26.04.2010 23:00
Поделиться

Изменения в акты правительства по организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электроэнергии

Постановление правительства о некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)
Дата подписания: 24.02.2010Опубликован: 26.04.2010

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности).

2. Министерству энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам, Федеральной антимонопольной службой и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом":

а) в 3-месячный срок разработать и утвердить:

порядок определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее - конкурентный отбор мощности), включающий в том числе порядок определения прогнозируемого объема потребления электрической энергии в Единой энергетической системе России в целом и в зонах (группах зон) свободного перетока электрической энергии (мощности);

порядок определения плановых коэффициентов резервирования мощности в зонах (группах зон) свободного перетока электрической энергии (мощности);

порядок учета технических характеристик (параметров) генерирующего оборудования в ходе приема заявок участников конкурентного отбора мощности, а также для определения результатов конкурентного отбора мощности;

б) в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и критериях отбора инвестиционных проектов строительства генерирующих объектов атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), проводимого более чем за 5 лет до планируемого ввода в эксплуатацию таких объектов, в целях заключения договоров купли-продажи (поставки) мощности вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций).

3. Министерству энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой до 1 августа 2010 г. утвердить порядок определения коэффициентов, применяемых в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода при невыполнении (частичном невыполнении) поставщиками требований в части готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии для определения системным оператором объемов мощности, фактически поставленной на оптовый рынок.

4. Министерству энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом":

а) до 1 июля 2012 г. представить в Правительство Российской Федерации доклад об анализе результатов участия атомных станций и гидроэлектростанций на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в 2011 и 2012 годах в части компенсации затрат на обеспечение их безопасной эксплуатации и инвестиционных затрат, необходимых для финансирования строительства (реконструкции, модернизации) генерирующих и других объектов атомной энергетики и гидроэлектростанций;

б) до 1 января 2016 г. представить в Правительство Российской Федерации доклад об анализе условий участия поставщиков электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в части компенсации их постоянных затрат, а также порядок установления предельного размера цены на мощность при конкурентном отборе мощности на 2021 год и последующие годы.

5. Министерству энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по перечню генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности.

6. Федеральной службе по тарифам по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в 3-месячный срок разработать и утвердить:

а) порядок определения размера денежных средств, необходимых для финансирования строительства (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций) и определения соответствующей составляющей цены на мощность, поставляемую в 2011 и 2012 годах на оптовый рынок электрической энергии (мощности) с использованием указанных генерирующих объектов;

б) порядок определения цены на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций);

в) порядок определения цен на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме;

г) порядок определения цены на мощность генерирующих объектов участников оптового рынка электрической энергии (мощности), которые до истечения установленного Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода срока приема заявок для участия в конкурентном отборе мощности на 2011 год не воспользуются правом заключения договоров о предоставлении мощности;

д) порядок определения цены на мощность генерирующих объектов участников оптового рынка электрической энергии (мощности), которые заключили договоры о предоставлении мощности, но не ввели в эксплуатацию хотя бы один из указанных в договоре генерирующих объектов в течение более чем 12 календарных месяцев по окончании срока, установленного в договоре;

е) методические указания по определению размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и гидроэлектростанций.

7. Федеральной службе по тарифам совместно с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации:

а) в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, связанным с доведением тарифов на тепловую энергию до экономически обоснованного уровня, а также с исключением влияния средств на компенсацию затрат на производство тепловой энергии, не полученных поставщиками от продажи тепловой энергии, на цену на электрическую энергию и мощность в период до доведения указанных тарифов до экономически обоснованного уровня;

б) в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке учета денежных средств, полученных генерирующими компаниями оптового рынка электрической энергии (мощности) (за исключением оптовой генерирующей компании, которая создана в результате реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций) в результате первичного размещения ими акций или размещения акций дополнительных выпусков в соответствии с решениями, принятыми органами управления Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", при установлении цены на мощность генерирующих объектов генерирующих компаний оптового рынка электрической энергии (мощности), не заключивших договоры о предоставлении мощности либо не начавших поставку мощности в сроки и в порядке, которые установлены договорами о предоставлении мощности.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)

1. В Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4312; 2006, N 36, ст. 3835; 2008, N2, ст. 84; N27, ст. 3285; 2009, N32, ст. 4040; N47, ст. 5667; N 52, ст. 6575):

1) в пункте 2:

