Туркомпании жалуются на безграмотность выпускников туристических вузов

Подготовка кадров для туриндустрии - вопрос злободневный. В отрасли не хватает работников среднего звена, а специалисты с высшим образованием, наоборот, в избытке. Многие из них не могут найти работу. При этом уровень подготовки и тех и других оставляет желать лучшего и не устраивает работодателей.

Генеральный директор туристической компании "Солвекс" сначала категорически отказалась комментировать вопросы подготовки кадров для отрасли, но все-таки не выдержала и заговорила о наболевшем.

- Прежде всего необходимо качественно обучать студентов предметам общеобразовательного уровня (если они не усвоили их в школе): русский язык, география, история и другие дисциплины, плюс иностранный язык. Выпускники туристических вузов приходят с крайне низким уровнем знания этих предметов. Даже мою простую фамилию - Петрова - они умудряются написать с ошибкой. Кроме того, в турфирмах существует четкая специализация: специалисты по работе с клиентами, агенты по продажам туров, специалисты по бронированию и так далее. Всему этому нам приходится обучать выпускников вузов, которые к нам приходят.

Но между тем у вузов существует другая проблема. Как рассказывает Елена Алилуйко, директор Международной академии туризма, Россия присоединилась к принципам образования Болонского соглашения. Оно предполагает двухуровневое образование - бакалавриат и магистратуру. Новая система образования предполагает и новые стандарты. Однако выпускники туристических вузов в этом году продолжат обучение по стандартам, разработанным 10 лет назад. Это несмотря на то, что отрасль значительно продвинулась вперед. Как отмечает Елена Алилуйко, государственные вузы имеют аккредитацию и обязаны следовать стандартам, которые не предусматривают увеличение часов для таких предметов как география, русский язык, иностранный язык, информатика и другие дисциплины необходимые для работников туристической отрасли.

Вместе с тем, как отмечает Елена Гуркова, коммерческий директор компании "Валтекс-тревел", туроператоры в целом довольны выпускниками вузов. Конечно, их приходится обучать, у выпускников нет практики. Но проблема в другом. Туристическая компания тратит силы и время на обучение специалиста, но как только он постигнет премудрости профессии, то стремится уйти в более престижные места, с большим заработком.

Кстати, о зарплатах. По словам Елены Гурковой, средняя зарплата менеджера в туркомпании начинается от 20 тысяч рублей. Дальше заработок зависит от выручки. То есть существует план, в каждой туркомпании он свой, за все, что выработано сверх плана, работник получает премиальные проценты. Как считает Елена Гуркова, сегодня заработок не самая важная причина, заставляющая молодых людей искать другую работу. Порой их больше привлекает более удобный график работы или более престижное место.

Довольна выпускниками московских туристических вузов и Светлана Михайлова, коммерческий директор гостиничного комплекса "Вета" "Измайлово". Что касается обслуживающего персонала, то Светлана Михайлова полагает, что в гостиничном бизнесе нехватки таких работников нет. Она считает, что сегодня говорить о непрестижности таких профессий как горничная, официант и другой младший обслуживающий персонал просто нет смысла, потому что существуют новые технологии и современные средства для уборки и они под силу только специалисту.

Справка

По данным Ростуризма, ежегодно российские вузы выпускают около 25 000 специалистов в области туризма. Всего в России 401 учреждение высшего и среднего профессионального образования занимается подготовкой кадров для туристической отрасли. Больше всего их в ЦФО (около трети), далее следуют ЮФО (около 17%), ПФО (13%), а наименьшее количество (6%) в Дальневосточном федеральном округе.