Фигуристы Юко Кавагути и Александр Смирнов завоевали единственную для России медаль туринского чемпионата мира - "бронзу" в парном катании.
Однако чуть ранее, в Ванкувере, свои олимпийские амбиции ребята реализовать не смогли. Стали только четверыми. Сделают ли они вторую попытку подняться на пьедестал в Сочи-2014, корреспондент "РГ" спросил у их тренера Тамары Москвиной.
Российская газета: Тамара Николаевна, первым делом успокойте поклонников вашего замечательного дуэта. В СМИ появилась информация, что Юко с Сашей расстаются, и Смирнов встает в пару с Верой Базаровой.
Москвина: Да мало ли что болтают! Пара Кавагути-Смирнов продолжает работать вместе. И никаких разговоров, переговоров, обсуждений о смене партнерши не было и не будет.
РГ: А глобальный вопрос - продолжать карьеру или уходить из большого спорта - стоял на повестке дня?
Москвина: До Олимпиады никаких бесед о будущем не проводили. Но в связи с тем, что мне нужно было составлять план на следующее четырехлетие, я впервые спросила, будем ли кататься и работать вместе. И Юко, и Саша не задумываясь ответили - да. Тогда я сказала: "Поехали!".
РГ: То есть у вас уже есть идеи новых программ, образов? Знаете, чем поразить зрителей и судей в следующем сезоне?
Москвина: Вы о нас слишком хорошего мнения. После чемпионата мира прошло всего несколько дней, а мы уже специалистов к сотрудничеству пригласили, новые программы поставили (смеется)... Конечно, идеи у меня есть. Но раскрывать их по понятным причинам не стану. Что же касается нашей команды, то нам помогало много людей: постановщики, консультанты, массажисты, в конце концов. Кто-то проложит работу с нами, кого-то будем привлекать впервые. Потребности меняются. От этого и будем отталкиваться.
РГ: Каникулы спортсменам полагаются, прежде чем они приступят к тренировкам?
Москвина: Обычно они просят две недели. Только отпуск этот - летний. А сейчас продолжаются тренировки. Соревновательный сезон 2009/2010 закончился, но тут же начался следующий.
РГ: Юко беспокоит травма плеча. Это не помешает ей полноценно готовиться к выступлениям?
Москвина: Подвывих плеча, а не травму ноги, как многие пишут, Юко получила около четырех лет назад, неудачно упав с четверного выброса. Сейчас мы как раз занимаемся обсуждением организационных моментов: где лечить, как. Но это точно не будет какое-то серьезное, хирургическое вмешательство. Поэтому на тренировочный процесс лечение никак не повлияет. Я бы вообще не стала вокруг травмы Юко создавать лишний ажиотаж. В конце сезона любой спортсмен, если его что-то беспокоит, старается поправить свое здоровье. Допустим, в прошлом году мы занимались Сашиным носом. У него было искривление перегородки. Но мы же не кричали об этом, не рассказывали журналистам, а решали проблему в спокойном, плановом режиме.
РГ: Давайте вернемся к главным соревнованиям прошлого сезона - Олимпиаде и чемпионату мира. Проанализировав их итоги, можете сказать, почему не получилось выступить лучше? Шансы-то были неплохие.
Москвина: У Юко с Сашей еще нет стойкости, спортивного навыка, уверенности, поэтому им чуть-чуть не хватило: в Ванкувере - до пьедестала, в Турине - до медали более высокой пробы. Например, китайские фигуристы Сю Шень - Хонбо Джао на первой своей Олимпиаде были пятыми, потом дважды занимали третью позицию и только с четвертой попытки выиграли олимпийский турнир. Первый олимпийский цикл Кавагути - Смирнова закончился четвертым местом. Что ж - будем работать.
РГ: И над четверным выбросом тоже?
Москвина: Мотивация для участия в соревнованиях - не сделать тот или иной элемент, а занять соответствующее место, доставить удовольствие публике. Поэтому мы будем вставлять в программу такие элементы, которые обеспечат нам красивое и успешное выступление. Кроме того, выбор будет зависеть от каждого конкретного соревнования и от соперников, которые будут в нем участвовать.
