Цены на лекарства и еду в Нижегородской области растут медленнее, чем в среднем по России. А в кризисном 2009 году здесь сумели построить восемь крупных спортивных комплексов.
За счет каких резервов удается добиваться таких результатов? И почему в регионе за сданное старое авто "дают" не 50 тысяч рублей, а 150 тысяч? Об этом на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
Тарифы "заблудились" в двух законах
Российская газета: Валерий Павлинович, сейчас много внимания уделяют росту тарифов на услуги ЖКХ. Как у вас в регионе? Удается их сдерживать?
Валерий Шанцев: Мы всегда очень внимательно следим за тарифами, особенно на электроэнергию, поскольку они влияют не только на уровень и качество жизни людей, но и на состояние экономики. Составляющая энерготарифов в себестоимости продукции достаточно велика. И если мы не будем этим заниматься, то и экономика не будет развиваться.
Нижегородское правительство и наша региональная тарифная комиссия сразу определили свою позицию: мы должны соблюдать и поддерживать интересы потребителей, но одновременно понимать, что экономически необоснованные тарифы приведут к банкротству организаций, которые нас снабжают электроэнергией. И этот баланс все время надо сохранять.
РГ: Однако Нижегородскую область упрекают в том, что тарифы по теплу у вас выше, чем в Москве?
Шанцев: В Москве 95 процентов ТЭЦ вырабатывают электроэнергию и для них тепло - побочный продукт. Оно практически ничего не стоит. Поэтому там тарифы назначают только для того, чтобы компенсировать затраты на электроэнергию. А у нас совместная генерация составляет всего 30 процентов. Это совершенно другая экономика, другие тарифы.
Не я придумал такую схему. Она сложилась еще в советское время. И надо не страдать по этому поводу, а заниматься развитием системы. Что мы и делаем. Уже начали проектировать парогазовую ТЭЦ, развиваем малую энергетику, совместную генерацию. Тогда мы сможем удешевлять тарифы не просто их неразумным снижением, а так, чтобы это было выгодно и потребителям, и тем, кто снабжает нас теплом.
РГ: В свое время вы отказались от монетизации льгот в ЖКХ. И попали в "черный список". В чем здесь дело?
Шанцев: Хорошо, конечно, когда ты не попадешь в "черные списки". Но не всегда это зависит только от тебя. В данном случае существует два закона. Один требует поголовной монетизации льгот по энергоснабжению. В другом, в законе об образовании, черным по белому написано, что учителя в сельской местности должны все льготы получать в натуральном виде. То есть за электроэнергию они платить не обязаны.
Полная монетизация у нас была введена еще в 2006 году. А в 2007 году по представлению прокурора нам ее отменили в связи с тем, что мы нарушили закон об образовании. В 2009 году произошло то же самое в Кировской области, когда сельские учителя написали жалобу в Верховный суд. Нам обещали, что в феврале 2010 года закон об образовании приведут в полное соответствие с законом о монетизации льгот. Но уже закончился март, и пока ничего не сделано.
РГ: И какое решение вы приняли?
Шанцев: Мы опять ввели полную монетизацию, иначе Фонд содействия реформированию ЖКХ не даст нам денег на капитальный ремонт, на строительство жилья для ветхого фонда. Вот так мы оказались между двух законодательных огней. Как, впрочем, и другие регионы. В любой момент прокуратура может отменить наше решение.
РГ: Ваша область - лидер по росту безработицы. Как с этим намерены бороться?
Шанцев: Во-первых, мы не лидеры. Безработицу надо не по темпам прироста учитывать, а по реальным цифрам. Сейчас она у нас на уровне 2 процентов трудоспособного населения. Как известно, в среднем по России это примерно 3 процента. Так что мы не относимся к регионам с высоким уровнем безработицы.
На ГАЗе мы ввели специальную программу переобучения: не на три месяца, а на год. И пока у завода были трудности, человек овладевал смежной профессией. А сейчас, когда на ГАЗе начался рост выпуска автомобилей, люди вернулись на производство. Плюс еще в регионе существует программа общественных работ, которыми охвачено 80 тысяч человек. У нас приличное количество вакансий. За последний месяц их список вырос на 7 тысяч. То есть уже есть примерно 37 тысяч вакансий. А безработных у нас где-то 41 тысяча.
