К лету бензин в России подорожает на 10 процентов

Этим летом российских потребителей ждет дефицит бензина и рост цен на топливо. По крайней мере так заявили вчера эксперты рынка. По их словам, бензин в розницу подорожает как минимум на 10 процентов.

Из-за постоянного роста цен Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести ограничение для розницы. По мнению антимонопольщиков, уровень конкуренции на топливном рынке сейчас очень низкий. И единая формула цены могла бы внести ясность. Это предложение уже направлено в правительство.

Цена бензина АИ-95 на оптовом рынке только за первый квартал этого года уже поднялась на 15 процентов, АИ-92 стал дороже на 11 процентов. Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша на "круглом столе" в РИА Новости объяснил, что на опт сильно повлияла недавняя индексация акцизов. "До весны стоимость бензина обычно не растет, - напоминает эксперт, - нетрадиционные скачки связаны с ростом акцизов". Понятно, что розничные цены всегда слегка отстают от оптовых. Поэтому потребители почувствуют разницу только через месяц. Пока удар по кошелькам был несильным. АИ-92 подорожал в розницу только на 2 процента, "девяносто пятый" - на полтора процента.

Еще один "повышающий фактор" - новый технический регламент. Чтобы ему соответствовать, нефтеперегонным заводам придется провести реконструкцию. А это может привести к дефициту автотоплива. Производство бензина снизится, а лето - период его максимального потребления. Причем в этом году, невзирая на рецессию, всероссийский расход бензина уже вырос на 10 процентов по сравнению с годом предыдущим, утверждают участники рынка. "Дефицит на рынке позволит компаниям завышать цены", - считает директор Рус ского топливного агентства Сергей Цукасов. Пока цены резко не взлетят, считают эксперты, но к июню мы "увидим повышение". В итоге стоимость бензина может вырасти на 8-10 процентов без учета колебаний цен на мировом рынке.

Автовладельцам остается утешаться тем, что по окончании реконструкции качество топлива должно значительно повыситься. Однако ввод в строй нового оборудования на одних заводах начнется только в конце года, а на других - в следующем году. И до тех пор бензина будет мало, и качество его останется таким, к которому мы уже привыкли.

Наш оптовый рынок все еще сильно зависит от мировых цен, и единственным регулятором цен на российском рынке, по словам Евгения Аркуши, являются экспортные пошлины. Сейчас правительство стало действовать оперативнее и может менять ставку пошлины в зависимости от ситуации на мировом рынке быстрее, чем прежде. Без этого сокращения, как говорит эксперт, рост цен мог быть выше. Но если бы расчеты ставки проводились ежедневно, стоимость бензина значительно снизилась.

По мнению Евгения Аркуши, причиной высокой розничной стоимости топлива является еще и монополизм на рынке. Добычу нефти и производство горючего на 90-95 процентов контролируют несколько крупных компаний. А треть розничного рынка - так называемые "вертикально интегрированные" организации. То есть те же гиганты. Кроме того, участники рынка сетуют на высокую налоговую нагрузку. Сейчас 60 процентов прибыли компаний уходят на налоги. Для сравнения, в США платят только 20 процентов. По оценке Аркуши, при "американских" условиях наш бензин АИ-92 мог бы стоить 12-13 рублей за литр, а не 21-22 рубля, как сейчас.

Правда, участники рынка обещают, что в следующем году цены все-таки снизятся. Планируется принять закон, по которому размеры акцизов будут зависеть от класса бензина. Чем класс выше - тем ниже акцизы. Этот законопроект, по словам Аркуши, может стать и барьером на пути суррогатов, которых на рынке пока очень много.