19.03.2010 00:12
    Поделиться

    В Москве открылась "Фотобиеннале-2010"

    Фотография правит бал. По крайней мере - весной в Москве. В течение 14 лет в столице чередуются два фотофестиваля: "Мода и стиль в фотографии" и Фотобиеннале.

    VIII Международный месяц фотографии в Москве открылся большой выставкой в Манеже "Фотобиеннале-2010", где показывают работы Анри Картье-Брессона и Эллиотта Эрвитта, Питера Линдберга и Паоло Роверси, Мартины Франк и Андрея Безукладникова... За марафон фотовыставок, которые в течение месяца открываются на лучших площадках Москвы чуть ли не каждый день, отвечает Московский Дом фотографии и его директор Ольга Свиблова.

    Российская газета: Проводить фотобиеннале в восьмой раз труднее, чем первый?

    Ольга Свиблова: Прежде всего биеннале делать интересно. Традиция укрепляет фестиваль. Международные фотографические встречи в Арле проходят уже 40 лет. Фестиваль в Перпиньяне - 20 лет. На их фоне у нашего месяца фотографии - совсем юный возраст.

    РГ: Да, но фестивали развиваются?

     
    Видео: Сергей Куксин

    Свиблова: Кто вам это сказал? Венецианской биеннале больше 100 лет, но ее структура в целом осталась прежней: национальные павильоны и большой кураторский проект. Меняется наполнение, добавляются какие-то опции. Скажем, в прошлом году в Венеции появился поэтический форум. Если есть правильная модель, то нелепо менять ее каждый год. Это не модный наряд - сегодня зеленый, завтра - синий.

    Основа нашей фотобиеннале - три темы, вокруг которых формируется выставочная программа. В этом году ведущими стали темы Vive la France! (что вполне естественно в Год Франции в России и России во Франции), "Ретроспектива" и "Перспективы".

    РГ: Если учесть, что Московский месяц фотографии сделан по образцу месяца фотографии в Париже, то можно сказать, что французская тема - часть структурной модели фотобиеннале.

    Свиблова: Часть модели - представление лучших фотографов мира. Мы привезем из Дюссельдорфа выставку легендарных немцев Бернда и Хиллы Бехеров, создавших образ урбанистической фотографии конца ХХ века и вырастивших целую плеяду блестящих мастеров. Таких, как Андреас Гурски, Томас Руфф, Эльгер Эссер и др. У нас будет мировая премьера выставки "Потерянный рай. Америка во время кризиса" американского репортера Энтони Сво, призера премии World Press Photo прошлого года.

    То, что у нас традиционно присутствует французская фотография, - это правда. Франция - родина фотографии. Там это искусство всегда было в почете. Характерно, что именно в Париже создан Европейский дом фотографии. Именно во Франции, в Арле, возник первый фотографический фестиваль.

    РГ: Франция - еще и родина гламурных журналов, которые притягивают лучших фотографов со всего мира.

    Свиблова: С этим трудно спорить. Опыт немца Питера Линдберга, итальянца Паоло Роверси, блистательных мастеров фэшн-съемки - тому вроде бы яркое доказательство.

    Но я думаю, важнее общая ситуация. Умение впитать, объединить разные культурные векторы развития дает французской культуре невероятную силу. Скажем, если мы откроем французскую художественную энциклопедию, то узнаем, что Василий Кандинский - французский художник. Потому что последние 20 лет его жизни прошли во Франции. Во Франции работают огромное количество зарубежных художников и фотографов. Американец Эллиотт Эрвитт снимал для агентства "Магнум". Раньше мы показывали репортаж о студенческих волнениях 1968 года, прославивший турецкого мастера Гёксина Сипахиоглу. С начала ХХ века Париж стал столицей искусств. Между прочим, сами французы, обсуждая программу Года Франции в России, предложили нам интернациональную программу.

    РГ: Я упомянула о гламурных журналах, поскольку профессиональная фотография живет заказами.

    Свиблова: Заказы бывают разными. Скажем, проект "Мозаика", что будет показан в Новом Манеже, сделан по заказу министерства культуры Франции. Идея была в том, чтобы фотографы, которые живут и работают в стране, продемонстрировали в своих работах мультинациональный характер французского общества и государства сегодня.

    РГ: Фотография используется как инструмент для налаживания диалога в обществе?

    Свиблова: В этом смысле она близка современному искусству. В "Галерее на Солянке" будет показан проект "Время внутри нас", который объединил фотографов Греции, Турции, России. Инициатором его был музей современного искусства в Стамбуле. Исторические связи, трагические коллизии, переклички и сближения в культуре - все это высвечивают фотографии, созданные современными мастерами, которых выбрало международное жюри кураторов.

    РГ: Фотография в музеях - это прекрасно. Но большей частью народ смотрит Flickr и другие ресурсы в Интернете...

    Свиблова: Одно не отменяет другое. Заявляя тему "Перспективы", мы как раз имели в виду эту новую ситуацию. Фотография всегда развивалась благодаря новым технологиям. Съемка на мобильный телефон, цифровыми камерами, цифровая обработка снимков, другой тип печати - все это давно уже реальность. И она подразумевает существование фотографии в другом пространстве. Поэтому нам показался интересным проект, предложенный музеем Шато д О из Тулузы. Они привозят выставку молодых ребят, которые прославились благодаря интернет-порталу flickr. Сейчас у них проходят выставки в музеях и галереях.

    РГ: Места разные, а информационное пространство - общее?

    Свиблова: Конечно. Схожая ситуация с книгами. В Манеже мы показываем фильм о Робере Дель пире, кураторе и издателе, который придумал выпускать фото книги в карманном формате. Вышло порядка трехсот книжек, которые представляют дайджест мировой фотографии. Если людей интересует фото, они и на выставку пойдут, и книгу купят, и свои фотографии на flickr выложат.

    РГ: Насколько российские фотографы сегодня включены в этот всеобщий диалог?

    Свиблова: На разных уровнях - по-разному. Скажем, среди наших авторов в серии книг, которые издавал Робер Дельпир, кажется, присутствуют только Александр Родченко и Дмитрий Бальтерманц. Но, собственно, фотобиеннале (шире - деятельность Московского дома фотографии) способствуют тому, чтобы наши фотографы были представлены в международном контексте. Тогда возможен поиск перекличек, параллелей. Мы показываем ретроспективу ранних работ Аркадия Шайхета, одного из лучших мастеров советского фотоавангарда, подготовленную его внучкой Марией Жотиковой. Большую часть фотографий зрители увидят впервые. Будут выставки замечательных современных мастеров: Валерия Щеколдина, Андрея Безукладникова, Александра Бородулина, Александра Слюсарева... Их работы отлично держат "удар" - сравнение с лучшими мастерами французской, немецкой, американской фотографии.

    А главное - они помогают лучше понять и узнать страну, в которой мы живем. Помогают сопрягать историю и день сегодняшний.

    Поделиться