С сегодняшнего дня Росалкогольрегулирование устанавливает минимальные розничные цены на крепкие напитки. Это логическое продолжение политики регулятора, которая началась осенью прошлого года.
Росалкогольрегулирование активизировал свою деятельность на алкогольном рынке России с ноября 2009 г. Начались проверки производителей и дистрибьюторов. С 1 января 2010 г. в федеральный орган перешла функция лицензирования производственных и оптовых алкогольных компаний. Одновременно была введена минимальная розничная цена (МРЦ) на бутылку водки 0,5 л - 89 руб. За несколько месяцев около 150 производственных и оптовых компаний лишились права производить и торговать алкоголем (в их числе были и крупные федеральные сети). Это позволило снизить объемы производства нелегальной водки уже в I квартале на 30%.
Второй этап начинается с 1 июня. Он связан с определением МРЦ на прочие крепкие алкогольные напитки. Дело в том, что водка в рознице не подорожала, а стала стоить сколько должна - 89 руб., но эта мера не коснулась крепких настоек. И недобросовестные производители настоек уже в конце января вывели на рынок 40-градусные настойки по 60 рублей в магазинах. Это привело к необходимости скорейшего введения МРЦ на весь крепкий алкоголь. Но пока подход к напиткам не совершенен. По этим методикам МРЦ коньяка, виски и т.д. также равны 89 руб.
Третий этап начнется летом, когда будут введены (проект приказа Росалкогольрегулирования уже опубликован) минимальные заводские отпускные цены (70 руб.) и минимальные оптовые цены (77 руб.) на водку.
На самом деле МРЦ в 89 руб. - это низкая цена для легальной продукции. Столько может стоить водка, которую завод-производитель продает сам в своих фирменных магазинах в своем регионе, или водка в магазинах ритейлера, который имеет свою систему логистики. Такой легальной водки на рынке сегодня не может быть более 5-10%. Поэтому введение минимальной заводской и оптовой цены отсечет от системы торговли дешевую нелегальную привозную водку в регионах, она сможет стоить в магазинах более 100 руб., что лишает ее главного преимущества - низкой цены.
Четвертый этап начнется, когда будут приняты (как это сделано на Украине) минимальные производственные, оптовые и розничные цены на другие виды продукции: вино виноградное тихое; коньяк и бренди; шампанское и игристое. Дело в том, что на рынке этой продукции российского производства не менее 30% - фальсификат. Ассоциация шампанистов России уже предложила ввести МРЦ на свою продукцию на уровне 110 руб. за бутылку в магазине. В ближайшее время дадут свои предложения и производители коньяка - это вряд ли будет цена ниже 230 руб. за 0,5 л.