РГ: К разговору о конкурентах. Наверняка закончат карьеру китайские фигуристы, распалась российская пара Мухортова - Траньков, немцы Савченко - Шолковы уже не так уверенно и безошибочно катаются. При таком раскладе легче будет бороться за пьедестал?
Москвина: Надеяться на то, что кто-то уйдет и освободит нам место, это самая неправильная позиция. Мы никого не будем сбрасывать со счетов - ни китайцев, ни немцев, ни канадцев, ни даже россиян. Несмотря на то что Мухоротва - Траньков объявили о распаде, через какое-то время они могут снова встать в пару. Кроме того, могут появиться молодые фигуристы, которые тут же попадут в элиту. У нас просто должен быть арсенал элементов, позволяющих паре прогрессировать и иметь преимущество перед другими. Вот этим поиском и будем заниматься.
РГ: В танцах на льду появились новые законодатели мод - канадский и американский дуэты. А что происходит в парном катании?
Москвина: Развитие парного катания идет по тому же пути, по которому всю жизнь шли советские и российские пары. Это сочетание высокой сложности программ с их художественной ценностью и артистичностью исполнения. Если говорить о прогрессе китайских пар, то они всегда отличались техничностью. А когда стали заказывать программы у известных российских, канадских, американских постановщиков, начали выигрывать. Кроме того, они много выступали с показательными вступлениями, в том числе и в американском шоу "Звезды на льду". То есть они постоянно работали над своей артистичностью, развивали художественную составляющую программ. А мы этой возможности как раз лишены. В Америке осталось одно шоу с 13 участниками. В российский "Ледниковый период" любители сложно вписываются. А различные туры, к примеру, по Сибири больше не организовывают. Получается, любителям негде пробовать новые программы, сложные элементы. Они в основном участвуют в соревнованиях из официального календаря. Но все равно я не вижу, что Кавагути - Смирнов, Мухортова - Траньков в этом компоненте проигрывают китайским или немецкой парам. Их подводил не артистизм, а стабильность.
РГ: Действительно у Юко и Саши в этом сезоне совершенно потрясающий показательный номер "Шуточный вальс"...
Москвина: Этот номер мы делали вместе с Игорем Бобриным. Другую программу - "Блюз" - нам помогал ставить Петр Чернышов. Композиция танца и сюжет - это их заслуга. А элементы - уже преимущественно мои задумки.
РГ: Не боялись, что какие-то "фишки", как сейчас говорят, подсмотрят и потом используют соперники?
Москвина: Начиная с программ моих первых учеников Валовой - Васильева, соперники всегда что-то заимствовали. Но я горда, что люди перенимают мой опыт. Мне не жалко. Я же выступаю в роли педагога. Все учатся у нас, идут в след за нами. Так что будем стараться и дальше что-то придумывать.
РГ: В этом году изменения произойдут в Федерации фигурного катания на коньках России. Президент ФФКР Валентин Писеев объявил, что не будет бороться за свой пост на очередной отчетно-выборной конференции, его уже исключили из президентского совета по спорту. Что думаете о приходе нового руководителя?
Москвина: Длительное время федерация, возглавляемая Валентином Писеевым, приносила массу наград. Их было так много, что все привыкли, и это стало считаться нормой. В этом олимпийском цикле результаты ухудшились. Но обвинять в этом только президента было бы неправильно. Спортсмены выступают, тренеры тренируют. Тогда уж виновата я. Я плохо подготовила пару: чего-то не учла, не предусмотрела. Всегда стараюсь искать проблему прежде всего в себе. Это моя политика. Хотя в данном случае было еще много других факторов.
Но, насколько я понимаю по косвенным признакам, решение о сохранении или о смене руководства федерации будет принято вышестоящими организациями. При любом варианте важно не устраивать революций, не рубить с плеча. Необходимо весь накопленный положительный опыт, наработанные контакты сохранить, развить и добавить к ним разделы работы, до которых не доходили руки у нынешнего руководства федерации. А уж если придет новый преемник, то пусть тандем зрелости и "молодой крови" укрепит пошатнувшиеся позиции и двинет дело вперед, а не начнет все с нуля.