12.04.2010 23:36
    Поделиться

    Первый замглавы временного правительства Киргизии: Мы не признаем Бакиева как президента

    Первый замглавы временного правительства Киргизии Омурбек Текебаев: Мы не признаем Бакиева как президента

    Фейс-контроль в здании парламента Киргизии на редкость прост. "Российская газета"? - "проходите"! Но у входа, на лестничных клетках, у дверей приемных дежурят плечистые ребята с "калашниковыми" наперевес.

    Временный кабинет пытается наладить государственную машину и ликвидировать последствия трагических событий 7 апреля. Первый заместитель председателя временного правительства Киргизии Омурбек Текебаев спит по два-три часа в сутки. Тем не менее нашел время для беседы с корреспондентом "РГ".

    Российская газета : Омурбек Чиркешович, вы были одним из "локомотивов" "революции тюльпанов" в марте 2005 года. А какого цвета нынешняя?

    Омурбек Текебаев : Давайте назовем ее Апрельской революцией.

    РГ : Опубликован первоначальный план работы временного правительства Киргизии. Вы попросили полгода, чтобы подготовить парламентские и президентские выборы. Какие первоочередные меры собираются принять новые власти?

    Текебаев : Неотложная задача - это легитимизация государственной власти, ее узаконивание. Для этого нам потребуется шесть месяцев. Из них три месяца уйдет на подготовку и принятие новой конституции. Еще три месяца - на подготовку к выборам.

    Предстоят меры чрезвычайного характера. То, что прежнее правительство натворило, предстоит исправлять нам.

    Сегодня у нас возникли серьезные экономические проблемы. И связаны они в том числе и с политическими факторами. Так, ожидаемое с июня вступление в силу Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана уже принесло Киргизии ощутимые трудности. Начались таможенные барьеры, препоны для реэкспорта. Ожидаем существенное сокращение объемов экспорта.

    Не так давно Россия и Казахстан установили значительную экспортную пошлину на ввозимые в Киргизстан нефтепродукты. Фактически для стран Таможенного союза мы оказались вычеркнуты из списка дружественных. И это - вина прежней власти. Обычно такие пошлины устанавливают для экономически сильных государств дальнего зарубежья. А для близких партнеров, к каким относится Киргизстан, пошлины были символическими или же их вообще не было. Теперь же, с апреля, стоимость ГСМ в Киргизии повысится на треть. Началась посевная, и наши крестьяне уже испытывают огромные трудности с горючим. Их труд может не оправдать затрат.

    РГ : В трудные ночи 7 и 8 апреля мародеры нанесли существенный ущерб предприятиям, частному бизнесу. Ожидает ли Киргизия помощи от международного сообщества?

    Текебаев : Наши ближайшие партнеры готовы оказать политическую, моральную, гуманитарную, а если нужно - и материальную поддержку республике. Некоторые страны высказали намерение частично возместить нанесенный ущерб своим соотечественникам. О своей готовности помочь Киргизии заявила и Россия.

    РГ : Омурбек Чиркешович, в вашу бытность спикером парламента Киргизии вы пытались противостоять некоторым методам руководства страной, которые насаждал президент Бакиев. В частности, выступали против клановости. За что и лишились поста. Что же последнее время происходило в республике?

    Текебаев : Прежде всего о "бакиевщине" как таковой. Это явление, в моем понимании, вызвано использованием криминальных методов в политической и экономической конкуренции. Очень скоро после революционного марта 2005 года в стране начались убийства и похищения людей, захват чужой собственности в пользу "своих", масштабный рэкет и рейдерство. И это чинили ближайшие родственники президента и его окружение. Бакиев занялся возвеличиванием себя и своих братьев. Будто быть Бакиевыми дано от бога, будто они - высшая каста.

    Бакиевы пренебрегали мнением общественности и опустились до совершения различных антинародных деяний. Они думали, что путем обмана, насилия и угроз смогут управлять страной бесконечно. И этого особо не скрывали.

    Чего стоит попытка Бакиева-отца передать бразды правления страной сыну Максиму. Для этого он наметил и начал осуществлять так называемые "конституционные реформы". На последнем так называемом Курултае согласия в середине марта Бакиев объявил во всеуслышание, что выборы как таковые в Киргизии исчерпали себя. И если до этой поры у нашего народа была пусть и теоретическая возможность сменить власть путем прямых демократических выборов, то с 17 марта жители республики лишились этой возможности. Бакиев отнял у своего народа даже такую призрачную надежду.

    Терпение у народа иссякло. И через две недели после пресловутого Курултая случилось то, что случилось.

    РГ : Где сейчас президент Бакиев? Как может сложиться его дальнейшая судьба?

    Текебаев : По нашим данным, он находится в своем родном селе, где собирает аксакалов и своих сторонников. Есть сведения, что он нашел убежище в горах поблизости от города Кок-Янгака, где у его младшего брата выстроена настоящая вилла с укрепленным подземным бункером. Но я думаю, что Бакиев постоянно не находится на одном месте, перемещается.

    На самого же президента Курманбека Бакиева пока распространяется его конституционный иммунитет. И генпрокуратура не вправе возложить на него ответственность за те деяния, что он совершил, будучи президентом.

    Но уже сейчас фактически мы не признаем его как главу государства. Возможно, в будущем он будет привлечен к ответственности, в том числе и уголовного характера.

    Поделиться