И в свои 75 жизнерадостный и бодрый певец дает в Москве первый концерт с начала мирового бума своего "Вокализа", сорокалетней давности песни без слов или, как он с легкой руки интернет-слушателей назван сегодня - "Трололо". Перед концертом звезда советской, а теперь и мировой поп-музыки дал короткое интервью "Российской газете".
Российская газета: Эдуард Анатольевич, приоткройте завесу, что будете петь?
Эдуард Хиль: Размеченной заранее программы у меня не бывает никогда. Перед началом я всегда выхожу на сцену и через щель в занавесе смотрю - кто сегодня в зале, изучаю лица зрителей. И решаю, что здесь вот надо спеть такое, чтобы человек повеселился, а вот здесь можно и "Маленького принца" или "Пору любви". Одним нравится на концерте двигаться, подпевать певцу, другому - погрустить, кто-то приходит услышать что-то новое. Моя жена, с которой мы все время вместе работаем, и сын знают, что порядок песен будет определен только перед самым выступлением. Но и по ходу все может измениться.
РГ: Даже так?
Хиль: Конечно! Вот начинаешь петь и вдруг из зала слышишь - "Не плачь, девчонка"! или "Потолок ледяной"! Я раньше, честно говоря, обижался на эти выкрики, а потом подумал - ну, если человек просит, почему бы и не спеть? Он же пришел, чтобы это услышать. Можно и уважить зрителя.
РГ: А как, по-вашему, характеризует наше время тот факт, что сегодня популярной стала советская песня сорокалетней давности?
Хиль: По-моему, прекрасно характеризует, говорит о хорошем вкусе нынешней публики! Это ведь, прежде всего, хорошая музыка написанная талантливым композитором. На нашей эстраде работали тогда уникальные авторы, такие, как автор "Вокализа" Аркадий Островский, Дунаевский, Петров, Фрадкин, которые писали не только шлягеры, но и музыку для фильмов, спектаклей, оперы, балеты, мюзиклы…Меня, кстати, всегда оскорбляло, когда к такой музыке применяют термин "ретро". Мы же про Моцарта, Чайковского и Бетховена не говорим, что они "ретро", а говорим просто "музыка". Разве Дунаевский может быть ретро? Вот и эта песня "Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой" где-то лежала себе, пока кто-то ее услышал, выложил в Интернет, и, как выяснилось, музыка написанная в СССР сорок лет назад оказалось интересной миллионам.
РГ: С вами на сцену выйдут музыканты группы "Препинаки", с которыми вы с конца 90-х взялись перепевать свои лучшие песни...
Хиль: Тогда у меня с ними не сразу все получилось. Ребят привел мой сын, они играли мои старые вещи, играли очень громко и очень неважно, так, что я поначалу даже не знал, как петь под их аккомпанемент. Но они порепетировали, сделали хорошие аранжировки и я решил рискнуть и спеть-таки с ними один концерт. И это выступление в Театре эстрады оказалось таким успешным, что понравился и людям моего поколения и молодым: после каждой песни зал бурно аплодировал, все подпевали. После этого мы начали ездить и по стране и за границу и на ТВ записывались. Мне очень нравится, что ребята играли очень живо, по-разному, всякий раз это было творчеством, а не шоу бизнесом.
РГ: А вас никогда не задевали их излишне смелые аранжировки ваших классических "Моряк вразвалочку", или "Ходит песенка по кругу"?
Хиль: Совершенно нет, я же сознательно на это пошел. Напротив, мне очень нравится, что какие-то вещи они сделали в стиле "латинос", что-то в джазовом духе, роковом, твистовом. Это придает песням какое-то новое звучание. Мне и тогда было и сейчас интересно, как людям покажутся эти известные блюда, но приготовленные другими поварами. Можно ведь приготовить мясо или рыбу так, что вы и не сможете съесть - а можно и так, что пальчики оближешь. По-моему, у нас получается второе.