Дмитрий Медведев раскритиковал действия своих подчиненных

Вчера президент Дмитрий Медведев решил проверить, как на федеральном и региональном уровне исполняются его поручения, и остался явно недоволен.

"Ситуация с исполнением поручений достаточно сложная, потому что несмотря на то, что регулярно я получаю доклады, далеко не всегда эти доклады выглядят содержательно. Очень часто это отписки", - заметил президент, открывая конференцию, на которую с помощью видеосвязи собрали часть кабинета министров и несколько губернаторов. Сам же Медведев приехал в свою приемную на Новой площади, где вместе с главой администрации Сергеем Нарышкиным и группой помощников пообещал тщательнее следить за укреплением исполнительской дисциплины чиновников, в том числе через регулярные подобные совещания. "Чтобы глаза в глаза посмотреть исполнителям", - заявил президент.

- Помимо укрепления исполнительской дисциплины нужно посмотреть еще на содержание самих поручений и на то, что по этим поручениям делается, - заявил глава государства скорее уже в адрес своей администрации, посоветовав ее членам "ценить силу" поручений президента. - Далеко не всегда кричащие вещи оформляются в виде президентских поручений. И наоборот - зачастую мне приходится подписывать поручения, которые ничего не меняют.

Количество президентских поручений с каждым годом растет. Помощник президента, глава Контрольного управления президента Константин Чуйченко сообщил, что в 2008 году их было 1354, а в 2009-м - уже 1752. При этом сократилось количество поручений с длительными сроками исполнения - свыше трех лет.

Результатами выполнений поручений главы государства стали 103 проекта федеральных законов, 96 указов и распоряжений, 269 постановлений правительства.

Дмитрий Медведев на это заметил, что длительные сроки исполнения - мера абсолютная, необходимая для действительно больших проектов, как, например, подготовка Олимпиады в Сочи. А когда пишут о продлении сроков на полгода, то вывод может быть только один - поручение не исполняется в срок. Поэтому президент попросил Контрольное управление внимательнее анализировать целесообразность запросов о продлении сроков. И если выявляются факты ненадлежащего отношения к такой работе, то к письму о продлении сроков теперь будет прилагаться еще один документ - меры ответственности конкретных людей. "Вплоть до увольнения безотносительно к чинам и званиям", - подчеркнул президент.

"Отдача от деятельности по выполнению поручений президента растет", - констатировал Чуйченко. Сократились многократные переносы сроков исполнения, появилась тенденция к большей оперативности. Но в то же время он должен был признать, что в целом качество и своевременность работы оставляют желать лучшего. Особенно качеством пренебрегают в министерстве энергетики, министерстве регионального развития и министерстве обороны.

Помощник президента предложил стимулировать правительство через очередное поручение - о принятии исчерпывающих мер для выполнения президентских поручений. Поддержки со стороны главы государства эта инициатива не нашла. "Это несерьезно, - отказался он подписывать документ. - Они и так должны исполняться. Кто не исполняет - на улицу пусть идет".

На первый раз - а подобные конференции глава государства пообещал проводить не реже чем раз в квартал - глава государства отобрал четыре вопроса. Сначала отчет о работе выпало нести чиновникам, ответственным за реализацию Стратегии информационного общества и предоставление государственных услуг в электронном виде. В декабре прошлого года президент поручил правительству до 1 марта внести в нормативные правовые акты изменения, касающиеся оказания госуслуг в электронном виде, и представить предложения по совершенствованию системы управления информатизацией органов власти, а также представить на рассмотрение проект программы развития информационного общества в РФ на 2011 - 2018 годы.

Вице-премьер Сергей Собянин сразу же признался, что по определенным пунктам поручения у правительства имеется небольшая задержка. Дмитрий Медведев к этому отнесся довольно лояльно, лишь посоветовав аппарату правительства следить за такими вещами внимательнее. А вот губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву пришлось выслушивать замечания от лица всего губернаторского корпуса страны. Больно не понравилось президенту, что работу с действующим в области аналогом "электронного правительства" руководитель региона списал на специальный департамент, который приносит ему бумажные отчеты.

