В Москве на 79-м году жизни умер известный драматург и режиссер Михаил Шатров. Его пьесы "Синие кони на красной траве" ("Революционный этюд"), "Шестое июля", "Брестский мир", "Большевики", "Так победим!", которые шли на сценах МХАТа, "Современника", "Ленкома", театра имени Ермоловой, стали эпохой в жизни театра и общества.
В его произведениях история революции не укладывалась в прокрустово ложе официальной историографии. Она оказывалась живой и актуальной. Но именно поэтому его пьесы, возвращавшие зрителя к больным вопросам двух революций 1917 года, меньше всего были "историческими" пьесами. Несмотря на то что их персонажами становились реальные лидеры большевиков: Ленин, Троцкий, Сталин, Свердлов, несмотря на то что драматург поднимал и использовал в работе огромные пласты архивного материала, его пьесы говорили со зрителем о злободневной советской современности и с позиций того времени. Фактически Шатров создавал не пьесы на темы истории, он создавал политический театр.
С этой точки зрения заслуга его отнюдь не в том, что он противопоставил образ революционера Ленина тирану Сталину. Хотя Шатров был одним из самых известных создателей советской "ленинианы". Кроме театральных пьес он написал также сценарий четырехсерийного телевизионного фильма "Штрихи к портрету В.И. Ленина", который смог быть показан только в 1988 г., уже в перестроечные времена. Гораздо существеннее, что он противопоставил образ революции, мятущейся, жаждущей справедливости и правды, современной ему эпохе застоя, которая не искала ни истины, ни справедливости. Ему удалось заставить себя услышать не только интеллигенцию, разделявшую его взгляды, но и власть. Рассказывают, что во МХАТ на постановку "Так победим!" пришел весь состав Политбюро ЦК КПСС во главе с генсеком Леонидом Брежневым.
Причина не только в том, что Шатров писал пьесы, которые нельзя было проигнорировать. В эпоху, когда не существовало площадок для политических дискуссий, театр оказался единственной сценой (и в прямом, и в переносном смысле) для публичного оппозиционного высказывания. Пьесы Шатрова сыграли в этом превращении ключевую роль. Они стали катализатором общественной дискуссии. В этом смысле они способствовали и самопознанию общества, и его активности. Он учил своих читателей и зрителей думать и быть свободными, мыслящими людьми. Заслуга, которой мало кто из нынешних литераторов может похвастаться.