Краеведы обнаружили мемуары княгини Ржевской, подтверждающие, что знаменитый поручик был реальным дворянином Тульской губернии

Сегодня в тульской областной научной библиотеке презентовали мемуары княгини Надежды Петровны Ржевской. Рукопись, хранящаяся в музее города Венев, дает основания полагать, что лихой гусар поручик Ржевский, чьи подвиги описаны во множестве анекдотов, - выходец из дворян Тульской губернии.

За право считаться родиной знаменитого поручика спорят, конечно, Ржев, и еще Нижний Новгород, и многие другие регионы - "чуть ли не в каждой губернии есть свой ржев", а теперь к ним присоединилась и Тульская область. Но у тульских краеведов появились серьезные доказательства: веневская помещица из села Мильшина оставила воспоминания о своей жизни, окружении, быте и нравах XIX века, часть которых посвящена похождениям ее дяди Сергея Семеновича Ржевского. Эти похождения, попавшие в газеты того времени, свидетельствуют в пользу версии туляков.

Как рассказал заместитель директора по науке музея "Тульский некрополь" Роман Клянин, пакет, набитый листами с рукописным текстом, принесли ему в 1988 году, когда он организовывал краеведческий музей в Веневе. Это оказались подлинные мемуары княгини Ржевской. Когда он их расшифровал и перепечатал, получилось 96 печатных листов. Ему не раз предлагали издать часть из них, касающуюся непосредственно Сергея Ржевского, но Клянин считает, что рукопись ценна не только описанием похождений известного поручика, в ней много подлинных свиетельств о жизни помещиков Тульской, Рязанской, Московской областей.

Наконец, в этом году с помощью клуба краеведов "Веневский уезд" удалось издать эти мемуары полностью. Книга, изданная тиражом 1000 экземпляров, называется "Надежда Петровна Ржевская. Личные воспоминания и все слышанное". Кстати, княгиня и сама была остра на язык. Чего стоит, к примеру, такая ее фраза: "Министр просвещения, слава Богу, умер - сколько можно мучить детей".

Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:

"Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой. В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: "Не открывайте печку, в ней угар". В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в нее посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семенович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели".