18.03.2010 00:30
    Поделиться

    В Третьяковской галерее открылась выставка к 110-летию Александра Дейнеки

    "Работать, строить и не ныть!" - фраза со знаменитого плаката Александра Дейнеки 1933-го дала название большой выставке его живописи, графики, скульптуры, приуроченной к 110-летию художника, которая открылась на Крымском Валу.

    Самый большой модернист из соцреалистов, энергичный автор журналов "Даешь!", "Безбожник у станка" и создатель серии мозаик "Сутки Страны Советов" на станции "Маяковская", певец стахановцев и монументальных атлетических торсов, иллюстратор детских книжек и любитель спорта, Александр Дейнека оказался идеальным связующим звеном меж искусством прошлых веков и будущим. Если Малевич объявил: "...за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма", то Дейнека населил эту супрематическую бездну вполне реальными персонажами. Работницами с вагонетками, футболистами, спортсменами, бегущими комсомолками и другими героями. Все они парят в невесомости пространств, созданных художником. Причем парят не только люди, цеха и железнодорожные депо, но даже скалы. На полотне 1932 года с выразительным названием "В воздухе" в облаках летит и самолет, и, кажется, даже скала. Земли не видно вообще. Этот "отрыв" от законов земного тяготения, как и мощное движение, бег, полет - к финишу, цели, к солнцу, выглядят как символ освобождения от оков истории. Но также очевидно, что все эти летящие за мячом футболисты, разворачивающиеся в броске и марше мускулистые девушки напоминают фигуры с фресок и картин обожаемых Дейнекой художников Возрождения. И полет их какой-то очень ренессансный по духу. Это странное соединение - супрематического, расколотого пространства и мощных парящих фигур, тяжести и легкости - завораживает до головокружения. Не зря этот модернист среди самых важных для себя учителей называл Владимира Андреевича Фаворского.

    Еще интереснее, что выставка в Третьяковской галерее позволяет обнаружить, как "отозвалось" слово Дейнеки в современном искусстве. Ну, про то, что из Дейнеки, словно из гоголевской "Шинели", вышли наши "шестидесятники" с их "суровым стилем" и культом простоты и искренности, всем известно. Но на нынешней выставке можно увидеть впервые после многолетней реставрации огромные полотна: "Запорожцы" (1939-1940), "Бой амазонок" (1947), "Никитка - первый русский летун" (1940), "Купальщица" (1951). В этих громадных полотнищах мало что напоминает о полетах наяву предыдущего десятилетия. Полет Никитки - на самом деле смертельный прыжок, а сам он, с распростертыми крыльями, похож на распятого. Упоение в бою, свирепость и невсамделишная красивость этих работ - прямая дорога к киношным блокбастерам.

    Вообще кинематографичность работ Дейнеки просто бросается в глаза. Мало того что он рисует фигуры спортсменов, гимнастов в очень сложных ракурсах. Он любит разворачивать движение в разных фазах. Можно сказать - как монументальную ленту фриза, а можно - как киноленту.

    Сегодня его искусство рассматривают не столько как пример художника-соцреалиста, сколько как мастера "альтернативного" модернизма ХХ века. Но понятно одно: те альтернативы, которые предлагает сегодняшнему зрителю Дейнека, гораздо богаче, чем мы привыкли ожидать от певца светлого будущего.