Мурманские холодильники забиты мороженой мойвой нового улова по 13-13,5 рубля за килограмм, сообщил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний журналистам, отвечая на вопрос: "Где же рыба?"
И дал понять, что компаниям розничной торговли по-прежнему неинтересно продавать дешевые дары моря.
Так же, как прошлой осенью во время лососевой путины, во Владивостоке, в Мурманске сейчас произошел рыбный затор в порту. Рыбакам некуда разгружать мойву, и они уходят с промысла самой демократичной рыбы. "На разгрузку портовых морозильников брошено 40 вагонов", - рассказал Андрей Крайний. Но занимается решением этой проблемы теперь уже не федеральное государственное ведомство, а созданная под патронажем Росрыболовства, но без участия государства буквально полтора месяца назад специальная логистическая компания. Она, кстати, не получила никаких преференций от государства, но способна изменить ситуацию на рынке за счет "заточенности" именно на доставку и хранение рыбы, а также за счет потенциально высоких объемов перевозки.
Андрей Крайний назвал цены и на другие ходовые рыбные товары. По его словам, мороженую горбушу можно сейчас купить оптом по 80 рублей за килограмм, минтай - по 50 рублей, навагу - по 40 рублей. На розничном рынке эта рыба стоит в лучшем случае вдвое дороже.
Несмотря на проблемы ценообразования, потребление рыбы в стране в прошлом году выросло до 19,2 килограмма на человека, а это уже выше нижней границы рекомендованной медициной нормы. При этом доля российской рыбы на внутреннем рынке выросла до 72,5 процента против 70 процентов в 2008 году. Выпуск пищевой продукции рыбной отрасли, невзирая на кризис, в прошлом году вырос более чем на 20 процентов. Также более чем на 20 процентов увеличился и всероссийский улов. С учетом добытого "пресноводными" промысловиками и рыбаками-любителями он достиг, по данным Росрыболовства, 3,92 миллиона тонн против 3,3 миллиона тонн в 2008 году. Улов, кстати, продолжает расти и в 2010 году - по данным на 11 марта, рыбаки добыли уже 862 тысячи тонн рыбы, а это на 157 тысяч тонн больше, чем в успешном 2009 году.
При этом за прошлый год рост произошел не только на промысле, но и в других "зонах ответственности" Росрыболовства. Например, в 2009 году мальков лосося и осетра рыбоводные заводы выпустили в реки и моря на 17 процентов больше, чем в 2008 году. А таможенные платежи от экспортеров рыбы на Дальнем Востоке выросли намного более чем в 10 раз за счет введения обязательной доставки уловов на российскую таможенную территорию.
По словам Андрея Крайнего, рыболовная отрасль остается донором бюджетов. В прошлом году рыбаки не потеряли ни одного рабочего места. Средняя зарплата у них - более 23 тысяч рублей в месяц. При этом отрасль дает заработать и другим. Например, объем перевалки рыбных грузов в морских портах в прошлом году вырос на 48 процентов. Любопытно, что выросли "рыбные" заработки и у розничных торговцев. Руководитель Росрыболовства привел данные, предоставленные ему одной из крупнейших федеральных сетей: доля рыбы в обороте возросла до 2,5 процента в 2009 году против 0,5 процента в 2008 году.
Андрей Крайний с законной гордостью назвал результаты работы рыбаков в прошлом году беспрецедентными и подчеркнул, что достигнуты они не за счет увеличения бюджетной поддержки отрасли, а за счет точных управленческих решений правительства. При этом он сообщил, что если модернизация рыболовного флота не начнется уже в этом году, то к 2015 году рост добычи сменится снижением уловов примерно на 500 тысяч тонн в год. В 2010 году во время мойвенной путины в Баренцевом море наши рыбаки по объемам добычи не отставали от норвежских, но с той разницей, что норвежские рыбаки работали на 50 судах, а россияне - на 240. При этом норвежцы (которые, к слову, сами мойву не едят) доставляют рыбу в порт живой, как в аквариуме. А наши рыбаки - мороженой. К тому же российские суда работают на дорогом дизельном топливе, а весь мир уже перешел на сравнительно дешевый мазут. Поэтому норвежская рыба оказывается и качественнее, и дешевле.
Еще одна "непобедимая" проблема - браконьерство. На сей раз Андрей Крайний назвал объемы незаконных поставок краба в Японию, которая отказывается пока подписывать с Россией полноценный договор о контроле над браконьерским промыслом. В прошлом году удалось убедить японцев подписать лишь необязательный для исполнения меморандум на этот счет. Так вот, по данным дальневосточных таможенников, в прошлом году в эту страну было вывезено всего 630 тонн камчатского краба. А по данным минфина Японии, ввезено было около 12,2 тысячи тонн камчатского краба. Иными словами, только чуть больше 5 процентов крабовой продукции на японском рынке имеет легальное происхождение. Любопытно, что цены на краба в Японии резко упали, и аналитики Страны восходящего солнца объясняют это тем, что кризис подкосил покупательную способность населения.
Однако в Южной Корее, которая в прошлом году подписала с Россией соглашение о контроле над браконьерами, цены на краба, напротив, выросли. Связано это с сокращением поставок незаконно добытой продукции. Андрей Крайний надеется, что в 2010 году удастся убедить и японцев в том, что с Россией выгодно иметь цивилизованные взаимоотношения не только в сфере поставок сахалинского сжиженного газа, но и камчатского краба.