Как получилось, что Израиль по уровню развития высоких технологий, именуемых по-английски hightech, занимает второе место в мире после США? И надо ли создавать для этого подобие американской Силиконовой долины?
Известный специалист в области нанотехнологий, директор Израильского исследовательского центра Polimate профессор Олег Фиговский называет три составляющие, которые необходимы для создания подобной научно-технологической структуры. А именно: ученые, инженеры и топ-менеджеры. "Прибыль дает только инженерия, - развивает он свою мысль, - поэтому без маркетинга по технологиям сегодня не обойтись".
Мой собеседник знает, о чем говорит: плюс ко всему он еще директор по науке и развитию американской компании Nanotech Industries, расположенной, кстати, в Силиконовой долине в Калифорнии. Ее феномена никогда бы не случилось без высококлассной научной базы, которую обеспечивают Стэндфордский и Калифорнийский университеты. Израильские университеты вполне сравнимы с американскими. Подготовка специалистов в еврейском государстве осуществляется в семи университетах и в Институте науки имени Хаима Вейцмана в Реховоте, который совмещает функции университета (для продолжающих обучение после получения первой ученой степени) и Академии наук.
Из каждой тысячи израильских студентов 135 обучаются по инженерным специальностям (для сравнения: в США только восемь). "Технион" (Политехнический университет) в Хайфе и Ивритский университет в Иерусалиме входят в число самых престижных вузов мира. На научные исследования еврейское государство тратит пять процентов валового национального продукта - это мировой рекорд по затратам на науку (американцы тратят меньше - только три процента). Израиль занимает первое место в мире и по количеству ученых на 10 тысяч населения - 145. Для сравнения: в США - 85, в Японии - 70, в Германии - 60.
В Израиле своя "Силиконовая долина", если можно так выразиться, протянулась от хайфского "Техниона" до Университета имени Давида Бен-Гуриона в Беэр-Шеве. И в этом смысле можно сказать, что весь Израиль - это одна Силиконовая долина. Но особую роль "Техниона" трудно переоценить. Ведь три четверти здешних инженеров - выпускники этого вуза, а среди двух тысяч управляющих израильских компаний "технионцы" составляют 80 процентов.
Высокотехнологический бизнес характеризуется атакующими тенденциями. Его основная составляющая, несомненно, - интеллектуальная. Но законы рынка, конкуренция действуют на него таким образом, что этот вид бизнеса постоянно требует модернизации, революционных решений и нередко полной замены технологии и оборудования. Поэтому Фиговский не случайно подчеркивает, что чаще всего главной движущей силой инновационного проекта становится не изобретатель, а топ-менеджер. В Израиле ученый во главе фирмы - большая редкость.
Зато именно государство принимает на себя основные финансовые риски на начальной стадии высокотехнологичных проектов. При этом само ни во что не вмешивается. Чиновники лишь обладают правом проверить целевое использование выделенных средств. И все! Других функций по отношению к "технологическим инкубаторам" у израильских правительственных структур нет. Случаются, конечно, и провальные проекты. Тогда долг просто списывается. Еврейское государство намеренно идет на такой риск, ибо опыт доказал, что выжившие стартапы с лихвой покрывают все убытки.
В научных кругах Израиля уже наслышаны о российском инновационном проекте в Сколково. Профессор Фиговский в связи с этим предлагает создать израильско-российский технический университет с базовым факультетом "Руководство инновационным бизнесом".
Представляя высочайший уровень израильского сектора высоких технологий, нельзя пройти мимо того факта, что путь от аграрно-индустриального государства до страны с развитой высокоточной индустрией Израиль прошел менее чем за сорок лет. Если в 1960 году почти 70 процентов израильского экспорта составляли апельсины, то уже в 1997 году две трети - высокотехнологичная продукция. В 1998 году Израиль привлек венчурного капитала на 670 миллионов долларов - втрое больше, чем в 1992 году. В 2008 году 65 израильских венчурных фондов привлекли 2,08 миллиарда долларов. В США, где население в 50 раз больше, приток венчурного капитала в 2008 году составил 23 миллиарда долларов. Выводы легко сделать любому.
Технологическая революция, начавшаяся в Израиле на рубеже 90-х годов прошлого века, совпала и с мировым бумом информационных технологий, и с приватизацией здесь государственного сектора экономики, и с огромным опытом создания и освоения военных технологий. Особое значение имел переезд в страну Обетованную миллиона репатриантов с территории СССР/СНГ. В Израиле никто не сомневается, что именно "русские" ученые и инженеры внесли значительный вклад в становление израильского хай-тека.
Профессор Фиговский высказал убеждение, что уровень вузовского преподавания напрямую связан с возможностями восприятия и выдвижения новаций студенческим и аспирантским сообществами. Иными словами, никакая "Силиконовая долина" не станет долгосрочным проектом и предприятием, если государство и общество не будут уделять внимание одаренным детям. В беседе со мной Олег Львович привел пример своих детей. Его сын Борис окончил хайфскую школу имени Лео Бека для одаренных детей, а высшее образование получил в "Технионе". Что же касается дочери Елены, то ситуация, происшедшая с ней, весьма характерна для эпохи советского застоя. Школьнице, блестяще учившейся в московской школе, победительнице и призеру математических олимпиад, отказали в приеме в спецшколу при Московском физико-техническом институте. Зато в Израиле Елена не только получила высшее образование, защитила диссертацию, но и выучила наряду с ивритом еще четыре языка.
Несмотря на зримые успехи израильского хай-тека, здесь и не думают останавливаться на достигнутом. Доктор Шай Яркони, эксперт в области биотехнологии, считает, что необходимо усилить инвестиции в инфраструктуру, напрямую связанную с человеческим потенциалом. Яркони - глава расположенной в Раанане биотехнологической фирмы, основал биотехнологический форум, на который регулярно собираются исполнительные директора компаний. Опыта ему не занимать. Он - ветеран нескольких биотехнологических стартапов, разработчик ряда новейших белков, в том числе одного, используемого для лечения аллергии.
Доктор Яркони считает, что необходимо создать "интеллектуальный костяк", из которого и следует выбирать как технологических лидеров, так и управленцев, способных вести высокотехнологичный корабль.
Между тем
Наш разговор с Олегом Фиговским состоялся за несколько часов до его вылета в Россию. Он направлялся в Рыбинскую государственную авиационную технологическую академию имени П.А. Соловьева, где должен занять должность иностранного профессора-консультанта. Следует заметить, что РГАТА по заказу "Роснано" разрабатывает специальную программу опережающей профессиональной переподготовки, ориентированной на инвестиционные проекты.