подпункт "д" после слов "электрической энергии" дополнить словами "или мощности";

подпункт "л" изложить в следующей редакции:

"л) "вынужденный режим" - технологические параметры работы электростанций или отдельных генерирующих объектов, обусловленные соблюдением установленных параметров функционирования систем жизнеобеспечения, допустимых режимов работы ЕЭС России, режимов водопользования, иных установленных требований;";

дополнить подпунктами "п" и "р" следующего содержания:

"п) "электростанция (генерирующий объект), поставляющая мощность в вынужденном режиме", - электростанция (генерирующий объект), с использованием которой осуществляется поставка мощности на оптовый рынок в период, на который мощность такого объекта не была отобрана по результатам конкурентного отбора мощности, в случае необходимости поддержания данного объекта в работоспособном состоянии для обеспечения допустимых режимов работы ЕЭС России, систем жизнеобеспечения, режимов водопользования;

р) "мобильные (передвижные) генерирующие объекты" генерирующие объекты, предназначенные для эксплуатации с периодическим перемещением и установкой на территориях различных административно-территориальных единиц Российской Федерации.";

2) в пункте 3:

в подпункте "б" слова "или электрической энергии и мощности" заменить словами "и (или) мощности";

подпункты "в1" и "в2" изложить в следующей редакции:

1) торговля мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам по результатам конкурентного отбора мощности;

в2) торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным:

с покупателями и организациями коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка и предусматривающим условия о сроках начала продажи мощности каждого из указанных в таких договорах генерирующих объектов, а также устанавливающим технические характеристики (параметры) генерирующего оборудования (далее - договоры о предоставлении мощности), - в отношении генерирующих объектов, перечень которых определен Правительством Российской Федерации и наличие которых в ЕЭС России исходя из их месторасположения, технических и иных характеристик необходимо в целях своевременного и полного снабжения электрической энергией потребителей генерирующими компаниями оптового рынка, созданными на основании решений Правительства Российской Федерации путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" (за исключением оптовой генерирующей компании, которая создана в результате реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций);

в отношении генерирующих объектов, строящихся в соответствии с Программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Рос-атом" на долгосрочный период (2009- 2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705, и программой строительства гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), реализуемой оптовой генерирующей компанией, созданной на основании решений Правительства Российской Федерации путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций, и включенных в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, а также вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), определенных по результатам проводимого в установленном Правительством Российской Федерации порядке более чем за 5 лет до планируемого ввода в эксплуатацию таких объектов отбора инвестиционных проектов их строительства (далее - договоры купли-продажи (поставки) мощности новых атомных станций и гидроэлектростанций);";

дополнить подпунктами "в4" и "в5" следующего содержания:

4) торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным поставщиками мощности в отношении мощности генерирующих объектов, вводимых (введенных) в эксплуатацию после 1 января 2008 г. и определенных в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка в случае, когда объем мощности, отобранной по результатам конкурентного отбора мощности в какой-либо зоне свободного перетока (группе зон свободного перетока), не обеспечивает удовлетворения спроса на мощность (далее - договоры купли-продажи (поставки) мощности по итогам дополнительного отбора инвестиционных проектов);

в5) торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, производимой с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме;";

3) в пункте 35:

подпункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) порядок заключения и исполнения договоров, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в том числе договоров с участием организации (организаций) коммерческой инфраструктуры, определенной в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка и оказывающей участникам оптового рынка услуги на основании этого договора;";

подпункт "е" дополнить словами ", договоров, предусмотренных подпунктами "в2"- "в5" пункта 3 настоящих Правил";

подпункт "м" изложить в следующей редакции:

"м) порядок определения обязательств участников оптового рынка по покупке (поставке) мощности, включающий в себя:

порядок проведения аттестации генерирующего оборудования по объему и по техническим параметрам, в том числе порядок проведения тестирования генерирующего оборудования;

порядок определения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок за расчетный период;

процедуру и сроки проведения долгосрочных и корректировочных отборов мощности на конкурентной основе (далее - конкурентные отборы мощности);

порядок взаимодействия организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка и системного оператора в ходе организации и проведения конкурентных отборов мощности;

перечень и содержание информации о проведении конкурентных отборов мощности, а также порядок ее опубликования системным оператором;

