22 апреля в прокат выходит картина Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2"

На премьеру новой картины Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2" (слоган фильма гласит "Великое кино о великой войне") в Кремль тянулись люди разных чинов и сословий.

Здесь можно было встретить чиновников и военных, государственных деятелей и священнослужителей, представителей интеллигенции и детей дошкольного возраста. Были и самые почетные гости - ветераны. Пятитысячный зал Государственного Кремлевского дворца заполнился целиком. Одновременно с Москвой премьера картины шла во всех городах России.

В холлах каждого этажа Кремлевского дворца были расставлены экраны, на которых демонстрировался фильм о фильме - полуторачасовая нарезка, - как это делалось. Оформление премьеры было стилизовано под 40-е годы. На одном из этажей была выстроена аллея, по которой прогуливались парочки - солдаты и девушки, одетые по моде тех лет. Некоторые из них танцевали вальс под хорошо знакомые мелодии военных песен…

Перед началом Никита Михалков обратился к собравшимся:

"Я хочу обратиться к вам, дорогие товарищи. Вы сегодня увидите картину - плод труда огромного коллектива в течение восьми лет. Эту картину мы специально показываем в начале празднования 65-летия Победы, потому что эта часть фильма заканчивается не Победой. Но мы были убеждены, что для того чтобы понять, чего стоила эта Победа, нужно увидеть, через что прошел наш народ.

Толстой говорил, что "бытие только тогда и есть бытие, когда ему грозит небытие". Я совершенно уверен в том, что только на своей территории, где война ведется с внешним врагом, люди понимают, что это такое. Война - это не только люди с оружием, это все, что нас окружает. И недаром до середины 60-х годов самым главным символом и слоганом, как сегодня говорят, нашей жизни была фраза "Только бы не было войны".

Я думаю, что выражу мнение всего нашего братства, которое снимало этот фильм. Нам бы очень хотелось, чтобы люди, выходящие из зала, увидев то, что они увидят, вдохнули воздуха и подумали бы: какое счастье, что я могу просто вдохнуть! И очень нам хочется, чтобы те проблемы, которые нас окружают - мелкие, маленькие, завистливые, суетливые, - которым мы придаем такое значение в нашей жизни, отошли бы в сторону. И мы подумали бы и вспомнили о тех, кто даровал нам возможность вдохнуть этот воздух. Спасибо вам, товарищи ветераны".

Глядя картину, ловишь себя на мысли о том, что любопытно проследить, как сложился творческий путь и какие произошли метаморфозы с Никитой Михалковым как с художником. С того момента, как он обаятельным мальчишкой с открытым взглядом пел песню о Москве, как снимал фильмы об интеллигенции, глядя которые невольно вспоминался Антон Павлович Чехов, - "Раба любви", "Родня", "Пять вечеров", "Неоконченная пьеса для механического пианино"… Как возник масштабный проект "Сибирский цирюльник", где Никита Сергеевич появился в незабываемой роли императора. Как вышла на экраны психологическая эпопея "12" со сценой, когда из глаз Председателя в исполнении Михалкова катится слеза и он произносит роковые слова: "Русский офицер бывшим не бывает"… И вот - крупная премьера в Кремле второй части трилогии "Утомленные солнцем. Предстояние", потом ее поездка на Каннский фестиваль - фильм включен в официальную программу. Третья же часть "Утомленные солнцем. Цитадель" должна выйти в ноябре и пройдет, судя по всему, не менее масштабно.

Первый фильм "Утомленные солнцем", снятый в 1994 году, награжденный Государственной премией РФ и получивший "Оскар" как лучший иностранный фильм и Гран-при 47-го Каннского кинофестиваля, тоже пропитан чеховским духом, и самая жестокая сцена в нем - финальное избиение комдива Котова в машине - одна лишь сцена, по которой можно понять все нечеловеческое, что творилось в то время…

Фильм "Утомленные солнцем-2" весь такой, как эта финальная сцена. Крупным планом, широкими мазками показаны все неприглядные ситуации. Видно, что ставилась задача, чтобы зрители почувствовали все ужасы войны. Всю тяжесть той жизни. И какими на этом фоне незначительными кажутся проблемы сегодняшнего дня.

…Когда картина окончилась, под финальные титры на 30-метровом экране, длительность которых составляет более шести минут (!), на сцену вышло большое количество людей. "Это только часть тех, кто работал над фильмом", - представил Михалков.

После в многочисленных интервью Никита Сергеевич рассказывал, почему перенесли премьеру, которая первоначально планировалась в День Победы - "потому что эта часть фильма не заканчивается Победой. Она о том, через что прошлось пройти в первые месяцы войны", о том, как ему работалось с дочерью Надей ("Она - боец!"), о том, что толчком для создания картины послужил фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана", после которого Михалков услышал, что западная публика всерьез убеждена, будто Вторую мировую выиграли союзники-американцы…

прямая речь

- Правда ли, что на кинофестивале в Каннах будет показана сокращенная двухчасовая версия картины?

- В Каннах будет вот эта - авторская версия. У нас по поводу сокращений была договоренность, что перед выпуском в прокат могут быть сделаны сокращения, которые потом будут согласованы. И я сказал: "Если у вас получится, делайте!". Дело в том, что гениальный монтажер Мичо Заяц, который собирал картину, смотрел вместе с нами, что можно выбросить. Но проблема сложилась та же, что в свое время и с "Сибирским цирюльником". Мы его сокращали, фильм становился короче по метражу, а смотрелся длиннее.

