверняка в документах женской гимназии Брюхоненко, где, как мы знаем из достоверных источников, училась Елена Дьяконова, есть запись о том, откуда приехала девушка.
Окруженная тайной
Зачем тогда надо было жене Сальвадора Дали сочинять историю про то, что она родилась на берегу Волги?
- В этом вся Гала, - считает краевед. - Эта женщина не могла поступить иначе - история ее жизни должна была вдохновлять, а для этого быть красивой. Почему бы не придумать, что Елена Дьяконова родилась в Казани? Ведь присвоила же она себе отчество отчима - адвоката Дмитрия Гомберга и стала вместо Елены Ивановны - Еленой Дмитриевной. А потом и вовсе не Еленой, а Галиной. И это было в порядке вещей. Кто бы стал проверять, где она родилась? Согласитесь, Казань как нельзя лучше подходила для музы Дали, для ее образа русской женщины, в жилах которой текла татарская кровь. Казань знали в Европе благодаря университету.
Краевед представил еще одну версию, почему Елене Дьяконовой было необходимо скрыть свое настоящее место рождения:
- Есть предположение, что семья Дьяконовых если была не богатой, то очень зажиточной. Но в смутные годы, когда началась Октябрьская революция, а в сталинские годы - репрессии, разве могла Гала сказать, что в их семье водились деньги? Наверное, нет. А чтобы никто не мог проверить, что это не так, Гала могла еще больше запутать следы и соврать про место своего рождения. Но это только версия. Божественная Гала при жизни была женщиной-загадкой, а после смерти стала ею вдвойне.