Проект назвали "Музыка машин": индустриальные пьесы начала прошлого века для аутентичного звучания решили исполнить не в Пермском академическом оперном театре и не в концертном зале, а на "Мотовилихинских заводах".
- Думаю, следующий концерт мы вполне сможем сыграть в колхозе, - заметила девушка со скрипкой, спускаясь с оркестрового помоста на цеховую площадку.
- Шутите, конечно?
- Вовсе нет! Знаете, когда мы пришли сюда на репетицию, в этот цех - впечатления были: "Ух!" Даже идти сюда было страшновато, не то, что играть! А оказалось - ничего, очень даже интересно. Так что на следующий год точно сыграем на заводе еще раз!
Девушка зачехлила скрипку, оркестр собрал инструменты и отправился догонять отъезжающих зрителей - через 10 минут в огромном кузнечно-прессовом цехе на "Мотовилихинских заводах" от музыкальной акции не осталось ничего, кроме троих охранников и четырех рабочих завода, которые в начале концерта запускали какой-то шумный механизм и желтую кабину крана.
Часовой концерт в заводском цеху состоял из образцов индустриальной музыки начала ХХ века. Вместе с оркестром пермского театра оперы и балета, которым руководил недавно получивший "Золотую маску" главный дирижер Валерий Платонов, играли и двое молодых музыкантов-электронщиков из группы "Reutoff".
- Существует выражение: "Музыка - это все, что звучит", - говорит Валерий Платонов. - Птички за окном поют - музыка, работа сталелитейного цеха - это тоже музыка. В 1920-30 годы бурная индустриализация нашла отражение и в кино, и в живописи, и в музыке. Русский композитор Александр Мосолов написал пьесу под названием "Завод", у Сергея Прокофьева в балете "Стальной скок" есть два номера: "Фабрика" и "Молоты". Француз Артюр Онеггер написал знаменитую пьесу "Пасифик 231" - по названию паровозика, который возил по Европе экспрессы - отражение впечатления от движения стального механизма поезда, его скорости… Эту музыку и играем.
Начинался и заканчивался концерт на заводе знаменитым "Время, вперед!" Георгия Свиридова. Организаторы действа посчитали, что теперь эта индустриальная музыка как нельзя лучше может быть воспринята не в концертном зале, куда собралась бы традиционная филармоническая музыка, а на "натуре", куда интереса ради приехали несколько сотен молодых людей в кедах.
В качестве "натуры" музыканты выбрали один из самых больших и фактурных цехов, кузнечно-прессовый. Производство в нем не непрерывное, поэтому отрепетировать и провести концерт в выходные дни в нем не представляло особых сложностей. Оркестр в полном составе и зрительный "зал", рассчитанный на четыреста слушателей, заняли едва ли пятую часть цехового пространства. Для усиления звука, которому грозило рассеяться в безразмерном цехе и не дойти до публики, поставили большие усилители.
Огромные машины, молоты, запустили на две-три минуты в качестве образца аутентичного звука. Концерт имел неожиданно широкий успех и резонанс. Организаторы пообещали, что в следующем году музыкальная акция на "пленере" состоится вновь.