РГ: Насколько востребовано переобучение?
Валерий Шанцев: Не так, как хотелось бы. Почему? Невыгодно. На ГАЗе, например, если человек увольняется, положенные ему по закону выплаты составят около 100 тысяч рублей. А если он уходит на переобучение, то за год получит всего 68 тысяч рублей.
РГ: И как вы решаете этот вопрос?
Шанцев: Везде по-разному. Если человек нужен ГАЗу, значит, завод принимает на себя какую-то долю финансирования программы переобучения. Мы договорились:
50 процентов оплачивает федеральный бюджет, 25 процентов - региональный и 25 процентов - ГАЗ.
Таблетка на прилавок
РГ: Два года назад, когда вы были на "Деловом завтраке" в "РГ", мы много говорили о конкурсах на закупку регионами лекарств. Тогда вас крепко критиковали за то, как вы работаете с госзаказом. Федеральная антимонопольная служба даже подала на администрацию региона в суд. Удалось отстоять свою правоту?
Шанцев: Да, мы прошли несколько инстанций, выиграли дело. И продолжаем работать как работали, то есть проводим конкурсы, а не аукционы. Надо сказать, что мы перманентно находимся в каких-то судебных процессах и по "линии медицины". Недавно прокуратура в очередной раз подала на нас иск в суд за то, что мы централизовали закупки лекарств для наших стационаров. Сначала провели общий конкурс, а потом муниципальным учреждениям, стационарам, рекомендовали присоединиться к нашему пулу. А по закону каждая больница должна закупать лекарства сама.
Страна давно живет в рыночной экономике и всем известно, что чем больше объем закупки, тем больше скидки. Централизация обеспечивает и графики поступления лекарств, и их качество. Потом нельзя проконтролировать каждую больницу. Раньше у нас было много случаев, когда лекарств закупали меньше, чем надо, а оставшиеся деньги тратили на другие нужды. Мы уверены, что поступили правильно. В нашем федеральном округе, кстати, было проведено совещание по этому вопросу. И другим регионам порекомендовали приехать к нам, поучиться нашей системе. А теперь вдруг мы опять вынуждены идти в суд. Мне иногда кажется, что у нас некоторые правоохранительные органы работают по принципу: если ты что-то сделал, то обязательно у тебя что-нибудь найдут. А если ты ничего не сделал, то ничего и найти нельзя. Будешь красиво жить, без судебных хлопот.
РГ: Но вы-то, судя по всему, к этим людям не относитесь.
Шанцев: Я прежде всего смотрю на результат. Если он для людей позитивный, мы будем делать то, что делаем. Если нам надо при этом отойти от закона, от стандарта, то выступим с законодательной инициативой. Но в большинстве случаев этого не требуется. Просто надо правильно применять законы, искать возможность сделать то, что считаешь правильным. А не искать причины, которые не позволяют тебе хорошо работать. Это не мой стиль и не стиль тех, с кем я вместе работаю. Кстати, сейчас много говорят о том, что 94-й закон о госзакупках надо менять. В том числе и по лекарствам.
РГ: Фармбизнес пугает, что с 1 апреля, когда вступит в силу норма о максимальной предельной надбавке цены на лекарства, многие аптеки закроются. Мол, не все успеют провести инвентаризацию. В Нижегородской области такая опасность существует?
Шанцев: Всю подготовительную работу мы уже провели. И никаких осложнений не ожидаем.
Что касается торговых надбавок, то мы в этом плане работали, даже когда не имели на то полномочий. Не только по лекарствам, но и по продуктам питания договаривались с производителями и торговлей, что цены должны быть экономически обоснованными. Нельзя сверхприбыли получать, иметь надбавки в два-три раза больше цены производителя. Нельзя бонусы для вхождения товара на прилавок задирать. Во всем должна быть экономическая целесообразность. И такие правила на нашем региональном рынке давно вошли в норму.
РГ: Анна Ионина из Нижнего Новгорода утверждает, что область охвачена эпидемией туберкулеза. Рост заболеваемости в прошлом году по сравнению с 2008 годом составил 96 процентов. Анна спрашивает, что вы как губернатор будете предпринимать, чтобы снять остроту проблемы.
