Сейчас идет отбор вузов, российских и зарубежных, которые могли бы принять участие в проекте российской Силиконовой долины - "долины Сколково". В частности, предполагается открытие там представительства Массачусетского технологического института (MIT), которое будет создано на базе альянса с МГТУ имени Н.Э. Баумана.
По словам руководителя проекта "Сколково" Виктора Вексельберга, базовое соглашение с MIT может быть подписано уже к Петербургскому международному экономическому форуму, который состоится в конце июня. Только что знаменитую "Бауманку" посетила большая делегация MIT. О подробностях "РГ" рассказывает ректор ведущего инженерного вуза России Анатолий Александров.
Российская газета: Анатолий Александрович, я так понимаю, встреча была посвящена именно Сколково?
Анатолий Александров: Разумеется. Российская сторона пригласила MIT участвовать в этом мегапроекте. Стоит задача создать там технологический университет на тысячу студентов. Это будут в основном магистры и аспиранты.
РГ: То есть это высшая квалификация инженеров-исследователей и управленцев?
Александров: Именно. Для этого университета мы разработаем совместные образовательные программы. Будем готовить студентов и у себя, и в MIT. И, естественно, стажировать их и в России, и за океаном. Что касается самой работы по организации научных исследований, то она должна быть нацелена на конечный коммерческий результат - на внедрение разработок в производство.
РГ: То есть на то, что сегодня у нас не очень получается?
Александров: Да. У нас много замечательных результатов научных исследований, но довести их "до ума", коммерциализировать, не всегда умеем. Американцы согласились делиться опытом и работать вместе с нами.
РГ: Сколько дней они провели в Москве?
Александров: Четыре. У них было много встреч: с представителями бизнеса, администрации президента, правительства. Мы, в свою очередь, познакомили коллег с вузом, показали свой музей. Ведь у наших учебных заведений очень похожая история: MIT и "Бауманка" примерно в одно время стали инженерными вузами. Принципы и подходы к образованию тоже похожи.
РГ: Я знаю, в вашем музее хранится уникальное письмо одного из первых президентов Массачусетского технологического института.
Александров: Совершенно верно. Оно датировано 1873 годом. Возглавлявший в это время MIT президент Дж. Рункль написал руководившему Императорским училищем директору В.К. Делла-Восу о том, что они принимают русский метод обучения и считают, что в Америке техническое образование по другим принципам строиться не может. Мы гордимся этим письмом. Бережно храним. А его копию подарили нынешнему ректору MIT Рафаэлю Райфу.
Потом была встреча с ведущими российскими академиками.
РГ: Это тоже на вашей "площадке"?
Александров: Да. Были академики РАН Владимир Фортов, Юрий Гуляев, Владислав Пустовойт, Николай Алешин, Игорь Федоров... Они занимаются конкретными инженерными разработками с очень близкой перспективой реализации. У каждого - своя авторитетнейшая научная школа. Их имена хорошо известны в мире.
Это был очень серьезный момент встречи. Потому что для американцев важно знать - куда и, главное, к кому они идут. Важно прийти не в пустоту, а "на конкретных людей", важно знать, с кем они здесь могут работать и кому доверять. Мы обменялись своим видением научных направлений и перспектив развития. Встреча получилась динамичная и яркая. Представители MIT приняли наши предложения.
РГ: Конкретно, какие?
Александров: К примеру, разработки в области биомедицинской инженерии. Кстати, такой факультет, если брать российские вузы, есть только в "Бауманке". Это очень наукоемкая область. И, в то же время, в ней очень короткий путь от разработки изделия до внедрения его в производство.
Или возьмем разработку плазменных фотонов: за достижениями в этой сфере внимательно следят во всем мире. То же самое относится к созданию информационно-измерительных комплексов, прогрессивных технологий производства авиационных материалов, всему, что связано со сваркой и ультразвуковым контролем сварных изделий...
РГ: В учебно-экспериментальном центре "Бауманки" есть и уникальный радиотелескоп...
Александров: Да. Таких в мире всего четыре. Причем в Европе - два, и один из них - наш. Он позволяет в диапазоне миллиметровых волн изучать астрономические явления на Солнце и предсказывать многие физические процессы на Земле. Американцы очень заинтересовались: у них такого радиотелескопа нет.
Словом, по многим направлениям есть любопытнейшие наработки. С учетом того, что Сколково будет построено года через три-четыре, мы предложили свою площадку, чтобы начать сотрудничество прямо с завтрашнего дня.
РГ: А что за проект вы начинаете совместно с Федеральным агентством по делам молодежи?
Александров: Он называется "Твоя путевка в Сколково". Но это пока лишь первые шаги. Вообще интерес к мегапроекту иннограда огромный. И он очень конкретный. Сейчас, скажем, уже идет речь о создании филиала Сколково на Урале. Пока это рабочая идея, однако она существует.