Российский рубль стабилен. И паниковать по каждому случаю падения курсов евро и доллара не стоит, считают в Центробанке. "Черный вторник" на фондовой бирже России тоже не стал критичным. Неделю индексы закрыли в плюсе. И это хорошо. Чего не скажешь о росте цен на молоко, овощи и яйца. А к концу лета ожидается подорожание металлопроката, что может отразиться на стоимости авто. Но зато с 2011 года, не исключено, отменят транспортный налог.
Нервный срыв
Американские горки для российской биржи
Эту неделю российский фондовый рынок завершил хорошим "прикупом". Индекс РТС прибавил 3,34 процента, а ММВБ и того больше - 5,04 процента.
Но еще во вторник казалось, что от большой распродажи рынку не уйти. Тогда российские биржи вслед за мировыми резко пошли вниз. В ходе торгов индекс ММВБ опускался более чем на 4,5 процента, а падение индекса РТС превышало 6,5 процента. Возглавили этот тренд акции сектора черной металлургии. Досталось бумагам Сбербанка (минус 8 процентов) и ВТБ (минус 6 процентов).
Но уже на следующий день произошел резкий взлет. И биржи практически отыграли потери вторника. В четверг - и того больше. Индекс ММВБ поднялся выше психологического уровня 1300 пунктов, подскочив по итогам дня более чем на 3 процента. Индекс РТС вырос на 4,09 процента до 1358,6 пункта.
Что же стало причиной нервного срыва российских бирж? Греция еще на прошлой неделе рассчиталась с львиной долей долга - 8,5 миллиарда евро. Правда, масла в огонь тут же подлила Испания своими банковскими проблемами. Но это, как говорится, не новость. Евросоюз уже давно определил группу стран слабого звена, которые негативно влияют на благополучие евро.
Неприятную для инвесторов неожиданность преподнесли США. Как выяснилось, рост их ВВП в первом квартале составил не 3,4 процента, как ожидалось, а всего 3 процента. Неужели эти 0,4 процента недополученного американского ВВП могли так стремительно обвалить рынок? И во что сейчас выгоднее вкладывать деньги: в акции, облигации или индекс РТС?
Алексей Ведев, директор Центра стратегических исследований Банка Москвы:
- Все это, безусловно, связано с внешней конъюнктурой. Российский рынок - спекулятивный, маленький, с преобладанием краткосрочного капитала.
Поэтому он так крайне резко реагирует на колебания "больших братьев" - европейского и, прежде всего, американского рынка. Но у нас это происходит с усилением. Падение на 1-2 процента в США в России оборачивается обвалом на 5-10 процентов. Так или иначе, это лишний раз иллюстрирует как структуру инвесторов, так и спекулятивный настрой участников российского рынка. Да, буквально за один день потери были отыграны. Кто-то зафиксировал убытки. То есть опять все сидели и смотрели на Америку. Как только там наметился устойчивый выход из коррекции, сразу пришли деньги.
Мой прогноз до конца года такой: общий легкий повышательный тренд с подобными "американскими горками". Но такая ситуация на экономике России сильно не отразится, потому что, как и десять лет назад, наш фондовый рынок особого влияния на нее не имеет. Может быть, сегодня чуть в большей степени приблизился, но все равно незначительно. Главное то, что наш финансовый рынок по-прежнему не является ресурсом для инвестиций предприятий.
А по поводу того, куда вкладывать деньги, скажу так: все зависит от квалификации человека. Естественно, что профессионалу выгоднее участвовать в этих "горках" и зарабатывать на колебаниях фондового рынка. А обычным людям лучше вкладывать деньги в ПИФы и банковские депозиты.
"Закатали" деньги в банки
Центробанк не видит ничего катастрофичного в колебаниях курсов евро и доллара
Курс рубля стабилен и колеблется в нормальных пределах, успокоил глава Центробанка Сергей Игнатьев. Так что без паники и лишних телодвижений. Не ожидается и незапланированного роста инфляции.
Эти новости пришлись рынку очень кстати. Некоторые аналитики ожидали, что может начаться отток средств с банковских валютных депозитов. Это было бы тем обиднее, что последнее время приток денег населения в банки увеличился. В марте, например, он вырос на 1,6 процента. А с марта прошлого года - на 25,8 процента. Тем не менее многие специалисты считают, что возвращение темпов прироста к докризисным - на 30 и более процентов в год - пока ожидать не стоит.
Павел Медведев, член Комитета Госдумы по финансовым рынкам:
- Сейчас нет повода беспокоиться за деньги, которые отдаешь банку. А держать их под подушкой совсем небезопасно. Сбережения могут украсть или пожар, не дай бог. А в банках деньги в целости и сохранности. К тому же проценты капают, которые еще достаточно высокие относительно инфляции. Это люди уже усвоили, поэтому и понесли деньги в банки.
Но пока зарабатывают наши граждане меньше, чем раньше. Однако, как заявил председатель Центрального банка Сергей Игнатьев, мы потихоньку выползаем из кризиса. Улучшения небольшие, но регулярные. Значит, достаток у граждан будет увеличиваться, поэтому будет, что сберегать.
Как поведет себя рынок банковских вкладов к концу 2010 года? Он почти наверняка увеличится. Так что я ожидаю где-то 25 процентов роста за год.
Тарифы попали в молоко
Почему цены на продукты в России дорожают быстрее, чем в Европе
По данным Росстата, цены на продовольственные продукты в России растут в три раза быстрее, чем в странах Евросоюза. Эксперты сравнили итоги первого квартала этого года. Особенно диспропорция была заметна по овощам, яйцам и молочным продуктам.