- Нужно самостоятельно всем этим пользоваться, - сделал замечание Медведев. - Кто умеет - тот современный менеджер, а кто не умеет - тот, извините, не вполне готов. Если я смотрю, то и все остальные должны смотреть. Это мое пожелание не только руководству правительства, но и руководителям регионов. Возьмите это на заметку.

Касалось это и участвовавшего в конференции губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, доклад которого глава государства даже и не стал слушать, а главе минкомсвязи Игорю Щеголеву поручил активнее помогать регионам внедрять на местах предоставление госуслуг в электронном виде.

Второй отчет президенту представила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, докладывавшая о ходе исполнения поручения на повышение прозрачности деятельности госкорпораций и реорганизации тех из них, что работают в конкурентной среде.

Там тоже возникли определенные заминки, хотя генеральная линия, выработанная в отношении госкорпораций, претензий президента не вызвала. В частности, уже до конца года "Роснанотех" должен быть преобразован в акционерное общество. "Срок, может быть, немного жестковатый, но реалистичный", - заявил глава ГК Анатолий Чубайс.

Две корпорации - "Олимп строй" и Фонд содействия реформированию ЖКХ - продолжат работать в своем статусе вплоть до конца отведенных им сроков. В 2015 и 2013 годах соответственно обе должны будут прекратить свое существование.

А вот "Ростехнологиям", "Рос атому" и Внешэкономбанку предстоит более тонкая организация, связанная с тем, что они содержат и коммерческие активы. Для них будет выделен переходный период, за который эти активы должны будут сформировать в акционерные общества. "Соединение коммерческих и управленческих функций - это хороший путь к коррупции, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - И вы это сами прекрасно знаете. Надо быстрее с этим разбираться".

К докладу вице-премьера, полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина о подготовке перечня инвестиционных проектов в регионах округа у президента возник только один единственный вопрос - когда уже эти проекты будут реализовываться. "Проекты хорошие. Вижу их не первый раз, - рассказал глава государства. - Пока не сделано ничего. Хочу понять - инвесторы подтверждают участие в этих проектах?" Александр Хлопонин заверил, что по представленным им 16 проектам подтверждение от инвесторов есть.

Под конец Дмитрий Медведев решил еще разобраться и с ситуацией по обеспечению жильем детей-сирот. "Ситуация там очень сложная", - подчеркнул он. Причины этого президент искал вместе с генпрокурором Юрием Чайкой, вице-премьером Александром Жуковым и губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским. Последний задержки в работе пытался объяснить тем, что количество детей-сирот в России очень быстро растет. К тому же раньше никто этим фактически не занимался, а полномочия регионам передали только в конце 2005 года, хотя проблема накапливалась намного дольше.

Но у генерального прокурора и вице-премьера были и свои объяснения. "Одна из основных причин необеспечения жильем детей-сирот - недостаточное финансирование, - заявил Юрий Чайка. - В том числе по вине самих регионов". Субъекты практически не выделяют средства на программу, а ассигнований из федерального бюджета просто недостаточно.

По словам Жукова, государство на жилье для детей-сирот предусматривает около 1 миллиарда рублей. "Сумма не очень большая, - согласился он. - Для того чтобы получить эту субсидию, надо и в региональных бюджетах деньги предусматривать. Некоторые и ее даже не выбирают".

- Это не просто не выборка субсидий, это означает, что программа не работает абсолютно, - возмутился Дмитрий Медведев, посоветовав передавать сведения в Генеральную прокуратуру РФ. - Держите все это под контролем! Кто не активно действует, вы их лишайте денег, уменьшайте соответствующий объем финансирования.

Главная задача - сократить очередь, которая растет в геометрической прогрессии. Если в 2008 году детей-сирот в России насчитывалось около 80 тысяч, то к концу 2009 года их количество выросло до 183 тысяч. "Я не говорю, чтобы мы ее "рассосали" за один-два года. Это невозможно: копилось все долго, а денег не хватает, - заявил президент. Но рост очереди нужно приостановить, потому что это выглядит абсолютно ужасно". А правительству глава государства поручил до 1 июня этого года подготовить необходимые изменения в законодательство, касающееся сохранности жилья детей-сирот. Вице-премьер Жуков пообещал принять документ уже в весеннюю сессию Госдумы.