Шанцев: Эта проблема не только нижегородская. Для нас сегодня, во-первых, самое главное - развивать сеть амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи тем, кто болен туберкулезом. Во-вторых, мы предпринимаем меры, чтобы эта болезнь не распространялась. Вводим очень жесткие правила по медицинским книжкам для работников торговых предприятий. Ведь один болеющий открытой формой туберкулеза за год заражает 60-70 человек. Все наши злачные места - под контролем. Мы проводим рейды, устанавливаем больных людей, ставим их на медицинский контроль.
РГ: Анна также сообщает, что медучреждения только на 54 процента укомплектованы фтизиаторами. Есть такая проблема?
Шанцев: Она есть и по другим специалистам, и не только у нас - по невропатологам, отоларингологам. Но уверяю вас, при обращении в любое медицинское учреждение области человек будет обследован и пройдет флюорографию. И если ему нужно лечиться, то его направят в то медицинское учреждение, где для этого есть все возможности.
РГ: Вы уверены, что все медицинские книжки в вашем регионе настоящие? Сейчас их можно за деньги оформить на каждом углу.
Шанцев: Мы стараемся за этим следить. Понятно, что работники администрации в каждую медицинскую книжку заглянуть не могут. Но на то есть работодатели, которые обязаны проверить все документы. И они знают, что за нарушение закона с них спросят по полной программе. Никакого снисхождения не будет.
Берем в утиль. Дорого
РГ: Москва "задыхается" от бытовых отходов. В СМИ было сообщение, что вы по старой дружбе приняли решение утилизировать столичный мусор на территории Нижегородской области. Как это понимать?
Шанцев: Иногда о нас такое напишут… Сами не знают что. У нас организовано несколько предприятий, которые перерабатывают макулатуру. Поскольку в Нижнем Новгороде сбор и сортировка бытового мусора пока не отлажены, 50-60 процентов макулатуры для загрузки предприятий поступает из Москвы. Благо там ее достаточно. Плюс еще она нужна нашему бумажному комбинату, который планирует поставить новую машину. Она будет делать из макулатуры газетную и мелованную бумагу. Между прочим, один экземпляр газеты можно пять раз перерабатывать и снова печатать на нем свежий номер. А мы старые газеты бросаем, жжем. Во всем мире к этому относятся совершенно по-другому, потому что это лес, который надо сначала вырастить, потом спилить, переработать.
РГ: А бытовые отходы из других регионов будете возить?
Шанцев: У нас своих хватает. Мы разработали по бытовым отходам специальную программу. Когда я стал губернатором, в области было более тысячи неорганизованных свалок. Свести их до минимума, нормализовать экологическую ситуацию - такую задачу я поставил себе как одну из первоочередных. Мы сократили количество свалок до 300. Больше нельзя - все равно мусор надо куда-то девать.
Сейчас разработали проект строительства семи межрайонных полигонов бытовых отходов, где будут современные технологии переработки. Благодаря им только 10-12 процентов отходов будут подлежать захоронению, остальное - перерабатываться. В городах области вводим европейскую систему сбора мусора. Поставлены контейнеры на каждый вид отходов. Кроме того, мы организовали в Арзамасе производство современных мусоровозов, сами себя полностью обеспечиваем и продаем Москве и другим городам. Также у нас теперь производятся и контейнеры. Еще три, максимум четыре года, и у нас будет создана европейская система работы с мусором.
РГ: У вас в области помимо федеральной действует своя программа льготной утилизации старых автомобилей. Какая из них эффективнее?
Шанцев: Здесь нельзя сравнивать. Это две разных программы, но вместе они дают очень хороший эффект. В 2009 году в связи с кризисом потребительский спрос на продукцию ГАЗа упал на 65 процентов. Мы начали думать, что делать. И разработали программу: если человек сдает автомобиль 2003 года, произведенный в области, и покупает машину тоже нижегородского выпуска 2009 года, то мы даем ему скидку на 50 тысяч. При этом старое авто не обязательно утилизировать. Его, например, можно использовать на запчасти. А федеральная программа предусматривает только утилизацию.
