31.05.2010 19:17
Поделиться

Польша получила от России копии записей самописцев разбившегося под Смоленском Ту-154

Меморандум, на основании которого польской стороне вчера переданы копии записей бортовых самописцев самолета президента Леха Качиньского, потерпевшего катастрофу под Смоленском, был подписан вчера в Доме правительства России.

С польской стороны в подписании участвовал министр внутренних дел и администрации Ежи Миллер, а с российской - вице-премьер Сергей Иванов, глава минтранса Игорь Левитин, председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина и глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин.

Вице-премьер Сергей Иванов подчеркнул, что буквально с первого дня российские и польские специалисты при расследовании катастрофы работали как единый механизм и никакого непонимания между ними не было. "И не будет", - подчеркнул Иванов. За время расследования с апреля этого года специалисты успели расшифровать все технические данные самолета, самописцев, которые были на борту. На сегодня эта работа завершена.

Российская сторона, подписывая меморандум, передает копии данных, транскрипции переговоров, и это показывает, что Россия не собиралась ничего скрывать, замалчивать, чтобы не было спекуляций и недомолвок, отметил Сергей Иванов. Он напомнил, что глава правительства Владимир Путин дал согласие на передачу копий польской стороне. Тут надо уточнить, что Россия и Польша являются участниками Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.

Однако сама конвенция не содержит стандартов и рекомендуемой практики по вопросам передачи оригиналов-носителей полетной информации. Но международная практика по этому вопросу такова, что оригиналы-носители, как правило, возвращаются владельцу воздушного судна после окончания расследования, опубликования окончательного отчета технической комиссии и завершения работы следственных органов. Иванов подчеркнул, что Россия и Польша, подписывая меморандум, связывают себя обязательством по неразглашению записей разговоров, которые были в кабине пилотов, и других записей, относящихся к катастрофе. Также он подчеркнул, что передача копий не означает окончания следствия. Оно будет продолжаться. Он выразил готовность со стороны России к дальнейшему сотрудничеству по документам следствия прокуратуры, однако подчеркнул, что эти органы власти являются независимыми. Он отметил, что российская сторона заинтересована в объективном расследовании и готова сделать все, чтобы довести дело до конца и оказывать необходимую помощь.

В свою очередь польский министр Ежи Миллер выразил благодарность российской стороне о заботе в отношении к семьям погибших, которые приезжали в Россию, и выразил благодарность за все, что сделала Россия для выяснения обстоятельств катастрофы. Что касается ведения следствия, то, по мнению польского министра, трагедия в Польше является "предметом публичной дискуссии и польское общество заинтересовано как можно быстрее выяснить обстоятельства катастрофы. Родственники погибших иногда слышат очень странные гипотезы этой катастрофы". В целом Миллер подчеркнул, что даже в международной практике подход к расследованию катастроф уникален. Он отметил, что трагедия эта требует очень подробного объяснения и российская сторона как раз так и делает. В Польше было принято решение создать свою комиссию по расследованию аналогично российской. Там будут рассматриваться факторы, которые носят чисто польский характер, отметил он. Комиссия, по его мнению, должна иметь все документы, в том числе и записи самописцев. Миллер п одчеркнул, с одной стороны, открытость следственных действий, а с другой стороны, необходимо ограничение. Он выразил надежду, что после окончания следствия оригиналы документов катастрофы будут переданы Польше. Сергей Иванов подчеркнул в свою очередь, что Россия готова беспрецедентно подходить к беспрецедентной катастрофе, чтобы исключить спекуляции. Он напомнил, что соглашение между Россией и Польшей об оказании правовой помощи дает возможность прокуратуре и Следственному комитету работать с польскими коллегами в правовом поле. Что касается различных недоразумений, то Сергей Иванов подчеркнул, что многим польским коллегам уже известно содержание переговоров.

Напомним, что совсем недавно ряд польских СМИ опубликовал имена тех, кто был, возможно, в кабине пилота незадолго до катастрофы. Тогда Межгосударственный авиационный комитет подчеркнул, что на недавней пресс-конференции 19 мая, посвященной предварительным итогам технической комиссии МАК, не называлось никаких конкретных фамилий, не распространялись фотографии погибших и возможные фотографии погибших в МАК отсутствуют. Иванов откликнулся на просьбу Миллера и не исключил возможность, что после расследования и возможных судебных действий будет совершена передача оригиналов польской стороне. Глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина выразила сожаление в искажении материалов, обнародовании данных, противоречащих моральным и этическим нормам. Она заверила, что МАК передаст польской стороне заверенные копии записей самописцев - параметрического и речевого. Вместе с копиями прилагается и расшифровка записей, их аутентификация, подтвержденная специалистами прокуратур обеих стран. В МАКе подчеркнули, что такая передача до окончания следствия не предусмотрена международной практикой, но Россия пошла на исключение.

Сергей Иванов подчеркнул, что работа технической комиссии МАК не отменяет действия следствия и не значит, что была попытка назначить кого-то виновным. Глава СКП Александр Бастрыкин отметил, что следствие еще ведется интенсивными темпами. В нем участвуют 50 криминалистов и следователей. Уже завершен первый этап в идентификации тел, допроса очевидцев. Сейчас производятся судебные экспертизы, и есть первые итоги. Подтверждена версия о том, что теракта на борту самолета не было. Сейчас производится химическая экспертиза остатков топлива, устанавливаются возможные неисправности. Копии самописцев также оцениваются следователями. Генеральная прокуратура работает в контакте с польскими коллегами.

Справка "РГ"

Катастрофа самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского произошла 10 апреля под Смоленском. Самолет разбился недалеко от аэродрома двойного назначения Северный.