Юрий Богомолов: В новом фильме Невзоров обвинил человечество во вневидовом фашизме

Об очередном киноопусе Александра Невзорова "Манежное лошадиное чтение", увиденном пару недель назад в "Закрытом показе", я невольно вспомнил, посмотрев британский научно-популярный фильм "У истоков человечества" с последовавшим за ним "Послесловием".

А, может, не невольно?..

Лошадиная история

Александру Невзорову не впервой рассказывать лошадиные истории и демонстрировать хорошее отношение к домашней скотине. Пару лет назад, если я правильно помню, автор представил на суд зрителя "Лошадь распятую и воскресшую". В тот раз он поведал о крестном пути этого благородного и смиренного существа, наделенного всеми теми христианскими добродетелями, коих так мало осталось в самих людях.

Хомо сапиенс от большого и жестокого ума пользовал лошадку сначала исключительно как тягловую силу в земледелии, затем как средство скорого передвижения - на полях брани. Теперь по большей части - для удовольствия - цирковые трюки, конно-спортивные забавы. И все это еще и прибыльный бизнес.

Уже в новом фильме Невзоров обвинит человечество во вневидовом фашизме, предшествовавшем фашизму внутривидовому.

А в том фильме автор выглядел всего лишь как убежденный и непреклонный правозащитник лошадиного достоинства, в попрании которого человек дошел до сущего озверения. Пафос картины был в этом. И как раз тогда мне показалось, что фильм Александра Глебовича - не просто гуманистическое начинание, но что это начало нового вероучения, в чем-то соотносимого с христианством.

Новое кино Невзорова, пожалуй, подтвердило это подозрение. Оно - про способность лошади к чтению, да еще на латинском языке.

Про умственные способности этого добродушного существа давно известно. О них еще писал Джонатан Свифт, чей герой Лемюэль Гулливер однажды совершил путешествие в страну Гуингмию. И он был восхищен, впечатлен и очарован спокойным благородством населяющих ее гуингмов. Там он убедился, насколько лошади человечнее человеков и в личной, и в общественной жизни.

Вернувшись в Великобританию, Гулливер купил двух жеребцов, организовал им райскую жизнь. "Лошади,- пишет он, - достаточно хорошо понимают меня; я разговариваю с ними по крайней мере четыре часа ежедневно".

Лошадь Свифта, с которой можно обсудить те или иные нравственные проблемы, философские аспекты устройства жизни на Земле, в каком-то смысле это покруче лошади, складывающей слова во фразу на иностранном языке.

А в каком-то смысле распятая и воскресшая лошадь Невзорова - тоже уникум. С ней говоришь по-русски, а она отвечает тебе на латыни, да еще в письменном виде.

И Джонатана, и, похоже, Александра достал род человеческий своей жестокостью, аморальностью и безосновательной гордыней. Но среагировали оба мастера культуры по-разному.

Один сочинил сатирическую книгу.

Другой пытается сочинить альтернативную реальность. И начинает свое жизнестроительство, как водится, с научного обоснования. То есть с открытия, что лошадь тоже сапиенс.

Мозг у нее не меньше, чем у каждого из нас. И структурно он такой же. Извилин поменьше. Но на то есть объективные причины.

Вот, если бы на первых ступеньках эволюционной лестницы Природа одарила бы передние конечности лошади не копытами, а кистью, то ноги стали бы руками и неизвестно, кто бы открыл теорию относительности или хотя бы бином Ньютона...

После таких откровений особенно любопытно было освежить в памяти теорию эволюции человека. Тут-то и подоспел научно-популярный британский сериал "У истоков человечества".

Человеческая история

Фильм наглядный и доходчивый. Почти как латиноамериканская мыльная опера.

...Жила-была любопытная обезьяна лет 80 миллионов назад. В пору засухи на дереве стало не хватать съедобной зелени, и она спустилась на землю, где на четвереньках в густых зарослях саваны бродить в поисках пищи было небезопасно. Чтобы иметь возможность увидеть угрозу издали, ей пришлось встать на задние ноги. Сначала было неловко так передвигаться. Но по прошествии пары миллионов лет привыкла, и жизнь ее покатилась дальше.

Авторы нас познакомили с возможной проматерью Люси. Милая обезьяна с поредевшим волосяным покровом. Вокруг нее увиваются прочие энергичные и достаточно суматошные обезьяны, у которых там что-то между ног болтается. Люси вдобавок ко всем тяготам бытия еще и забеременела. Возможно, поэтому не смогла одолеть быстрое течение реки и утонула. Значит, праматерь наша не Люси.

Тем временем некоторые обезьяны стали что-то соображать и изготавливать орудия, которые помогали им добывать пропитание и обороняться от тех, для кого они могли стать сами пропитанием и т.д. То были уже "хомо габелис" - человек умелый, от которого уже было рукой подать до "хомо сапиенса" - человека мыслящего. К тому же чувствующего, предчувствующего и что-то понимающего.

С пониманием того непреложного факта, что жизнь предельна, что есть граница, за которой начинается небытие, явилась потребность в чем-то бессмертном. И мир стал срочно населяться идолами, божками и богами.

Потребность в морали породила глобальные религии.

За пределами сериала осталась сопутствующая истории человеческой цивилизации конкуренция того, что требует веры, с тем, что дает знание. Но не за пределами канала "Культура", который не упустил возможности внести некоторую ясность в это противостояние.

В рамках "Послесловия" образовался "круглый стол", за которым мы увидели ответственных представителей разных конфессий и авторитетных ученых. Вел дискуссию Александр Архангельский, умело сглаживая одни противоречия и обостряя другие. Та и другая стороны к самому сериалу отнеслись сдержанно снисходительно.

Ученые слегка иронически отнеслись к тому, как авторы сериала упростили всю историю цивилизации. А у служителей культа претензии оказались посерьезней. Оно и понятно: теория эволюции от обезьяны к человеку находится в некотором противоречии с учением о божественной природе человека. К дарвинизму религиозные мыслители со временем как-то притерпелись. Но все равно в его столь осязаемом присутствии им было не очень уютно. Дарвинизм в "картинках" выглядел слишком реалистично.

С веками тем не менее верующим ученым, как, впрочем, и современным образованным клерикалам, приходится раздваиваться.

Но, увы, никуда не исчезают сами противоречия, в щелях которых заводятся какие-то странные мутации сектантских верований и наукообразного бреда вроде Лошади Невзорова, распятой, воскресшей и читающей на латыни.

***

Не знаю почему, но Первый канал, имеющий обыкновение располагать на своем официальном сайте выпуски "Закрытого показа", на сей раз этого не сделал. Хотелось бы думать, что по причине запоздалого приступа стыда образованных руководителей телекомпании.