У нас есть возможность складывать эти две программы, если речь идет о продукции ГАЗа или ПАЗа. Так что наши земляки покупают новую машину фактически со скидкой в 100 тысяч рублей. С 1 апреля мы свою сумму увеличим еще на 50 тысяч. Так что общая скидка может составлять 150 тысяч рублей на один автомобиль. При этом обращаю ваше внимание на то, что мы по своей программе никому никаких денег и сертификатов не выдаем. Мы только предоставляем скидку. На это из регионального бюджета выделено 250 миллионов рублей. 250 миллионов поделите на 100 тысяч, получается, что мы делаем скидку на 2,5 тысячи автомобилей. Это половина сегодняшнего выпуска машин ГАЗа за месяц. Если программа сработает, то федеральный, областной и муниципальный бюджеты от дополнительной продажи машин получат прибавку в виде налога на 347 миллионов рублей.
РГ: На развитие пунктов утилизации деньги тоже даете?
Шанцев: Зачем? Это хороший бизнес. Компании за него "в драку лезут". У нас на конкурс для участия в федеральной программе льготной утилизации заявились 12 организаций. Три выиграли и с удовольствием начинают раскручивать дело.
РГ: По правилам, машину на утилизацию можно сдать только полностью укомплектованной. Не хватает какой-то детали - от ворот поворот. А вы в области говорите: хоть на прицепе привезите.
Шанцев: Любую программу можно так забюрократить, что шаг шагнуть не сможешь. Зачем, например, требовать наличия аккумулятора, если машина все равно пойдет в утиль. Аккумулятор утилизировать вообще очень сложно. Надо сливать кислоты и прочее.
Как и с лекарствами, мы идем по пути решения вопросов, а не установления причин, почему это нельзя сделать. Вот и все. Должна быть определенная идеология, психологический настрой. Тогда сразу придет понимание, что лишняя работа по утилизации аккумуляторов никому не нужна.
РГ: Удается повысить потребительский спрос на продукцию других отраслей?
Шанцев: Если говорить о пищевой и перерабатывающей промышленности, то мы три года назад внедрили программу "Покупай нижегородское" и добровольную сертификацию. Как сейчас выяснилось, оказались правы. Мы даже специальный значок придумали - зеленый листочек и капелька. Он на наших продуктах ставится. И этот знак добровольной сертификации дает покупателю уверенность, что товар надежный, качественный. Сейчас сертификация вообще отменена и заменена добровольной декларацией. Однако 300 наших производителей все равно хотят проходить добровольную сертификацию. Люди уже привыкли к "зеленому листочку", знают, что безопасность продуктов подтверждена специалистами, ее региональная власть гарантирует. Ведь мы не только продукцию сертифицируем, но и производства, которые хорошо знаем.
Рубли под колесами
РГ: Наш читатель из Москвы Альшин Анвер рассказал, что вы провели эксперимент с новыми технологиями на строительстве сельских дорог. И насколько дешевле стал километр?
Шанцев: В области очень много грунтовых дорог. И многие поселки в зимнее, весенне-осеннее время практически отрубаются от рокадных дорог. Там без трактора не проедешь. Я попросил сделать атлас таких дорог. Оказалось, что у нас 1296 поселений, к которым нет асфальтовых трасс. Только грунтовые, в общей сложности 3 тысячи километров.
Возникает вопрос, сколько стоит заасфальтировать один километр дороги: около 10 миллионов рублей. Понятно, что бюджет этого не потянет. Начал думать: что делать? Во-первых, конечно, надо удешевлять строительство. Поработали, поизучали этот вопрос. Оказывается, давным-давно освоена технология строительства дорог и даже аэродромных покрытий. Она не использует нашу традиционную технологию - сначала песчаный пирог, потом гравий и асфальт. Там, где нет интенсивного движения, вполне можно применить стабилизирующий раствор. Берется грунт, который лежит на дороге, в него добавляется 10 процентов цемента, и все это смешивается со специальным стабилизирующим раствором. А потом возвращается на место, откуда взяли грунт, закатывается катком. Через 24 часа вся эта масса затвердевает. А если еще сверху покрыть небольшим слоем гравийно-битумной смеси, то дорогу вообще 10 лет не надо ремонтировать. Кстати, в тестовом режиме мы опробовали несколько растворов - американский, австрийский, украинский и российский. Наш оказался самый лучший. С ним и работаем. Стоимость дорог уменьшается как минимум в 2,5 раза, а время строительства - в 4 раза.
РГ: Нижегородцев очень беспокоит судьба метро в верхней части города. Говорят, федеральное финансирование прекратилось. Потянете ли вы городским и региональным бюджетами это большое строительство?
