Самая загадочная подлодка российского ВМФ вновь всплыла на поверхность. По сведениям из Беломорской военно-морской базы, на ПЛ "Саров" проводится очередная модернизация, хотя сама лодка принята в эксплуатацию меньше двух лет назад - в августе 2008 года.
На судоремонтном заводе "Звездочка" корреспонденту "РГ" подтвердили, что дизель-электрическая подлодка Б-90 "Саров" сейчас действительно находится на их акватории. Однако от комментариев по поводу проводимых работ деликатно уклонились. Что, в общем, объяснимо. Этот корабль, как было заявлено в день подъема на нем военно-морского флага, создавался для отработки и проведения испытаний "новых и модернизируемых образцов вооружения, глубоководной техники и обеспечивающих их корабельных систем".
Для простоты понимания "Саров" называют иногда универсальным испытательным стендом, который рассчитан "на длительную эксплуатацию и возможность неоднократных модернизаций". Хотя внешне это самая настоящая подводная лодка с типичной по форме ходовой рубкой, обводами корпуса чем-то напоминающая ракетоносцы проекта 667А. Но есть и бросающиеся в глаза отличия - например, продолговатые выступы корпуса от носового отсека до центральной части, что, конечно, не улучшает гидродинамику корабля и явно отражается на его скорости. Но, видимо, не эти показатели являются для "Сарова" главными.
Совсем не для подводных гонок замышляли его в питерском ЦКБ "Рубин" двадцать лет назад. Эскизный проект был разработан еще в 1988 году. А строить корабль начали на ПО "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде (тогда еще в Горьком). В Нижнем, как известно, находится и Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. Африкантова (ОКБМ), где разрабатывались реакторы для большинства советских и российских атомных подводных лодок. Во времена СССР построенные в Горьком АПЛ по внутренним водным путям перемещали на Север, испытывали в Белом и Баренцевом морях и вводили в боевой состав ВМФ.
Наиболее успешные проекты - 945 "Барракуда" и 945А "Кондор" с прочным корпусом из титанового сплава. Всего, по сведениям из открытых источников, было построено и передано флоту шесть таких кораблей, положивших начало третьему поколению многоцелевых АПЛ. Еще одна подводная лодка, строившаяся по усовершенствованному проекту 945Б "Марс" и по своим характеристикам приближавшаяся к четвертому поколению, была разрезана на стапеле в 1993 году.
Но кое-что в "закромах" у сормовчан, видимо, осталось. Не получая более госзаказа на строительство серийных АПЛ, заводские инженеры и их давние партнеры из ОКБМ принялись искать себя, что называется, в малых формах. По неофициальным данным, некая экспериментальная лодка под кодовым названием "Сарган" была заложена на "Красном Сормово" в конце 80-х. Одна из задач, которая при этом решалась, - установка на дизельной подводной лодке компактного ядерного реактора в качестве резервной двигательной установки. Цель - дать флоту сравнительно недорогой и надежный боевой корабль с возможностью автономного плавания в подводном положении как у дорогостоящих АПЛ.
Сдать корабль намеревались в 1993 году. Но из-за безденежья работы то и дело приостанавливались, а в 1996-м были и вовсе заморожены в 40-процентной готовности. Только пять лет спустя, после совместного решения мин обороны и минэкономразвития, строительство опытовой подлодки было продолжено - уже по скорректированному в "Рубине" техническому проекту.
Летом 2003 года по Мариинской водной системе недостроенную подлодку перебазировали из Нижнего в Северодвинск. А 19 марта 2006 года, в день 100-летия подводного флота России, в одном из стапельных цехов "Севмаша" на этом заказе переустановили закладную доску. Год спустя по ходатайству известного ядерного центра в Сарове (РФЯЦ-ВНИИЭФ) экспериментальному кораблю присвоили открытое наименование "Саров". Тогда же приехавший в гости к шефам командир экипажа капитан I ранга Сергей Крошкин впервые засветился в местной прессе, что вызвало всплеск шпионских страстей и потребовало малоприятных объяснений от самого командира и его начальников.
В декабре 2007-го корабль спустили на воду без публичной огласки. Но информация в прессу все равно просочилась. В июле 2008-го "Саров" проходил ходовые и государственные испытания, а уже 7 августа на нем подняли флаг ВМФ. Ответственным сдатчиком от "Севмаша" был в то время опытный инженер Виктор Сорокин. Экипаж Б-90, по сведениям из открытых источников, - 52 человека, только офицеры и мичманы.
За неполные два года корабль выполнил немало специальных задач, при этом под каждое новое испытание подвергался технической доработке в заводских условиях. И вот очередная модернизация экспериментальной лодки, передает информацию от своего человека в БелВМБ агентство "Интерфакс". По данным из того же источника, это может быть связано с отработкой энергетической установки нового образца. Хотя ни в КБ, ни на заводе эту информацию не подтверждают и не комментируют.
Тем временем
Военно-морской флот России должен активно обновляться, считает первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев. "Мы вынуждены перешагнуть через определенное поколение подводных лодок и перейти к другому", - заявил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы". По его словам, с 90-х годов ВМФ потерял целое поколение подлодок. А для обеспечения своих геостратегических интересов Россия должна иметь не менее 40-50 АПЛ - многоцелевых и с ракетами стратегического назначения. Сейчас подводные силы ВМФ России насчитывают около 60 субмарин третьего поколения. Среди них примерно 10 стратегических АПЛ, более 30 - многоцелевые атомные, остальные - дизельные и подводные лодки специального назначения.