порядок представления системному оператору ценовых заявок на продажу мощности и требования к включаемым в заявку сведениям о генерирующем объекте, в том числе перечень технических параметров генерирующих объектов, указываемых в ценовой заявке на продажу мощности, и форму такой ценовой заявки;

порядок расчета формируемых по результатам конкурентных отборов мощности цен на мощность, учета технических параметров генерирующего оборудования и определения отобранных по результатам конкурентных отборов мощности объемов мощности;

процедуру определения и объявления (опубликования) системным оператором результатов конкурентных отборов мощности;

порядок определения (изменения) объема мощности, подлежащего покупке на оптовом рынке по договорам, предусмотренным подпунктами "в2" и "в4" пункта 3 настоящих Правил, в случае изменения субъектного состава оптового рынка;

критерии формирования групп зон свободного перетока;

перечень договоров и соглашений, заключение которых необходимо для участия субъекта оптового рынка в конкурентном отборе мощности, и порядок их заключения;

порядок учета объемов мощности (электрической энергии и мощности), продаваемой по свободным договорам купли-продажи мощности (свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности) для определения обязательств продавцов и покупателей мощности по ее поставке и оплате;

порядок купли-продажи электрической энергии и мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме;

порядок осуществления системным оператором контроля за своевременной и надлежащей реализацией инвестиционных программ строительства генерирующих объектов, с использованием которых осуществляется торговля мощностью на оптовом рынке;

порядок регистрации свободных договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, в том числе заключаемых в ходе биржевых торгов;

требования к порядку заключения свободных договоров купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевых торгов и определения цены в таких договорах, иным условиям организации биржевых торгов, а также к порядку информационного взаимодействия товарной биржи с организацией коммерческой инфраструктуры;";

4) в разделе IV наименование изложить в следующей редакции:

"IV. Основные положения организации обращения генерирующей мощности на оптовом рынке до 1 января 2011 г.";

5) дополнить разделом IV1 следующего содержания:

"IV1. Основные положения организации обращения генерирующей мощности на оптовом рынке с 1 января 2011 г.

451.В целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии на оптовом рынке осуществляется торговля мощностью - особым товаром, продажа которого влечет возникновение у участника оптового рынка обязательства по поддержанию принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, в том числе путем проведения необходимых для этого ремонтов генерирующего оборудования, и возникновение соответствующего указанному обязательству у иных участников оптового рынка права требовать его надлежащего исполнения в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки) мощности.

Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности и передача мощности поставщиком покупателю, а также исполнение покупателем обязательства по приему мощности от поставщика осуществляются в объеме, фактически поставленном данным поставщиком на оптовый рынок, с учетом выполнения поставщиком установленных настоящими Правилами требований к готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии.

Факт поставки мощности поставщиком покупателю и принятия мощности покупателем в течение расчетного периода удостоверяется по итогам продажи мощности за истекший расчетный период на основании полученного от системного оператора подтверждения объема фактически поставленной мощности, рассчитываемого в порядке, определяемом настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Факт поставки мощности поставщиком покупателю и принятия мощности покупателем от поставщика в течение расчетного периода, а также объем поставленной и подлежащей оплате мощности удостоверяется путем составления и подписания уполномоченными представителями поставщика и покупателя по итогам поставки мощности за истекший расчетный период акта приема-передачи мощности на основании полученного от системного оператора подтверждения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок данным поставщиком. Порядок составления указанного акта, а также его форма устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

452. Системный оператор в порядке, определенном настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, проводит аттестацию генерирующего оборудования, в результате которой для генерирующего оборудования устанавливается предельный объем поставки мощности на оптовый рынок.

Предельный объем поставки мощности для генерирующего оборудования, включенного в прогнозный баланс на 2009 год и введенного в эксплуатацию, а также прошедшего аттестацию до 31 декабря 2009 г., определяется до 1 января 2014 г. равным объему установленной мощности этого оборудования, учтенному в прогнозном балансе на декабрь 2009 года, за исключением случаев, когда предельный объем поставки мощности в соответствии с настоящими Правилами был определен по результатам тестирования генерирующего оборудования, выполненного системным оператором в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Для генерирующего оборудования, тестирование которого не осуществлялось 3 и более лет, предельный объем поставки мощности устанавливается с 1 января 2014 г. на каждый календарный год в объеме, равном максимальному за предшествующие 2 календарных года значению объема фактического производства электрической энергии за 1 час. Указанное значение объема фактического производства электрической энергии определяется коммерческим оператором и передается системному оператору не позднее 1 декабря каждого года.