Но вот сейчас, на премьере "Утомленных солнцем-2", люди три часа сидели в зале и не уходили, потому что хотелось смотреть дальше, до конца. Вполне может быть, что я ошибаюсь и на первом сеансе такого не будет. Но мне не хотелось бы в это верить. Хотелось бы, чтобы зрители вошли в картину и смотрели ее.

- Что войдет в сериал? (По мотивам картины планируется создать 15-серийный сериал для показа по телевидению. - Прим. С.А.)

- Для сериала мы снимали отдельные сцены. Сериал для нас - это не смонтированные обрезки, а большой серьезный полноценный продукт. В нем есть новые повороты, новые натурные съемки, новые персонажи, новые коллизии.

- Сколько можно переснимать военное кино?

- Военное замечательное кино не смотрят сегодня. Оно свою службу сослужило. Его повторяют по телевидению. Но для молодежи это вообще "терра инкогнита". Они больше знают про войну в Ираке, Афгане, Чечне. Или смотрят иностранные фильмы…

Я считаю, что любой солдат любой армии не может считаться полноценным, если он не воевал на своей территории. Это не где-то там… Гробы приходят, раненых привозят.  Когда война идет на своей территории, воюет все - воздух, собаки, куры, старики, дети. Я приводил пример психологии войны, убили полицая в деревне зимой, дети его облили водой, салазки сделали и катались до весны. Они забыли, что там человек лежит.
 
Но это - не та жестокость, когда дети сегодня избивают старушку-преподавательницу. Это другая психология. Это привычка к смерти рядом - страшная штука. Атрофируются все ощущения, потому что ты должен выживать. Есть четверостишие: "Ты не плачь, мой товарищ, - не маленький,( ты не ранен, ты просто убит. Дай-ка лучше сниму с тебя валенки.) Мне еще воевать предстоит". Вдумайтесь! Это выглядит цинизмом. Но это - быт войны. Вот если это поймут сегодняшние зрители - будет важно.

…Я не говорю о том, чтобы мы все время думали о войне. Я говорю, что должны притормозить маленько. Не так много хохотать, гламурничать с ощущением того, что это и есть настоящая жизнь. Я никого не осуждаю - каждый жив ет, как он хочет. Но возникает очень важный вопрос: 

Результаты опроса можно посмотреть здесь

дословно

"РГ" обратилась к некоторым актерам из тех, кто работал над фильмом с двумя вопросами:

1. Что для вас работа с Никитой Михалковым?

2. Что для вас война?

Артем Михалков:

1. Первый фильм "Утомленные солнцем" мне нравится. С тех пор отец, как художник, изменился сильно. Мне кажется, вторые "Утомленные солнцем" - более глобальны и масштабны. Написать вторую часть вообще сложно, и отец тяжело к этому шел. Этот фильм создавался 8 лет. И вот сейчас отец находится в том внутреннем запале, что эта картина удалась. Для меня была важна и работа с отцом, и быть на площадке.

Не так много режиссеров, которые снимают так тщательно, у которых есть такая возможность. Тем более, как снимает отец. Он выкладывается на сто процентов, он чувствует артиста, он чувствует площадку. Весь коллектив актерский - люди, которых он собрал, - я считаю, что это замечательные фанаты, которые целиком и полностью отдались этому проекту. Все съемки напоминали реальные события. Мы прожили два месяца в окопах. Такие фильмы надо создавать и надо смотреть.

2. Для меня война - это страшно. Но так как Великая Отечественная - это уже момент нашей истории, то желательно, чтобы и молодежь и все мы помнили о том времени, и о том, кто выиграл войну.

Сергей Маковецкий:

1. Когда мы на съемках шли в атаку на Цитадель, я представил, насколько же было тяжело тем, кто воевал, сколько нужно мужества и сил. Потому что мы только бежали по команде "Мотор", и то шла дрожь по телу. А я представил, каково это было, когда условия были настоящие и нужно было пойти в эту гору. Понял, что еще немножко, и упаду. Хотел бы, чтобы зрители посмотрели на моего героя, поняли его переживания, его боль.

2. От самых близких я, к сожалению, уже не мог ничего узнать о войне. Дедушка умер сразу после войны, а бабушка - до войны. Но сейчас появились интересные, неизвестные ранее материалы, документы. Нужно читать, смотреть.

Даниил Спиваковский:

1. Я счастлив, что Никита Сергеевич предложил мне сниматься. У меня было два съемочных дня - небольшой эпизод. И когда Михалков предложил мне эту роль, то сказал: понимаю, что ты должен играть роли более объемные, но я тебя прошу не отказываться, потому что именно из этих небольших историй я смогу соткать это полотно. И он был прав. Несмотря на то что у меня была крохотная роль, он мне даже прислал специальную экспликацию - личный разбор маленькой эпизодической роли. Не по Интернету прислал, а написанную собственной рукой.

2. Мой дед - Семен Давыдович Спиваковский был фронтовиком. Военным летчиком. Он прошел всю войну. И моя бабушка, его супруга - тоже была рядом с ним еще до войны. Она сейчас жива - дай ей Бог здоровья. На мой взгляд, наша Победа в Великой Отечественной войне - самое главное событие 20-го столетия. Ни полет Гагарина, ни появление Интернета… Победа в войне - это главное событие минувшего века вплоть до сегодняшнего дня.

Артур Смольянинов:

1. Работа с Михалковым для меня - это шаг вперед в карьере. Это - осуществление мечты. На съемках была творческая атмосфера одной идеи: все делали одно дело - друг для друга, друг за друга и для тех, кто это будет смотреть. И для героев этой войны - в первую очередь. Для них, для тех, кто сохранил нам жизнь.

2. Про мою войну - это не разговор на ходу. В моей семье погибли все до войны. Никто не воевал.