Шанцев: Когда я почти пять лет назад стал губернатором, метро вообще никто не строил. Висел один пролет метромоста. И никто стройку не финансировал - ни Федерация, ни область. Объект-то муниципальный. Однако понятно, что развитие метро - это решение многих проблем Нижнего Новгорода и области. Вся инфраструктура, театры, музеи находятся в нагорной части. И мы начали этот проект финансировать. За два с половиной года из 10 миллиардов рублей, которые мы потратили на метромост, 8 миллиардов дал областной бюджет. И только 2 миллиарда - федеральный, поэтому эти средства здесь ничего не определяли. В этом году мы тоже сумели выделить пока 1,5 миллиарда рублей на строительство метро. Ведем проходку второго тоннеля, строительство станции "Горьковская". Но нам надо найти за счет дополнительных доходов еще где-то 1,5 миллиарда рублей. Тогда первая станция и тоннели будут пущены в конце 2011 года.
Право на успех
РГ: Вы работаете губернатором с августа 2005 года. Последние два года из-за кризиса сложнее стало?
Шанцев: Эта работа вообще тяжелая, непростая, но очень интересная. Мне в ней комфортно. Всю жизнь я решал вопросы региона, людей. И сразу вошел в эту работу, хотя было трудно. Каждый губернаторский срок здесь менялся глава региона. Область существенно отстала, по многим социально-экономическим показателям она находилась на последних местах в Российской Федерации.
Любой хозяйственный руководитель знает, что от решения что-то построить до начала работ проходит как минимум три года. Вот я и раскатывал эту систему, чтобы она могла работать. На момент моего прихода землеотводов под новое строительство был ноль, проектов, прошедших экспертизу, ноль. И строили всего семь-восемь объектов в год, замороженными стояли остовы и фундаменты школ, детских садов. Только на 1 июля 2008 года мы вышли на тот баланс, который считается нормальным. Подготовили 465 землеотводов и 465 комплектов документации, прошедшей экспертизу, на различные объекты, начиная от энергетики, водоснабжения, газоснабжения, дорожного строительства и кончая детскими садами, школами, поликлиниками и так далее. В 2007 году мы построили уже 320 объектов. Вроде бы все пошло.
РГ: Но тут кризис ударил…
Шанцев: Да. В 2009 году мы смогли профинансировать только 220 объектов. Однако наша работа не пропадет даром. Сейчас экономика начнет расти, мы опять будем развиваться. Анализ подсказывает, что пять следующих лет - срок, за который можно решить многое. И к концу этого пятилетия многие диспропорции в социальной инфраструктуре области будут устранены. В каждом рабочем поселке, районном центре можно будет получить такие же услуги, как и в Нижнем Новгороде, в Москве.
РГ: Из 27 моногородов, которые попали в программу правительства по оказанию экстренной помощи, есть ваши Павлово и Заволжье. Как будете их поднимать, какую поддержку ждете от Федерации?
Шанцев: По каждому городу мы разработали программы. Их уже представили в минрегионе. Надо диверсифицировать городскую экономику, которая на 50 процентов зависит от одного предприятия. Если говорить по Заволжью, то там мы уже начали строить завод медицинского стекла, будет образован кластер на территории Заволжского моторного завода. В Павлове будем строить гипсокартонный завод и осваиваем производство гипса. Строим и реконструируем птицефабрики, объем произведенного мяса сразу увеличится в два раза. И эти программы в основе своей реализуются на деньги регионального, а не федерального бюджета. А также за счет инвестиционных проектов частных фирм, которым мы помогаем быстро оформить все необходимые документы, подключиться к электросетям.
У нас с 2006 года есть программа развития каждого района. Мы знаем, где и какие производительные силы будут развиваться, чтобы район стал самодостаточным. По состоянию на 2005 год только 10 из 52 районов могли осуществлять свои расходы за счет полученных собственных доходов. Все остальные были дотационные. Некоторые на 90 процентов. Если бы дальше так жили, лишились бы всех перспектив.
Ключи для ветеранов
РГ: Вы успеваете ко Дню Победы обеспечить всех ветеранов войны отдельным жильем?
Шанцев: Есть две части этой программы. Первая касается ветеранов, которые встали на учет до 1 марта 2005 года. У нас таких 811 человек. Из них 796 уже получили ключи от новых квартир и домов. Остальные имеют по 15-20 предложений и выбирают. Думаю, до 9 Мая мы с ними решим вопрос.
