Институт современного развития вчера предложил свой рецепт привлечения длинных денег в российскую экономику. Эксперты советуют выпускать под общественно значимые проекты государственные ценные бумаги, создать за счет Фонда национального благосостояния гарантийный фонд и выдавать из него поручительства на займы частного бизнеса.
А также к 2020 году превратить рубль в резервную валюту, чтобы обеспечить стране дополнительный приток иностранных инвестиций.
Такие идеи содержатся в новом докладе института «Структурная модернизация финансовой системы России». Вчера он был представлен маститым российским экспертам и чиновникам экономического блока правительства. Доклад может стать одним из элементов «Дорожной карты» для развития российской экономики на ближайшие годы, - пояснил председатель правления Инстиута современного развития Игорь Юргенс. Он рассчитывает, что идеи, предложенные ИНСОРом, будут использованы в программе действий президента на 2012 год. Конкурентность экономики все больше зависит от качества финансовых услуг, аргументировал выбор темы Юргенс.
Формирование новой финансовой политики должно учитывать важнейший урок форсированного роста российской экономики 2006-2008 годов, обращают внимание авторы доклада. А одной из главных проблем тех лет был явный перегрев экономики, в том числе и за счет роста кредитования. Между тем, выйти из кризиса отечественная экономика рискует столкнуться с теми же «болячками». Так в концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года финансовому сектору отводится роль создания необходимых предпосылок для поддержания высоких темпов экономического роста, объем банковского кредитования должен увеличиться до 80-85 процентов ВВП. Однако такая модель грозит разгоном инфляции, полагают эксперты. Кроме того, в стране просто-напросто нет и не будет денег для достижения таких целей. Это означает, что рост кредита, закладываемый в концепцию, не может быть осуществлен без обеспечения масштабного притока иностранного капитала, предупреждают эксперты. Между тем, именно зависимость экономического роста от внешних займов стала причиной того, что российский кризис оказался значительно острее, чем в большинстве развитых стран, напоминают авторы исследования.
ИНСОР предлагает более сдержанный вариант: объем банковских кредитов экономики увеличить до 60 процентов ВВП, но при этом приток иностранного капитала в негосударственный сектор не будет превышать 2 процентов ВВП в год. Но такой сценарий считают авторы доклада, предполагает консолидацию банковского сектора. Для того чтобы достичь этой задачи, авторы доклада предлагают Центробанку более пристально следить за крупнейшими системообразующими банками. И даже применять для них специальное банковское регулирование.
Крупнейшим банкам рекомендуется для привлечения денег выпускать собственные долговые обязательства, которые сможет покупать Пенсионный фонд и Фонд национального благосостояния. А общее количество банков, полагают в ИНСОРе, должно существенно уменьшится. Исходя из международной закономерности, оптимальное число банков в России – 220-280, подсчитали эксперты. Сейчас, напомним, в стране более тысячи банков. Правда, эксперты советуют не принуждать банки к закрытию или консолидации, а позволить им выбрать свою нишу и в ней работать. Причем в докладе предлагается создавать многоуровневую банковскую систему, в которой будут федеральные банки с генеральной лицензией, имеющие право действовать на территории всей страны, и банки, работающие на уровне федеральных округов, регионов и населенных пунктов. Крупным федеральным банкам при этом предлагают дать специальные налоговые стимулы. Параллельно, советуют авторы доклада, государству надо будет выходить из банковского сектора. Делать это предлагается на первом этапе через снижение доли государства в капитале госбанков до контрольного пакета. Это может произойти путем проведения публичного размещения акций либо продажи небольших пакетов на открытом рынке.
Но главным индикатором качества финансовой системы должны стать «длинные деньги», считают эксперты. Они опасаются, что в ближайшие годы экономика будет испытывать их нехватку. И предлагают активно привлекать иностранные инвестиции и не бояться вложения иностранного капитала в конкретные проекты. Кроме того, пишут эксперты, масштабным потенциальным ресурсом «длинных денег» будут оставаться госсредства, а в перспективе – и деньги населения. Однако для того, чтобы народ понес сбережения в банки на долгие депозиты, предстоит еще немало постараться.
Одним из ключевых моментов в повышении конкурентоспособности отечественной финансовой системы может быть и превращение рубля в резервную валюту, полагают эксперты. Такой шаг, считают они, позволит нашей стране регулярно получать значительный приток долгосрочных инвестиций, снизить издержки во внешней торговле, повысить устойчивость национальной экономики к внешним шокам. Правда, уточняют эксперты, негативным следствием может стать неизбежное укрепление обменного курса рубля. Тем не менее, считают они, выгод будет все-таки больше.
Однако, по мнению многих участников дискуссии, в докладе все-таки много и спорных моментов. «О какой ограниченности финансовых ресурсов для экономики может идти речь при таком потоке нефтедолларов?», – недоумевает замглавы минфина Сергей Сторчак. Ресурсы, по его словам, у банков есть, но кредитные организации не выполняют свою функцию. Уязвимой считает он и позицию по масштабному использованию госсредств. Еще один замглавы Минфина Алексей Саватюгин поставил под сомнение целесообразность превращения рубля в резервную валюту. Достижение такого статуса, отмечает он, с одной стороны, усилит роль России на международной арене, но параллельно – может привести к частичной потере суверенитета в денежно-кредитной политике. «Если в наших активах будут храниться резервы зарубежных стран, мы будем вынуждены согласовывать с ними свою кредитно-денежную политику», - поясняет Саватюгин. Раскритиковал замминистра и посыл об оптимальном количестве банков. Это неправильно и с экономической, и с моральной точки зрения. Минфин и Центробанк никогда не ставили перед собой цели по количеству банков, говорит он. А то, что отдельные банки смогут действовать только на территории определенного региона, противоречит Конституции, напоминает Саватюгин.
Впрочем, как уверяют в ИНСОРе, представленный вариант доклада, это не конечная версия. Документ еще будет дорабатываться. А широкое обсуждение создает возможности для выработки наиболее взвешенной и консолидированной позиции экспертов, бизнеса и власти.