Для вводимого в эксплуатацию после 1 января 2010 г. генерирующего оборудования, а также в случае изменения установленной мощности генерирующего оборудования в результате изменения указанных в паспорте энергетического оборудования установленной мощности и (или) технических характеристик, обеспечивающих выдачу мощности, модернизации, реконструкции, технического перевооружения или вывода из эксплуатации, и (или) изменения аттестованных технических параметров генерирующего оборудования на основании документов, содержащих результаты испытаний и (или) комплексного опробования генерирующего оборудования, и (или) иных документов и сведений, перечень которых устанавливается договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, при невыполнении непрерывно более 6 месяцев участником оптового рынка обязательств, предусмотренных подпунктом "г" пункта 456 и подпунктами "в", "г", "е" - "и" пункта 458 настоящих Правил, а также в случае изменения установленной мощности генерирующего оборудования в результате действия обстоятельств непреодолимой силы предельный объем поставки мощности определяется по результатам тестирования.

Системный оператор при проведении аттестации генерирующего оборудования по объему также осуществляет аттестацию генерирующего оборудования по параметрам, предусмотренным условиями договора, по которому поставщик осуществляет продажу мощности, в порядке, установленном настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В результате аттестации генерирующего оборудования по параметрам системный оператор определяет аттестованные значения параметров генерирующего оборудования и соответствие аттестованных значений параметров параметрам, указанным в договоре. Если при аттестации генерирующего оборудования по техническим параметрам системным оператором не было установлено соответствие одного или нескольких параметров установленным значениям, предельный объем поставки мощности такого генерирующего оборудования устанавливается равным нулю (оборудование признается не аттестованным).

Изменение предельного объема поставки мощности, в том числе вследствие изменения технических параметров генерирующего оборудования, установленного в результате тестирования, учитывается при проведении на оптовом рынке финансовых расчетов за мощность, поставляемую начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором системным оператором было установлено такое изменение, и соответствующие данные были переданы им коммерческому оператору в порядке и в сроки, предусмотренные договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В период перемещения мобильных (передвижных) генерирующих объектов предельный объем поставки мощности таких объектов признается равным нулю. При этом в течение срока, необходимого для перемещения таких объектов, но не более чем на 3 месяца со дня начала перемещения объекта, согласованного системным оператором, в отношении собственников таких объектов не применяются штрафные санкции за непоставку мощности, установленные в соответствии с разделом VII2 настоящих Правил.

Условия и порядок проведения аттестации генерирующего оборудования, установленные в соответствии с настоящими Правилами по состоянию на дату заключения каждого договора, предусмотренного подпунктом "в2" пункта 3 настоящих Правил (за исключением договоров купли-продажи (поставки) мощности новых атомных станций и гидроэлектростанций), применяются в течение всего срока действия договора.

453. Тестирование вводимого после 1 января 2010 г. и прошедшего реконструкцию генерирующего оборудования проводится на основе комплексного опробования, предусмотренного правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, а в отношении иного генерирующего оборудования - по результатам испытаний этого оборудования. Дополнительные испытания также проводятся по согласованной системным оператором программе в случае, если результаты комплексного опробования или ранее проведенных испытаний не позволяют определить значения всех параметров оборудования, учитываемых при определении факта поставки мощности на оптовый рынок. Для проведения тестирования поставщик представляет системному оператору документы, подтверждающие ввод указанного генерирующего оборудования в эксплуатацию, документы, содержащие результаты испытаний и (или) комплексного опробования генерирующего оборудования, а также иные документы и сведения, перечень которых устанавливается порядком ведения реестра субъектов оптового рынка или договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Определение соответствия значений технических параметров генерирующего оборудования, мощность которого подлежит продаже на оптовом рынке, установленным значениям технических параметров осуществляется в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в настоящем пункте.

При невыполнении непрерывно в течение 6 месяцев участником оптового рынка обязательств, предусмотренных подпунктом "г" пункта 456 и подпунктами "в", "г", "е" - "и" пункта 458 настоящих Правил, такой участник оптового рынка обязан провести тестирование соответствующего генерирующего оборудования, по итогам которого системным оператором уточняются значения предельного объема поставки мощности и (или) параметров указанного генерирующего оборудования.

Продолжение читайте в следующем номере

Поделиться
Рассылка свежих документов номера
Подписаться
Новые документы