РГ: А остальные, которые встали на учет после 1 марта 2005 года?
Шанцев: Их необходимо обеспечить жильем до конца года. Мы сейчас освоили малоэтажное строительство. И смогли вписаться в 33 тысячи рублей, которые нам дают из федерального бюджета на одного ветерана. Строим уже целыми поселками (50-60 домов)
Спорта и зрелищ
РГ: Театральная общественность страны следит за конфликтом, который разгорелся в нижегородском Театре юного зрителя. Вникаете в эту ситуацию, как губернатор?
Шанцев: Вникаю. Культура - тонкая материя. В свое время в этот театр пришел новый главный режиссер, талантливый человек, он видит по-своему деятельность театрального коллектива. К примеру, начал ставить "Короля Лира". Со временем весь детский репертуар практически исчез с подмостков. Чтобы сохранить ТЮЗ, решили взять человека, который раньше работал в этом театре. Он поставил "Золотой ключик", дети на этот спектакль с удовольствием ходят.
Однако между двумя творческими коллективами, которые работают на одной сцене, разгорелся конфликт. У каждого творца свой характер, свои амбиции. Моя задача "эти терки" свести до минимума, чтобы и детский репертуар появился, и талантливый человек остался в области. А в целом - сохранить театр.
РГ: Не исключено, что в Нижегородской области могут пройти игры чемпионата мира по футболу 2018 года. Вы к этому уже готовитесь?
Шанцев: Если Россия выиграет этот конкурс, то может нам и придется принимать чемпионат. Но спорт в регионе мы развиваем и без этого. В 2005 году, когда я изучал это направление, оказалось, что область занимает в округе последнее место по обеспеченности спортивными сооружениями. Всего 4 процента от российского норматива по бассейнам, 17 процентов по спортзалам, 40 процентов по спортивным сооружениям.
Мы составили программу строительства спортивно-оздоровительных комплексов. Первый, в городе Сергач, построили в 2007 году. Это 11 тысяч квадратных метров различных спортивных сооружений под крышей, большой игровой зал, два бассейна - детский и спортивный. Есть искусственный лед, тренажерный зал, зал хореографии. Через год построили еще пять таких комплексов. В 2009 году, правда, с трудом - восемь. Всего у нас сейчас уже 14 комплексов, а надо построить 46. Наша задача состоит в том, чтобы закончить эту программу, и в каждом районном центре был бы физкультурно-оздоровительный комплекс.
РГ: И все это для населения бесплатно?
Шанцев: Детям, которые занимаются в секциях, бесплатно. Работу тренеров оплачиваем из областного бюджета. Для того чтобы удержать их, для каждого строим рядом с комплексом дом, покупаем машину. Для тех, кто следит за здоровьем, есть абонементы, в тот же бассейн - по 50-60 рублей за посещение.
Недавно к нам приезжали известные хоккеисты Александр Овечкин и Алексей Ковалев. Мы показали им типичный спортивный комплекс - в Лыскове. Посмотрели они и сказали: "Мы проехали всю Северную Америку и Канаду. И можем сказать, что в городах такого уровня, как ваше Лысково, таких комплексов нет". К этому хочу добавить, что они не пустуют. Например, в Сергаче около 800 ребят регулярно занимаются в секциях, все уроки физкультуры проводятся здесь, оздоровительная работа детских садов. Так что мы продолжаем строить хорошие физкультурно-оздоровительные комплексы.
Визитная карточка
Шанцев Валерий Павлинович родился 29 июня 1947 года в селе Сусанино Костромской области. Окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, академию Народного хозяйства.
С августа 1991 года - коммерческий директор хоккейного клуба "Динамо". В 1994 году назначен членом московского правительства, префектом Южного административного округа Москвы. В июне 1996 года избран вице-мэром Москвы, позже назначен первым заместителем премьера правительства Москвы. В декабре 1999 года вновь избран вице-мэром Москвы, до декабря 2003 года руководил комплексом экономической политики и развития города Москвы. Потом возглавлял комплекс развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений.
8 августа 2005 года сроком на пять лет Законодательным собранием Нижегородской области по представлению президента России Валерий Шанцев наделен полномочиями губернатора Нижегородской области.