Совсем недавно по инициативе депутатов Госдумы в российском высшем законодательном органе прошел День здорового сердца, то есть комплексное медицинское обследование народных избранников. С этой темы началась беседа корреспондента "Российской газеты" с первым зампредом Комитета Государственной Думы по охране здоровья, академиком Николаем Герасименко.
Российская газета: Как вы прокомментируете итоги Дня здоровья на Охотном Ряду?
Николай Герасименко: Прежде всего отмечу, что по состоянию здоровья депутаты ни чем не отличаются от народа. Более 50 процентов имеют повышенный холестерин, почти 50 процентов - повышенное артериальное давление. Так что в среднем по статистике у них такое же здоровье, как и у населения России: высочайший уровень холестерина и высокий процент гипертонической болезни. Это связано зачастую со стрессами и многими другими факторами...
РГ: Такими, например, как табакокурение и употребление алкоголя.
Герасименко: Среди депутатов курят 28%, это в 2 раза меньше, чем в среднем по стране. Научно доказано, между прочим, что чем у человека выше образование, чем он умнее, тем он меньше курит. Но в целом мы по-прежнему в плане здорового образа жизни находимся на обочине от мировой столбовой дороги. У нас цены на табак и алкоголь самые низкие в мире. Депутаты трижды вносили предложения, чтобы рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по табаку ратифицировали в России. В итоге, мы 154-я страна, которая присоединилась к Конвенции. Это вопрос выживания нации, я это хочу особо подчеркнуть.
РГ: Борьба за здоровый образ жизни насыщена различными программами. Среди них, например, ценовая политика в отношении табака и алкоголя. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
Герасименко: Наиболее эффективной мерой считается увеличение цены. Принцип простой: чем выше цена любого товара, тем он меньше покупается. А у нас скоро бутылка водки сравняется по стоимости с бутылкой молока или пива.
РГ: Среди мер по противодействию чрезмерному употреблению алкогольных напитков в новой государственной Концепции антиалкогольной политики до 2020 года упоминается коренное изменение структуры потребления алкоголя. Что это означает?
Герасименко: Это означает снижение количества потребляемого крепкого алкоголя в пользу более слабоградусного, как способствующего меньшей интоксикации организма. Некоторые страны, схожие с нами по "северному" типу потребления алкоголя, когда более 50% составляют напитки выше 40 градусов, достигли впечатляющих результатов. Там тоже водка пользовалась колоссальным спросом. Но благодаря действиям правительства, осознавшего масштабы катастрофы, сегодня спрос на водку и другой крепкий алкоголь упал на 20%. Люди стали заменять водку вином, пивом, слабоградусными коктейлями. Это положительно отражается и на продолжительности жизни населения, и на состоянии здоровья. В России пока этого не происходит, хотя употребление пива у нас увеличилось в 9 раз за 20 лет. При этом потребление вина в стране составляет 7% и слабоалкогольных коктейлей - лишь 3%. 90% выпиваемого в России алкоголя, - это пиво и водка! Как в знаменитом фильме "Особенности национальной охоты": пиво без водки - деньги на ветер. Это губительная пропорция. Чтобы снизить потребление крепкого алкоголя, нужно изменить ценовую политику, в первую очередь в отношении водки. У нас 1 грамм чистого алкоголя самый дорогой в пиве, на втором месте - в вине и самый дешевый - в водке.
Кстати, о пиве. Сейчас готовится техрегламент, где вводятся ограничения на содержание спирта в пиве и т.д. Тогда не будет пива "специального", крепость которого доводят до 18 градусов. Вообще неправильно, что пиво у нас до сих пор является безалкогольным напитком. Парадокс: пивной алкоголизм - есть, а алкогольного напитка такого - нет!
РГ: Как вы считаете, новая антиалкогольная кампания будет успешной или может провалиться так же, как в 1985 году?
Герасименко: Без политической воли провалится. Мы наблюдаем в России сверхсмертность, и она обусловлена прежде всего алкоголем и табакокурением. Около 700 тысяч смертей связаны с алкоголем ежегодно. И, примерно, около 400 тысяч погибают от табакокурения. Поэтому важнейшее условие снижения смертности - это сокращение потребления алкоголя и табака. Эксперты считают так: на полученный рубль от акцизов потери бюджета из-за алкоголя составляют в 10 раз больше. В Общественной палате были парламентские слушания по алкоголю: акцизы составили за 2008 год 64 миллиарда рублей, а расходы на ликвидацию последствий - 1,6 триллиона.
РГ: Сколько времени, на ваш взгляд, понадобится, чтобы изменить психологию, привычки?
Герасименко: Конечно, это не день и не два. У нас в Национальной стратегии по алкоголю говорится о снижении потребления к 2014 году до 14 литров спирта на душу населения, а сейчас - 18, абсолютный рекорд. По намерениям и президента, и правительства можно судить о том, что снижение потребления алкоголя и табака, формирование здорового образа жизни являются государственными приоритетами. Это развитие человеческого потенциала, как недавно заявил В.В. Путин, проблема номер один.
РГ: На ваш взгляд, молодое поколение в плане алкоголизма выглядит лучше или хуже предыдущих?
Герасименко: Не могу сказать лучше или хуже, но структура пития у них изменилась. Я начинал с вина на выпускном вечере, они к 12-13 годам уже попробовали и пиво, и водку. Пиво вообще стало универсальным средством для общения. Сработала агрессивная реклама.
РГ: Русь не была пьющей страной. Мы когда-нибудь вернемся к этому состоянию?
Герасименко: Действительно, до революции в России, по сравнению с Европой, был самый низкий уровень потребления алкоголя - 0,83 л абсолютного спирта на душу населения. В русском генотипе нет никакой предрасположенности к алкоголю - это доказали ученые. До XVI века водку и крепкий алкоголь вообще не пили - только слабоградусные меды, брагу и т.д.
Сегодня, хотя, по данным европейских экспертов, Россия стоит на 10-м месте в мире по употреблению чистого алкоголя на душу населения, но другие-то страны пьют слабый алкоголь, а мы - водку. Дай нам Бог хотя бы спуститься до рекомендации ВОЗ - 8 литров чистого этанола на душу населения. Выше, как известно, это уже деградация в национальном масштабе. По-моему, это реально.
О нашем госте
Николай Герасименко - доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медицинских наук, академик Международной академии информатизации, заслуженный врач Российской Федерации, Отличник здравоохранения РФ.
Награжден орденом Почета, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, медалью в честь 850-летия Москвы, Золотым почетным знаком "Достояние Сибири", орденом Русской православной церкви святого мученика Трифона. Является первым заместителем председателя Комитета ГД по охране здоровья, членом партии "Единая Россия".