В Москве после трехлетнего перерыва прошло заседание подкомитета по вопросам гуманитарного сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии.
Два министра образования и науки - российский Андрей Фурсенко и украинский Дмитрий Табачник наметили планы сотрудничества двух ведомств. Как отозвался о проделанной работе Фурсенко: "Мы вернулись в нормальную систему координат". Насколько безболезненно проходило это возвращение и как будет выглядеть в будущем российско-украинский гуманитарный диалог, "Российской газете" рассказал Дмитрий Табачник.
Российская газета : Два года назад на "Деловом завтраке" в "Российской газете" вы говорили о том, что отношения между народами Украины и России - это "нечто константное". Изменилась ли за прошедшее время ваша оценка этих отношений?
Дмитрий Табачник : Нет, не изменилась. Я думаю, что одно из самых главных моральных, человеческих, этических поражений "оранжевого" режима и лично бывшего президента Виктора Ющенко заключалось в провале предпринятой попытки рассорить народы Украины и России. Провалилась попытка вылепить из вашей страны неприятный, не соответствующий действительности образ этакого вековечного коварного врага Украины.
Недавно одна из серьезных социологических компаний Украины провела большое исследование (в опросе участвовали свыше 4 тысяч человек). Один из вопросов, которые они задавали респондентам, подтверждает мою абсолютную убежденность: эта константа не изменилась. Людей просили ответить: кто является главным союзником Украины в мире?
62 процента опрошенных ответили: Россия. 19 процентов назвали Европейский союз и только 3 процента сказали, что Соединенные Штаты Америки. Остальные либо не определились, либо считают, что Украина не имеет такого ярко выраженного союзника. Поэтому я думаю, что за прошедшие два года отношения дружбы, братства и сотрудничества, взаимная симпатия, по крайней мере со стороны украинского народа, не изменились.
РГ : Не секрет, что США осуществляют на Украине серьезную "грантовую" программу. Речь идет о выделении значительных средств на науку, образование. Прежние власти препятствовали аналогичным шагам со стороны России. Сегодня, когда вы побывали в Москве, обсуждали ли вы проблему грантов с вашим российским коллегой?
Табачник : Мы обсуждали с министром Андреем Александровичем Фурсенко проблему увеличения количества мест для жителей Украины в российских университетах для обучения в магистратуре, аспирантуре. А также программу расширения научных стажировок, участия в конференциях, педагогической практике.
Желание работать с Россией у нас есть. В Москве я провел очень интересную встречу с вице-президентом Российской академии наук, ректором Московского государственного университета имени Ломоносова Виктором Садовничим. По сути, мы сразу договорились о двух программах: переподготовки учителей физики и математики средних школ. Садовничий пригласил целую группу украинских учителей для переподготовки в Московский университет. Он также предложил делегации, состоящей из работников школьного и высшего образования, принять участие в готовящемся в Москве крупном событии - съезде математиков. Последний раз его проводили великие российские ученые в 1916 году.
Украина сделала еще один важный шаг. Мы готовы в новом учебном 2010-2011 году предоставить 120 мест для граждан России в лучших университетах Украины на бесплатной основе с получением государственной стипендии.
РГ : Разрешите вопрос, с которым постоянно сталкиваются журналисты. Как, с вашей точки зрения, правильно писать - в Украине или на Украине?
Табачник : Традиционная форма русского языка предполагала - на Украине. Потом началась ломка языка в годы независимости. И нормой правописания сделали - в Украине. Причем именно националистически настроенные ученые все время в это написание вносили политическую подоплеку, что, дескать, НА - это когда на территории. А В - это в стране. Но я хочу сказать, что всю жизнь по правилам правописания пишется - "в Сибири", "в Приморье". Но это не значит, что существуют некие государства - Сибирь или Приморье. Грамотно писать "на Кубе", "на Мальте", что не означает сомнений в существовании этих государств. Мне кажется, что в нормальном общении абсолютно нормально употреблять и тот, и другой предлог, кому как удобно. Говорите - в Украине, говорите - на Украине. Мы вас все равно поймем.
РГ : В пятницу я прочитал, что группа националистов на Украине разгромила историческую выставку, посвященную неблаговидным страницам деятельности ОУН-УПА. История всегда вызывает много вопросов. Возможно ли появление учебника истории, который бы объективно отразил историю отношений между Россией и Украиной?
Табачник : Если говорить о попытке сорвать выставку, то фашистов, погромщиков нельзя удовлетворить ни одним учебником. Дикарям должны давать оценку правоохранительные органы, иначе государство перестает выполнять свою функцию по защите прав и законных интересов своих граждан.
