С 1 апреля в российских школах начнут преподавать "Основы религиозных культур и светской этики"

Большинство семей выбрали общие курсы светской этики и мировых религиозных культур.

Напомним, эксперимент, в котором участвуют 19 регионов, рассчитан на три года. Ученикам предлагается на выбор шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Несмотря на то что учебные пособия по всем модулям уже поступили в регионы, споры вокруг нового предмета продолжаются.

И, оказывается, самый главный вопрос - почему все-таки школам не предложен единый курс, включающий знания по всем религиозным культурам? Заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина уверен, что деление курса на модули - единственно верное решение:

- Выбор не надо отождествлять с национальной принадлежностью. Важно не то, сколько детей выбрали курс, а тот факт, что они начали знакомство с религиозной культурой.

 
Видео: Сергей Куксин

Как пояснил Калина, логика минобрнауки - начать изучение с того, что ближе семье. Если там исповедуют ислам, то школьник, скорее всего, выберет Основы исламской культуры. Если семья православная, то Основы православной культуры. Это первый этап эксперимента, и идти, по словам замминистра, надо от простого к сложному.

Что понимается под "сложным" - пока не ясно. Может быть, и общий курс в более старших классах.

Заму министра вторит епископ Зарайский Меркурий:

- Новый предмет - не деление по вере. Есть православные семьи, где родители рассуждают так: православию мы и дома научим, пусть ребенок идет изучать ислам!

А вот среди ученых-философов есть иное мнение - курс основ религии изначально должен быть общим. Пусть он не разбивает детей на группы, а объединяет их вокруг общих интересов. С ними согласны многие школьные учителя. Так, недавно на парламентских слушаниях в Совете Федерации заслуженный учитель России Лев Айзерман заметил: "У меня в классе учатся армянин и азербайджанец. Что, они будут по разным кабинетам изучать разные предметы?!"

- Конечно, было бы лучше, если бы курс истории мировых религиозных культур был единым, - откровенно говорит Марианна Шахнович, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России, завкафедрой философии религии и религиоведения СпбГУ. - Но очень сложно вместить все многообразие в рамки одной книжки для четвертого класса. То, что получилось - компромисс. Плюс курса, который сейчас разработан, в том, что он указывает на плюрализм мнений.

Уже идут споры вокруг содержания шести учебных пособий по новому курсу. Сначала долго никто из философов не брался за текст Основ светской этики. Никто не хотел брать на себя ответственность и дать определения морали, нравственности и ценностей в современном обществе. Немалыми усилиями рабочая группа вышла из положения.

Сейчас скандальная ситуация сложилась с учебником по Основам православной культуры. У авторов есть претензии к издательству "Просвещение", которое отредактировало учебное пособие. Первый вариант, по мнению методистов издательства, был вероученческим, а не культурологическим, как задумывалось в начале эксперимента. Дело даже дошло до обвинений в посягательстве на авторское право. У директора издательства Александра Кондакова на эти выпады такой ответ: все сделано строго по закону и авторское право не нарушено.

Еще одна претензия общественности - почему христианство сужено до православия? А если католики, протестанты тоже пожелают изучать основы своей религиозной культуры? Александр Кондаков, правда, пояснил, что часы на это предусмотрены и школы по желанию могут внести в курс изменения. Он подчеркнул:

- Пособия написаны так, чтобы не задевать спорные вопросы конфессий. Вот, к примеру, в исламе, буддизме есть разные течения, направления. Мы все это старались учитывать. И даже меняли иллюстрации в некоторых книгах.

Между тем

181 тысяча родителей выбрали общие курсы Основ светской этики и Основ мировых религиозных культур. За отдельные программы православия, ислама, буддизма и иудаизма - соответственно 83, 37, 14 и 12 тысяч семей, где есть школьники.