Вчера депутаты Госдумы внушительным большинством голосов - 393 "за", один "против" - приняли во втором чтении проект правительственного закона "Об обращении лекарственных средств".
За время, прошедшее с первого чтения, законопроект обсуждался на разных уровнях и в Думе, и вне ее стен. В острой дискуссии, которая некоторых лишала выдержки, других - уверенности в завтрашнем дне, а одного из высокопоставленных чиновников лишила даже должности, участвовали, по словам председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Ольги Борзовой, "все заинтересованные стороны, имеющие самые разнообразные точки зрения" по поводу этого законопроекта. Жертвы оказались не напрасными. "Произошло сближение абсолютно полярных позиций, и многие представители фармацевтического сообщества, имеющие отрицательную реакцию на принятие данного закона, выразили ему поддержку и желание, чтобы он начал работать на территории Российской Федерации", - с удовлетворением констатировала Борзова.
Законодатели услышали и производителей, и потребителей, и продавцов лекарств. А те вопросы, по которым не удалось пока договориться, а также идеи, требующие для реализации немалых денежных средств, отложили на "потом". Оставлено до лучших времен и предложение "единоросса" Татьяны Яковлевой о спецмаркировке лекарств, призванной защитить их от подделок. Хотя его горячо поддерживали соратники по партии.
Но 45 поправок из 312 в законопроект ко второму чтению было внесено. Кроме отсрочки перехода на международные стандарты, которую получили отечественные производители лекарств, в законопроекте появились и другие важные изменения. Например, установлен особый порядок обращения радиофармацевтических препаратов, уточнены моменты, связанные с обязательным страхованием людей, участвующих в клинических исследованиях лекарств - прежде было только добровольное. Освобождены от государственной регистрации те лекарственные средства, которые будут производиться исключительно на экспорт. Согласно поручению президента определен порядок информирования граждан относительно предельных отпускных цен производителей, а также предельных оптовых и розничных надбавок во всех субъектах Федерации. Как сообщила вчера министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, защищая законопроект от депутатских претензий, поддержана поправка, которая обязывает органы власти в субъектах Федерации информировать население, по какой цене реализуется препарат в регионе. Сведения публикуются в специальной брошюре, которая должна быть в каждой аптеке. Это правильнее, считает Голикова, чем печатать на упаковках лекарств единую на всей территории России цену. Потому что окончательная цена лекарства, куда входит и торговая надбавка, в разных регионах может быть разной и зависеть, например, от транспортной доступности региона.
"Но как может больной проконтролировать эту цену, убедиться, что там не накручены районные и еще какие-то надбавки, если не по упаковке? Ведь больные люди, ветераны наши в реестрах, брошюрах рыться не будут", - засомневался коммунист Анатолий Локоть. Но у большинства таких сомнений не возникло.
Комментируя журналистам успешное завершение второго - основного чтения законопроекта, первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов отметил, что он разработан и внесен по поручению президента России, которое он озвучил в своем Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года.
"Законопроект одновременно призван решить три взаимосвязанные задачи. Во-первых, оградить людей от поддельных и фальшивых лекарств. Во-вторых, обеспечить доступность лекарственных препаратов для населения. И в-третьих, стимулировать развитие отечественной фармацевтической промышленности", - сказал Морозов.
Новый закон должен заменить морально устаревший Федеральный закон "О лекарственных средствах", вступивший в силу 22 июля 1998 года.