Что же касается учебника, то мы об этом говорили с замечательным российским ученым-историком академиком А.О. Чубарьяном. Написать общий учебник для школ России и Украины очень сложно и вряд ли возможно. Разные курсы преподавания, разное количество часов. Наверное, нужно пойти более конструктивным путем и сделать общее учебное пособие для учителей.
Мы договорились, что академик Чубарьян сформирует группу специалистов в рамках совместной комиссии историков Украины и России. И в конце мая - начале июня приедет в Киев. Мы попросим украинскую часть этой комиссии сформировать рабочую группу. Так мы выйдем не просто на единый учебник, на единый какой-то текст, а на учебное пособие для учителей истории, где попытаемся сформулировать общий взгляд не на весь процесс российско-украинских отношений, а на самые болезненные, трудные проблемы, которые, скажем, в Украине подвергались политической коррекции в угоду личной позиции Виктора Ющенко. Кроме того, министерство образования Украины начало работу над концепцией преподавания истории в школе, которая затем будет перенесена на концепцию преподавания истории в вузе.
Главными составляющими этой концепции будут три постулата. Первое. Все события, все исторические персонажи, действовавшие на территории современной Украины, неотъемлемая часть украинской истории. И античные греки, и скифы, и киммерийцы, и Литовское княжество, и прославленные русские военачальники - генерал-фельдмаршалы Иван Паскевич и Иван Гудович. Второй постулат. Мы хотим, чтобы преподавание истории было антропоцентричным. То есть чтобы в центре стоял человек, человеческий социум и события излагались именно с такой точки зрения, что, например, любая война, победоносная для государства или проигранная, все равно была трагедией для миллионов граждан. То есть подавать историю через человека.
И третье. Это не должен быть учебник, который навязывает этноцентризм, такое этническое понимание государственности: от этноцентризма к национализму очень короткий путь.
Я думаю, что преподавание истории должно строиться на человеческом факторе - человек в центре событий и на позитиве. Мы должны предлагать действительно общенациональных героев, независимо от их этнического происхождения, если они действовали на территории Украины. А о болезненных и трудных фактах надо говорить правду. Был голод или, как говорят на Украине, голодомор величайшей трагедией? Да, был. Тоталитарный режим нанес удар по крестьянству? Да, нанес. От этой страшной трагедии полегли миллионы сельских жителей Украины, России и Казахстана. Но цифрами нельзя играть и врать.
РГ : На пресс-конференции в Москве вам задали вопрос о возможности отмены решения по дублированию всех зарубежных фильмов на украинский язык.
Табачник : Это было постановление кабинета министров, принятое в январе 2006 года под давлением Ющенко в угоду определенным политическим силам националистического характера. Моя позиция как гражданина заключается в том, что государство не должно вмешиваться в те вопросы, которые регулирует рынок. Но должно поддерживать те направления, которые считает для себя стратегически важными.
Национально озабоченное правительство Тимошенко два года не выделяло денег на украинский кинематограф. Вот и вся сознательность, все трескучие разговоры о патриотизме. А нужно снимать детские мультфильмы, научно-популярные ленты. И таким образом пропагандировать украинский язык. А фильм должен выбирать зритель.
Хочет смотреть на русском - пожалуйста. На украинском - пожалуйста. На английском - пожалуйста. Поэтому я считаю, что такая вещь, как заставлять людей смотреть дублированные фильмы, когда в Украине практически все великолепно знают русский язык, нелепо и безнравственно.
Уникальным историческим подарком судьбы Украине является практически 100-процентный билингвизм населения. Это дает каждому человеку доступ к двум огромным информационным пространствам, к двум океанам культуры.
РГ : Вы вместе с российским министром образования и науки говорили о возвращении российско-украинских отношений в гуманитарной сфере в нормальную систему координат. О каких координатах идет речь?
Табачник : Мы говорили о человеческом общении, желании помочь, потребности советоваться и взаимно преодолевать трудности. Я считаю, что самое главное в системе координат - сотрудничество между учеными, преподавателями, министрами, которые занимаются этой сферой деятельности. Мне важно, чтобы отношения развивались так, чтобы главам ведомств в России и в Украине было приятно и комфортно просто по мобильному телефону позвонить друг другу и поинтересоваться, как вы решаете тот или иной вопрос.
Мне хотелось, чтобы по любой профессиональной теме я мог бы Андрею Александровичу Фурсенко позвонить и с ним посоветоваться. Я думаю, что у нас такие отношения складываются и сложатся. По крайней мере к этому есть все предпосылки.