"У этих американцев крыша поехала", - возможно, моя приятельница использовала и более сильные выражения, отзываясь о действиях "янки". И речь шла отнюдь не о судьбоносном соглашении о Стратегических наступательных вооружениях, которое президенты наших государств подписали на прошлой неделе. "Крыша поехала" относилось к одной-единственной мамаше, по чьей вине сотни людей в США, желающих усыновить детей из России, не сумеют этого сделать. "Отправить семилетнего ребенка из Америки в Москву, словно, бандероль какую то, не понравился, сдал", - едва сдерживала гнев моя знакомая.
И я понял: сказать хоть слово не в защиту несостоявшейся американской родительницы, а просто для того, чтобы хоть немного взглянуть на ситуацию с другой стороны, слишком рискованно. Потому что тому, что совершила на прошедшей неделе приемная семья в США, нет ни прощения, ни оправдания.
Американский посол в Москве - фигура не публичная. Если выступает, то со строго выверенными заявлениями. Но я не помню случая, чтобы дипломат так искренне извинялся за действия своих соотечественников. Однако в электронном письме, которое пришло буквально через несколько часов после инцидента с ребенком в редакцию "Российской газеты", эти извинения прозвучали. Между строк читалось - послу искренне стыдно за то, что произошло.
И его можно по-человечески понять - в Америке семья считается одной из высших ценностей. Счастливой семье посвящены множество телепередач для детей и взрослых, фотографии родных американцы демонстративно выставляют на рабочий стол. А тут такое.
Из Америки семилетний Артем Савельев летел в Москву один. Его посадили на рейс в Вашингтоне, снабдив письмом адресованном ..министру образования и науки России. В Домодедово ребенка встретил некий бизнесмен, который привез его к зданию министерства и передал охраннику. А тот, в свою очередь, вызвал наряд милиции.
В письме, написанном приемной матерью Артема, говорилось, что она отказывается от сына, поскольку ее обманули. По словам американки, ей не сказали о том, что ребенок якобы имеет психические отклонения. В детском доме в Приморье, откуда отправляли малыша на новую родину, удивились: ничего подобного за Артемом никто не замечал.
Жесткое заявление МИД России во многом расставило точки над "i" в этой неприглядной истории. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров предупредил: Россия может "заморозить" все начатые процессы по усыновлению российских детей американцами до подписания соглашения о взаимной ответственности. "Мы давно уже предлагаем это сделать, они от этого уходят. Но, думаю, последний случай переполнит чашу терпения", - заявил министр. Когда такой опытный дипломат, как Лавров, публично говорит о том, что терпение российской стороны подошло к концу, это означает ровно одно - решение уже принято. И на предстоящей неделе американцам будет предъявлен ультиматум - либо договор об ответственности, либо полное прекращение любых усыновлений.
На фоне этого совсем не детского скандала как то померкло другое, не менее значимое событие, занимавшее умы чиновников от внешней политики по всему миру - смена власти в Киргизии. Собственно событиям прошедшей недели, когда в течение буквально нескольких дней пал режим Курманбека Бакиева, еще не придумали название. В прессе это время называют, то восстанием "оранжевых повязок", то революцией, то переворотом. Но чаще, буднично - сменой власти. Однако, по странному стечению обстоятельств, причиной киргизских событий также стал+ребенок. Хотя, конечно, 30-тилетнего сына отстраненного от власти главы государства назвать так сложно.
Максим Бакиев последние годы считался одним из самых влиятельных политиков республики. Он возглавлял государственное агентство, которое, по сути, прибрало к рукам всю экономику Киргизии и раздавало самые лакомые бизнес-куски близким семье президента людям. Родственники Бакиева занимали ключевые посты в госструктурах, что не могло понравиться политической элите Киргизии.
Чашу терпения переполнила попытка Бакиева-старшего изменить Конституцию, создав условия для передачи власти своему сыну через систему "курултаев" - так называемых собраний старейшин. Если бы такая реформа прошла, то Киргизия из страны, построенной по западному образцу, с парламентом и выборной системой, превратилась в средневековое государство, где власть передается вместе с титулом по наследству.
Но порадеть родному человечку Бакиев не успел. Участники одной радиопередачи, где мне довелось участвовать, объяснили причины народного восстания в республике особенностями национального характера киргизов. У народа, как они утверждали, исторически никогда не было родовой знати. Своих правителей киргизы выбирали сами. И сами же, если были ими не довольны, их свергали. Так что случай с Бакиевым - классический пример, что происходит с лидером, забывшим о своем предназначении - заботиться о народе. На предстоящей неделе станет окончательно ясно, что ждет Киргизию: гражданская война, когда южные регионы объединятся вокруг отстраненного президента и начнут боевые действия с севером, где сильны позиции временного правительства народного доверия во главе с Розой Отунбаевой. Или же Бакиев предпочтет уйти, получив соответствующие гарантии для себя и членов своей семьи. И тот, и другой вариант выглядят возможными. Недаром в окружении Отунбаевой уже заговорили о возможном переводе российского воинского контингента, расквартированного в республике, в разряд "миротворцев", способных разделить противоборствующие стороны.
Впрочем, говоря о событиях прошедшей недели, невозможно не упомянуть еще об одном событии, которое произойдет в недалеком будущем. Возможно, у России и Украины появится общий учебник истории. Конечно, речь идет не о книге, которой будут пользоваться учащиеся - слишком различны в наших странах учебные программы. Однако, по задумке министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника, это будет учебное пособие для учителей , где ученые двух стран приведут к общему, объективному знаменателю исторические коллизии и болевые точки в российско-украинских отношениях. Потому что, не разобравшись до конца с историей, невозможно двигаться совместно вперед ни в вопросах экономики, ни согласовывать политические позиции.
В этой связи хотел бы напомнить сюжет знаменитой сказки про Белоснежку и семь гномов. Ведь был у красавицы выбор: съесть принесенное ей чужим человеком отравленное яблочко или выбросить неожиданный "презент" на помойку. Была бы Белоснежка менее легковерной, не пришлось бы ей так долго ждать поцелуя принца. Возможно, тогда она нашла бы свое счастье пораньше. Но, тем не менее, в сказке все кончается хорошо - пусть через много лет, но Белоснежка от поцелуя ожила. И стала прекрасной принцессой. А что произойдет с российско-украинскими отношениями в реальной жизни?