В нашей стране рост цен на продовольствие составил 3,5 процента против 1 процента в странах Старого Света. Впрочем, в апреле они поднимались не так быстро. Российские продукты подорожали всего на 0,2 процента, а европейские - на 0,3 процента. Но в целом за три месяца больше всего подорожали овощи - на 3,4 процента, молочные продукты и яйца - на 0,6 процента. А в Европе эти продукты, наоборот, подешевели на 0,3 процента. По статистике, российские цены практически всегда растут быстрее, чем европейские.
В чем же причина нынешнего подъема? Кажется, евро и доллар дешевеют, и импорт должен падать в цене, ведь в структуре российского рациона его пока достаточно много. Но этого не происходит. Почему?
Андрей Нещадин, исполнительный директор Экспертного института при Российском союзе промышленников и предпринимателей:
- Валютные курсы здесь ни при чем. Наше продовольствие дорожает из-за повышения тарифов и за счет инфляции издержек.
Тут нужно понимать: есть инфляция финансовая, которая регулируется спросом. А есть инфляция издержек: рост цен на бензин, на газ, на электроэнергетику, на железнодорожные тарифы. И чтобы предотвратить дальнейший рост цен, надо просто остановить рост тарифов естественных монополий, вплоть до ЖКХ.
Уголь зрения
Металлургия в ожидании нового скачка цен
Пять ведущих нефтяных компаний пожаловались в Федеральную антимонопольную службу на своих поставщиков-металлургов. С февраля трубы взлетели в цене на 20 процентов, причем, по мнению потребителей, без реального на то основания.
Не исключено, что продукция нефтянки тоже может подорожать. Кстати, и автопрома, который без металлопроката как без колес. И не случайно в начале недели премьер-министр Владимир Путин поручил главе ФАС Игорю Артемьеву разобраться с "ценообразованием" в металлургии.
Тем более в перспективе просматривается еще один толчок цен. После трагедии на шахте "Распадская" и остановки предприятия рынок остался без крупнейшего производителя коксующегося угля, используемого в металлургии. Поставки на рынок сократились. И проблема в том, что почти все производители коксующегося угля работают на высокой степени загрузки мощностей, так что восполнить недостачу вряд ли смогут. На рынке может возникнуть дефицит, а, значит, и рост цен. Напомним, что на шахте "Распадская" ежегодно добывалось около 8 миллионов тонн коксующегося угля. А доля шахты в годовой добыче России в 2009 году составила 10 процентов.
Как же обернется для отрасли выпадение с рынка коксующегося угля шахты "Распадская"? И какие есть объективные предпосылки для повышения цен на металлургическую продукцию в России?
Олег Петропавловский, аналитик рынка металлургии:
- Основные предпосылки для роста цен те, что стоимость железной руды и коксующегося угля - основного сырья, которое используется в металлургии - по сравнению с 2009 годом выросла в два раза. А цены на металлопрокат по сравнению с прошлым годом поднялись всего на 50-60 процентов.
Металлургия уже давно покинула опасную кризисную зону. В целом ценовая конъюнктура на внешних рынках и на внутренних позволяет металлургам работать с прибылью, причем довольно неплохой. После 30-процентного прошлогоднего обвала отрасль в январе-апреле 2010 года показала рост на 16,8 процента. И сейчас единственная проблема - дефицит угля, который образовался после аварии на шахте "Распадская". Никто не сможет заменить тот объем, который ушел с рынка. Так что, скорее всего, крупнейшим потребителям угля с "Распадской" придется временно сокращать производство. По моим подсчетам, восстановление на рынке коксующегося угля можно ждать не раньше следующего года.
Но, скорее всего, в ближайший месяц мы не увидим ни роста, ни падения цен. Поскольку уже произошла достаточно неплохая коррекция. Но ближе к середине года, то есть к июлю-августу, думаю, цены должны подняться на 15-20 процентов.
Транспорт без налога
Больше ездишь - круче платишь
Вице-премьер Сергей Иванов порадовал автомобилистов. Он заявил, что транспортный налог, возможно, будет отменен в 2011 году.
Его, по сути, заменит увеличение акцизов на нефтепродукты. Эти сборы и будут наполнять бюджетный дорожный фонд. Как известно, правительство решило создать его, чтобы аккумулировать средства на ремонт и строительство трасс. Как пояснил Иванов, расходы автомобилистов будут определяться "в первую очередь количеством потребляемого топлива". Дополнительным источником финансирования федерального дорожного хозяйства может стать плата за проезд по автотрассам машин весом более 12 тонн. Планируется направить в копилку и доходы от дорожного сервиса.
Надо сказать, что тема транспортного налога в последнее время обсуждалась весьма горячо. Были озвучены две идеи. Первая - включить транспортный налог в цену бензина. Такой законопроект Госдума пыталась рассмотреть в первом чтении, но он не был поддержан. Вторая инициатива - от минтранса. Министерство предлагало увеличить акцизы на топливо и отменить транспортный налог. Похоже, власть намерена остановиться на втором варианте.
Сергей Удалов, заместитель директора аналитического агентства "Автостат":
- Вообще, раньше все-таки больше говорили о том, чтобы изменить подход к транспортному налогу, а не отказываться от него совсем. Ведь это достаточно большие доходы.
Такой налог присутствует во всех странах мира. Думаю, в него все-таки надо внести коррективы. На мой взгляд, механическое повышение акцизов в итоге, как ни крути, увеличит финансовую нагрузку на потребителя. Но я согласен, что налог нужно сделать более эффективным и справедливым, с точки зрения автовладельца. Мне кажется, лучшее решение - взимать транспортный налог, исходя из мощности двигателя автомобиля, но с учетом того, сколько машина наездила по дорогам. То есть чем больше человек заправляется, тем больше он должен платить налога, и наоборот.