04.05.2010 23:30
    Поделиться

    Президент Ирана предложил США полностью разоружиться, но о своих ядерных планах ничего не сказал

    Случилось то, чего многие так долго ждали. Госсекретарь США Хиллари Клинтон и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад оказались в одно и то же время в одном и том же месте. Несмотря на то что они всеми силами старались избежать даже встречи взглядами, диалог все же состоялся. Правда, заочный, но с одной и той же трибуны.

    После того как стало известно, что 3 мая в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с трибуны обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия с разницей в несколько часов будут выступать сначала президент Ирана, а затем и госсекретарь США, интерес к остальным участникам этого мероприятия резко упал. Все ждали заявлений только двоих. Но "сладкой парочкой" они не стали. Хотя были в зале и такие, кто до конца верил: прогресс в американо-иранских отношениях возможен уже сейчас.

    То, что в итоге произошло в первый день обзорной конференции, больше напоминало дипломатическую перестрелку или очередной раунд ломания копий, но никак не попытку услышать друг друга. Впрочем, выслушав и того, и другого, можно было прийти к выводу, что более миролюбивой все же оказалась Клинтон. Во всяком случае именно она не стала хлопать дверьми, а дала понять, что США все еще рассчитывают услышать от Тегерана нужные слова для того, чтобы "шестерке" международных посредников можно было вернуться за стол переговоров, забыв о консультациях в Совете Безопасности ООН по поводу введения новых санкций против Ирана.

    Первым на трибуне оказался Ахмадинежад. Он не стал уступать место даме, да и не должен был. Так как оказался единственным президентом, решившим лично поприсутствовать на обзорной конференции. Остальные делегации были представлены уровнем ниже. А, как известно, в ООН первым всегда дают выступить именно главам государств.

    И вот Ахмадинежад взошел на трибуну и огляделся. Он не мог не обратить внимание на то, что в ложе американской делегации Клинтон не было. И все же там сидели ее подчиненные. Иными словами, Вашингтон дал понять, что готов слушать иранские предложения.

    От речи Ахмадинежада ждали сенсаций. Нет, не американцы. Они заранее объявили, что, по их прогнозам, иранский лидер отправился в Нью-Йорк не ради того, чтобы ответить на предложение "шестерки", которое было сделано еще в октябре прошлого года. Речь идет о схеме дообогащения иранского урана для нужд тегеранского реактора сначала в России, а затем и в США. В Вашингтоне считали, что Ахмадинежад едет на конференцию, чтобы "отвлечь внимание". Остальные же участники обзорной конференции были менее категоричными и продолжали верить в чудо. Но его не произошло, а правыми, к сожалению, оказались американцы.

    Ахмадинежад в начале своей речи торжественно объявил, что готов дать ответ на предложение "шестерки": "Хочу ответить на призыв Генерального секретаря ООН о том, чтобы Иран согласился на обмен урана на ядерное топливо и что мяч на нашей стороне. Иран всегда был готов на это, и я хочу еще раз объявить, что для Ирана это является приемлемым". Но до конкретики он так и не дошел. Вместо этого Ахмадинежад решил порассуждать о далеком будущем и предложил остальным участникам конференции приступить к полному уничтожению ядерного оружия. Остальные его предложения были не менее утопичными.

    Впрочем, из будущего он достаточно резко вернулся в настоящее и перешел в словесную атаку на Вашингтон. "США в последние десятилетия неоднократно начинали войны против тех, кто когда-то был их союзниками... Разведывательные службы США и сионистский режим оказывают поддержку крупным террористическим сетям", - перестал держать себя в руках иранский лидер. Услышав это, делегации США, Великобритании и Франции дружно встали и покинули зал. Видимо, как раз этого и ждали в иранской делегации, а официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст уже спешил к журналистам, чтобы призвать представителей Запада задуматься над "демократичностью такого поведения".

    В своей ответной речи Клинтон была подчеркнуто хладнокровной. Она всеми силами давала понять, что на провокацию Ахмадинежада не поддастся. И это у нее получилось. Но затем, собрав пресс-конференцию, она все же ответила на критику со стороны Ирана. Обвинения иранского лидера Клинтон назвала "дикими", а вот по поводу ответа Ахмадинежада на предложение "шестерки" говорила куда менее агрессивно. Видимо, понимала, что ее слова будут внимательно проанализированы не только в Тегеране, но и в Москве, а также в Пекине.

    "Мы не видим до сих пор никаких признаков того, что Иран действительно намерен принять октябрьское предложение МАГАТЭ или какой-либо вариант этого предложения, который бы служил достижению цели создания доверия... Я могу вам сказать, что он (Ахмадинежад. - "РГ") знает адрес МАГАТЭ. И он знает, чего от него ждут. Он может дать ответ в любое время. И мы все еще приветствовали бы хороший, честный, легитимный и настоящий ответ. Но мы, как вы знаете, ждем", - спокойно объяснила позицию Вашингтона Клинтон. Ждут не только США, но и остальные участники "шестерки". Но ведь совсем скоро могут и перестать ждать. И тогда появится новая резолюция Совета Безопасности ООН. Стоит ли до этого доводить?

    Поделиться