Около 550 тысяч москвичей приняли участие в акции "Ночь в музее"

Столько народу высыпает на московские улицы разве что в новогоднюю ночь... Теперь к ней добавилась майская "Ночь в музее". Чуть не во все 140 музеев и выставочных залов, из которых 80 были городскими, куда вход был бесплатным, стояли очереди.

В акции, проходившей четвертый раз, как сообщил "РГ" Антон Горянов, начальник отдела музейно-выставочной работы департамента культуры, приняли участие около 550 тысяч человек, что на 10 процентов больше, чем год назад. И главное, по его мнению, публика была действительно "музейной" - в отличие от прошлого года, когда акция совпала с Евровидением и поклонники эстрады решили добрать впечатлений на выставках.

Корреспонденты "РГ" тоже не дремали этой ночью, отправившись по разным адресам.

Музей-заповедник "Царицыно". Сюда москвичи шли толпами, подъезжали автобусы из Тулы, Коврова, Королева... В одном из залов Большого дворца у экспозиции "Прощай, великая руина!" возник спор. Экскурсовод Татьяна рассказывала, что было в "Царицыно" до реставрации: в Хлебном доме - коммунальные квартиры, Кавалерский корпус использовался под дачи, а Большой дворец стоял в руинах... "Значит, это новодел?" - разочарованно спрашивает молодой человек. - "Тут проведена серьезная реставрация с элементами реконструкции, - объясняет экскурсовод. Все кирпичи с клеймами Баженова использованы при работах". "А правда ли, что в "Царицыно" зашифровано много масонских знаков?" "Это глупый миф, - отвечает экскурсовод. - Тут много символики, но она - славянская".

Оказалось, любознательный Александр Крячко - кандидат наук из Воронежа, специально приехал в Москву на "Ночь в музее".

Музей А.С. Пушкина. Молодые люди в очереди хвастают, кто сколько музеев успел обойти. Студент МГСУ Игорь Заславский (так назвался) - уже пятый. И на этом не собирается ставить точку. Хотя на часах полпервого ночи.

"Ночь в музее" на станции метро Кропоткинская.Смотреть фоторепортаж Олеси Курпяевой

Многие посетители стремятся сфотографироваться у верстового полосатого столба с дорожными колокольчиками. На каждую вспышку женщины-смотрители вздрагивают: это запрещено. Музей к этой ночи подготовил новую экспозицию - из коллекции, подаренной потомком известной династии тверских учителей. Тут гусиное перо Пушкина, которое хранилось у Анны Керн, его детская холщовая рубашка, дорожный подсвечник, игральные кости...

ЦДХ. Выставка, устроенная Государственной Третьяковской галереей на Крымском Валу, вызвала противоречивые чувства: интересно, но жутковато. Называлась она, впрочем, безобидно: "Санаторий искусств". На трех этажах здания разместились отделения: "стационарное", "ортопедии" и "эстетической травматологии". Сопровождающая странноватая музыка брала в прямом смысле "за живое". Как гласила афиша, исполнялся иронический арт-рок на акустической дрели и магнитных полях.

- Выставка - это погружение искусства в санаторные условия, - рассказывает куратор выставки Кирилл Алексеев. - Художников многие считают больными и думают, что, отправив их на медицинскую койку, можно вылечить. Вот группа авторов и создала "фобии художников". Скажу прямо: выставка имеет огромный успех. Через два часа после открытия нас посетили уже 5,5 тысячи человек.

Маршрут N1. Новинкой стали пешеходные маршруты так называемой шаговой доступности. Таких в программе "Ночи в музее" заявлено шесть. Мы выбрали один из них - от ст.м. "Кропоткинская" до "Третьяковской". Задумка с маршрутами интересна, но как о ней могли узнать москвичи, осталось загадкой. Никаких обещанных волонтеров с опознавательными нашивками, которые должны были направлять пешеходов, мы не увидели. И объявлений - тоже. Поэтому пришлось ориентироваться самостоятельно. Расположены на маршруте Музей Рериха, галерея Ильи Глазунова, Третьяковка, Дом-музей А.Н. Островского... Обежав первые два, надо было бежать в Третьяковку, куда по программе пускали только до 22.30. Простояв в очереди с полчаса, наконец, вошли в главную картинную галерею страны. Времени походить по залам уже не оставалось. А в Дом-музей Островского на Малой Ордынке и вовсе не попали: в 23.00 туда уже не пускали.

Накануне в "РГ" был опубликован специальный телефон "ночного дежурного" по музейной акции, куда можно было пожаловаться на организацию или поделиться впечатлениями. Кто позвонил? Несколько человек пожаловались на автобусное сообщение между музеями - в этом году было обещано три специальных автобусных маршрута. "Мы простояли 50 минут возле усадьбы "Царицыно" - ни один автобус не подошел, хотя интервал движения должен был быть 15-20 минут", - возмущался Аркадий Михайлович (фамилию не назвал). Долго пришлось ждать автобус и тем, кто катался по музеям Садового кольца. Одна молодая дама пригрозила, что потребует с организаторов деньги за четыре транспортных билета.

Немало жалоб прозвучало от желающих попасть на выставку Пикассо в ГМИИ имени А.С. Пушкина. К закрытому музею выстроилась целая очередь. Но именно по причине экспонирования произведений Пикассо музей в акции участия не принимал.

У двух москвичей были претензии к Музею Цветаевой: сюда перестали пускать посетителей в половине первого ночи, хотя акция была объявлена до 2 часов, объясняя это тем, что "идет кино, и это завершение выставки". Впрочем, раньше закрыли двери и Музей Тургенева, и Музей Востока.

И, конечно, многие сетовали на очереди. Но минус ли это для музеев? А вот то, что метро в эту ночь работало как обычно и горожане добирались домой кто как мог, обидно.

Метрополитен участвовал в музейной акции по-другому. По случаю своего 75-летнего юбилея он презентовал ретропоезд образца 1934 года - с мягкой обивкой салона, лампами и бра, старинной отделкой интерьера. Как сообщил директор Музея метро Константин Черкасский, поезд будет ходить по Сокольнической ветке. Свою "Ночь" метро завершило грандиозным концертом на станции метро "Кропоткинская". Здесь до четырех часов утра играл камерный струнный "Kremlin- оркестр" под управлением Михаила Рахлевского. Прозвучали Шостакович, Рахманинов и, конечно, негласный гимн столичной подземки - утесовская "Песня старого извозчика". Подпевал весь зал.