Более чем лояльная к Израилю газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала весьма критичный по отношению к израильским (и американским) властям комментарий своего обозревателя Роджера Коэна.
Он пишет, что президент США Барак Обама обещал новое мышление, сближение с исламским миром и постоянное внимание к израильско-палестинским отношениям. Однако, несмотря на правильные речи, эти отношения оказались загнанными в мрачный тупик. США превратились в "израильского адвоката" вместо того, чтобы быть честным посредником. В конгрессе США нет ни одного человека, который бы замолвил слово за палестинцев. К тому же, по сведениям Коэна, Барак Обама и премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху вообще не способны найти общий язык.
Между тем нужда в выполнении Обамой его предвыборных обещаний растет. Израильско-палестинский конфликт угрожает безопасности США, отдаляет возможность создания в обозримом будущем двух государств (израильского и палестинского), раскалывает палестинцев и на корню губит любые попытки наводить мосты между Западом и исламским миром.
Столетия преследований евреев и Холокост дали им моральное право создать собственное государство, Израиль, а Америке - защищать это государство. Но прошлые преследования евреев не дают им права порабощать другой народ - палестинцев. И клятва Америки стоять на стороне Израиля не может оправдывать те его действия, которые подрывают американские цели. Одно из таких действий - это безудержное строительство Израилем поселений на Западном берегу реки Иордан. Двадцать лет назад тогдашний госсекретарь США Джеймс Бейкер говорил израильтянам: "Отрекитесь от аннексии, прекратите строительство поселений". Теперь Барак Обама говорит: "Соединенные Штаты не признают законность продолжающегося строительства израильских поселений". А между тем за эти двадцать лет численность израильских поселенцев на Западном берегу выросла с 78 тысяч в 1990 году до 300 тысяч в прошлом году. Обама высказался ясно, а Нетаньяху уже после этого продолжил строительство поселений и заявил, что это "навечно". При нормальных отношениях между союзниками это должно было бы привести к каким-то последствиям и разбирательствам. Но при "особых отношениях" между США и Израилем никаких разбирательств не последовало.
Цель США, пишет Роджер Коэн, - это два государства, израильское и палестинское, живущие в мире. Но сейчас день за днем, квадратный метр за квадратным метром физическое пространство для создания палестинского государства исчезает. Полоса Газы - эта банка с кильками, - и раздробленные куски Западного берега - это не более чем карикатура на предполагаемое палестинское государство. И США позволили этому саморазрушительному для Израиля процессу зайти слишком далеко, до точки, от которой почти что нет возврата.
И не только позволили, но и помогли. Строительство поселений - дело дорогое. Дорого обходится и создание забора безопасности - палестнинцы с ненавистью называют его "стеной разделения", - который сам по себе тоже является инструментом аннексии. И все это по сути финансируют США: их помощь Израилю за последние десять лет составила 28,9 миллиарда долларов. Их помощь любым другим странам по сравнению с этим выглядит просто мизерной.
Америка должна обеспечивать безопасность Израиля, заключает Роджер Коэн, но не должна финансировать те действия Израиля, которые подрывают стратегические цели США. Кроме того, в том, что касается безопасности, Израиль явно преувеличивает свою уязвимость. Это не слабый Давид, противостоящий арабскому (или арабско-персидскому) Голиафу. У Израиля есть ядерное оружие, и с этим мощным средством он является самым сильным в военном отношении государством региона. Так что Америка вполне может оказать на него давление, не подвергая риску его безопасность.
Есть и возможность для переговоров. Если можно разговаривать с какими-то представителями "Талибана", то разве нельзя найти партнеров для переговоров в таких широких организациях, как "Хамас" и "Хезболла"?
Если не создать двух государств, заключает Роджер Коэн, то между рекой Иордан и Средиземным морем будет одно государство, и уже очень скоро в нем будет больше палестинских арабов, нежели евреев. И что тогда станется с сионистской мечтой?