Давид Каплан рассказал о том, как сделать шахматы популярной и прибыльной игрой

В Москве открылось представительство Международной шахматной федерации (ФИДЕ), которое возглавил директор по развитию ФИДЕ, бизнесмен Давид Каплан. Обычно штаб-квартиры крупных спортивных организаций располагаются в Швейцарии или в Англии.

На специально созванной пресс-конференции Давид Каплан рассказал, почему офис ФИДЕ появился именно в России. - Если взять 100-летнюю историю шахмат, то за это время у СССР и России было 11 чемпионов мира. Таких заметных результатов нет ни у одного другого государства, - отметил г-н Каплан. - Поэтому, думаю, это верное решение открыть, я бы сказал, посольство ФИДЕ в Москве. Россия - одна из сильнейших держав в шахматном мире и вообще одна из умнейших стран. У нее огромный потенциал. Давид Каплан также озвучил огромный список целей и задач, которые поставлены перед главой и сотрудниками "шахматного посольства". Среди них: представление интересов ФИДЕ в России на всех уровнях, включая установление контактов с дипломатическими представительствами, аккредитованными в РФ, поддержание деловых контактов с Российской шахматной федерацией (РШФ), организация различных турниров и мероприятий и контроль за качеством их проведения, сбор статистической информации о всех видах организованной шахматной деятельности в России.

Особое внимание г-н Каплан уделил делу популяризации шахмат как вида спорта. ФИДЕ объединяет 169 стран. Один миллиард человек играет в шахматы во всем мире. 200-300 миллионов человек садятся за доску каждую неделю. В профессиональной среде вращаются около одного миллиона шахматистов. Но, несмотря на все эти внушительные цифры, интерес к "играм разума" падает. Однако Давид Каплан совместно с ФИДЕ и несколькими компаниями занимается созданием и развитием программ, способных кардинально изменить ситуацию.

Прежде чем познакомить журналистов с новаторскими идеями, Давид Каплан поблагодарил за понимание и поддержку действующего президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова, который на предстоящих выборах будет бороться за этот пост с выставившим свою кандидатуру 12-м чемпионом мира Анатолием Карповым. По словам г-на Каплана, без продвинутого взгляда Илюмжинова на спорт и на жизнь в целом, реализация проектов была бы невозможной.

- Мы за демократические выборы и только рады появлению очередного кандидата, - говорит Каплан. - Но мне странно, что гражданин России Карпов проводит избирательную кампанию при поддержке США и Франции. Удивительно также, что он намерен конкурировать с другим россиянином, баллотируясь от Франции. Было бы интересно ознакомиться с программой Анатолия Евгеньевича, потому что в течение многих лет от него не поступало ни одного конструктивного предложение по улучшению работы ФИДЕ.

Итак, представляем программы, о которых говорил Каплан. Одна из задач состоит в том, чтобы создать условия для игры в шахматы на равных. В любом виде спорта есть гении. В автоспорте - Шумахер, в шахматах, очевидно, норвежец Карслен, который на протяжении ближайших десяти лет будет явным лидером среди топ-гроссмейстеров. Психология же человека такова, что интерес и любовь к игре появляется только тогда, когда есть хороший шанс победить: от 41 до 51 процента. Так вот, приблизительно через два года шахматисты смогут удовлетворить свои амбиции, зарегистрировавшись в своеобразной социальной сети, разработанной компанией Chess line. По правилам в день человек обязан провести как минимум три минуты за виртуальной доской, играя в своем "квадрате". "Квадрат" включает в себя шахматистов с одинаковым рейтингом, поэтому партии, чего и хотят добиться авторы проекта, должны проходить на равных.

Кроме того, они будут приносить выигрыш. Общий призовой фонд турнира - один миллиард (!) долларов. "И для ума отличная зарядка, эдакий "brain gym", спортзал для мозга, и азарт вкупе с деньгами не меньше, чем в столь модном и популярном покере", - подчеркнул г-н Каплан.

Еще одна идея - создание Chess-планетариума. Это такой центр с массой павильонов, наподобие ВВЦ, в котором 24 часа в сутки будут происходить события: шахматные турниры, концерты, выставки. Есть и детские образовательные программы: работают школа "Олимп плюс" под эгидой ФИДЕ и детская шахматная Академия. Будет создана шахматная академия, призванная стать главным образовательным интернет-ресурсом для шахматных игроков со всего мира. Существует мнение, что дети рождаются со знанием шахмат, потому что это алгоритм. В сознательном возрасте им требуется всего 20 минут, чтобы запомнить, как ходят фигуры, а потом дело уже за комбинаторикой. - Дети, которые играют в шахматы, развиваются раньше сверстников, - отметил Давид Каплан, который убедился в этом на примере своей дочери. - Они с самого младшего возраста учатся анализировать, мыслить. И это им пригодится в будущем. Всем известно, что Черчилль не принимал на работу людей, если они не могли сыграть с ним партию. Нет лучше методики вывести человека на чистую воду, оценить его истинные способности. Кто знает, может, когда-то принцип английского премьер-министра возьмут на вооружение все работодатели.
 
Приготовили сюрприз и для журналистов. Информацию о шахматах хотят монополизировать, и все права передать Chess News Corporation (CNC) - компании, созданной при поддержке ФИДЕ. По мнению Давида Каплана, доступность, бесплатное распространение данных, к тому же не всегда отличающихся точностью и грамотностью, никогда не будет способствовать развитию интереса к шахматам и их коммерческому успеху. - Сейчас о шахматах в мире пишут 650 изданий. А откуда они берут информацию? - спросил Давид Каплан. - В неких источниках. Мы же хотим навести порядок в сфере информации, запретить общий доступ к ней, чтобы искоренить непрофессионализм. Бесплатно новости будут получать только ведущие издания и ограниченное число лучших журналистов, специализирующихся на этой теме. Иначе на турниры и дальше будут приходить пять-шесть человек, а остальные - приписывать статьи из Интернета.

В заключение Давид Каплан выразил надежду, что "современные шахматы находятся на пороге революции": - Уже четыре года ФИДЕ и различные компании проводят исследования. Федерацией вложено пять тысяч швейцарских франков, спонсорами - десять миллионов долларов. Над проектами работают около 40 человек: психологи, маркетологи, пиарщики. Пока продукт не вышел на рынок. Это случится только в сентябре-октябре 2010 года. Надеюсь, мы сможем придать новый импульс любимой игре. Если у нас в ближайшие пять лет не получится совершить своеобразный "ребрендинг", то в следующие 50 лет это не получится ни у кого.