Обсудив накануне политико-экономические тонкости отношений с Украиной, президент Дмитрий Медведев занялся налаживанием контактов в гуманитарной сфере и среди бизнесменов двух стран.
Утром российский лидер приехал в Киевский национальный университет, чтобы пообщаться со студентами. Здесь глава государства попал в знакомую ему стихию - в окружение будущих юристов-международников, которые по большей части и задавали президенту вопросы.
Первый из них - про то, что потеряли Россия и Украина за время, когда отношения стран были заморожены. "Почти все, - не задумываясь ответил Дмитрий Медведев. - Все, что было нажито непосильным трудом. Прежде всего была утрачена динамика". Это сказалось на всех, без исключения, связях, но главным сегодня является необходимость восстановления экономического сотрудничества. "Экономика, экономика и еще раз экономика", - заявил основной приоритет российско-украинских отношений российский лидер.
Экономические связи имеют значение еще и потому, что только за счет кооперации можно быстрее вывести страны из мирового кризиса. "Надо без истерики просто стараться выходить из этого кризиса, прибегая к взаимопомощи и услугам международных финансовых институтов", - уверен Дмитрий Медведев.
Ряд проектов Москва и Киев могут осуществлять в газовой отрасли и, подчеркнул глава государства, консультации в этом направлении ведутся. "Мы вышли на неплохие договоренности, - констатировал президент, памятуя и о харьковских соглашениях. - Но это не значит, что у нас нечего совершенствовать. Мир меняется, появляется необходимость в новых газотранспортных сетях, появляются новые источники энергии".
Возможные опасения в Украине, что Москва может в диалоге по газу насаживать свою волю, российский президент считает беспочвенными. "У России нет никакого желания какие-то схемы навязывать Украине, - постарался заверить Медведев. - Если мы будем так поступать, все будут довольны".
Как известно, харьковские договоренности по газу напрямую оказались связаны с будущим Черноморского флота в Севастополе. 40 млрд долларов, которые Москва фактически дарит Киеву, стали платой за то, чтобы Черноморский флот остался в Севастополе как минимум до 2042 года. "Для России, конечно, очень важно, чтобы эта база сохранялась, потому что это элемент системы безопасности, - объяснил президент России. - Мы давно этой базой пользуемся, она никому не мешает и поддерживает статус-кво". Платить за базу Россия будет и в будущем, хотя Дмитрий Медведев и оговорился, что обычно такие базы стоят гораздо меньше. "Но мы исходим из того, что это не просто какой-то обмен, а элемент европейской безопасности", - подчеркнул он.
И, конечно, у России нет даже мыслей, чтобы использовать Черноморский флот против третьих стран, хотя такая возможность существует. В частности, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) ее члены обязались помогать друг другу в случае нападения на одного из членов со стороны третьих стран.
Но ОДКБ ни в коем случае не создавалась в противовес НАТО, заявил Медведев. "ОДКБ - это не Варшавский договор, - подчеркнул он. - Нам не нужно противостояние между НАТО и другим военным блоком. ОДКБ - это региональный блок, рассчитанный на безопасность его участников", одним из которых в будущем вполне могла бы стать и Украина. Единственное принципиальное условие - граждане Украины должны сами решить, нужно ли им это.
Интересовались у российского лидера и его взглядом на борьбу с терроризмом. "Единственный способ радикального противостояния терроризму - это наша консолидированная позиция, позиция, основанная на неприятии любых форм террористической активности", - считает Медведев. Плюс к этому каждое государство должно решать собственные внутренние проблемы. В России такой остается ситуация на Северном Кавказе. "Нужно уничтожать тех, кто поднимает руку на обычных людей, а с другой стороны - стараться общаться и выводить из леса тех, кто готов к мирной жизни", - сказал глава государства.
Студентов-юристов интересовало мнение президента относительно развития судебной системы, где в России, по признанию российского лидера, накопилось немало проблем: не так хорошо обстоит дело с уважением к суду, не всегда воспринимаются его решения, не избавлена судебная система от административного давления. "Нужно найти грань между уважительным отношением к правосудию, поддержанием авторитета судьи, а с другой стороны - подать сигнал, чтобы судьи руководствовались только законом при принятии решений", - считает Медведев.
В стенах университета вопросы про образование звучали несколько органичнее. Один из них касался усовершенствования системы поступления в высшие учебные заведения. За украинскую Дмитрий Медведев отвечать не стал, а российскую идеальной называть не стал. Но и от критики воздержался. "Мы должны быть разумными консерваторами, но все равно двигаться вперед, - считает президент. - Та система экзаменов, которая была, она была не вполне справедлива. Экзамены превращались в своеобразную лотерею, перемешанную с элементами блата и коррупции, а система Единого госэкзамена, используемая в России, в целом не так и плоха".
Закончив общение с молодежью, президент России вместе с украинским коллегой отправился на встречу с бизнесменами двух стран, на которых сегодня, когда отношения Москвы и Киева резко пошли в гору, делается особая ставка.
"У нас, конечно, есть проблемы в других сферах, накопившиеся за последние годы, - заявил Дмитрий Медведев, - но экономика, во-первых, важнее, и во-вторых, здесь проблемы наиболее опасны". После долгих лет экономического застоя теперь нужно сделать все, чтобы снова не скатиться к подобной ситуации. Наоборот, указал российский лидер, в максимально короткий промежуток времени нужно выйти на принципиально новый уровень сотрудничества. Тот уровень, что позволит реализовать новую торгово-экономическую цель России и Украины - довести товарооборот до 100 млрд долларов.
Что для этого нужно сделать? "Расчистить завалы прошлого, - уверен Дмитрий Медведев. - Нам еще предстоит многое сделать для улучшения инвестиционного климата как у себя в России, так и в Украине. Главное - это сведение к минимуму рисков для инвесторов".
Не обошлось и без обсуждения газовой проблематики. По словам Медведева, "Газпром" и "Нафтогаз Украины" продолжат обсуждать интеграционные вопросы в газовой сфере, но решение о строительстве "Южного потока" уже принято и будет реализовано. Впрочем, президент считает, что это не закрывает обсуждения альтернативных проектов. Медведев не исключает и возможности транзита полученного Украиной газа из стран Центральной Азии через российскую территорию, однако указывает на необходимость договоренности всех заинтересованных сторон. "Эта тема никогда не исключается, но она не бывает двусторонней. Она всегда носит трехсторонний характер и в конечном счете упирается в наши договоренности с узбеками или с другими коллегами, с туркменами, например", - сказал Медведев. Вопрос транзита газа, получаемого Украиной в счет оплаты за проекты, реализуемые украинскими компаниями в Средней Азии, поднял на форуме глава украинского минтопэнерго Юрий Бойко. "Нам действительно хотелось бы получить поддержку российских партнеров по транзиту объемов газа в счет расчета за эти работы (реализуемые проекты) через территорию и России, и Средней Азии", - сказал министр. "Я уверен, что подобное сотрудничество, в котором задействованы не только мы, не только наши строители и наши машиностроители, и российские компании, будет взаимовыгодно и даст дополнительный импульс нашим экономическим успехам", - резюмировал министр.
Поддержал Дмитрий Медведев и новый российский проект - создание в Москве Международного финансового центра. И даже предложил Киеву назначить специального уполномоченного по этому вопросу. "Я хотел бы горячо поддержать то, что было сказано банкирами в части присоединения украинских партнеров к работе по созданию Международного финансового центра в Москве", - сказал Медведев. И добавил, что Россия заинтересована в том, чтобы в создании Международного финансового центра в Москве принимало участие большинство соседей и деловых партнеров.