Россияне готовы поддержать новую антиалкогольную кампанию

Четверть всех раскрытых в России преступлений совершают пьяные, свидетельствуют данные статистики, опубликованные Судебным департаментом при Верховном суде РФ. О том же говорят и данные, которые еще год назад приводила Общественная палата: каждая четвертая смерть в России так или иначе связана с пьянством и алкоголизмом.

По официальной статистике, в России 2,3 млн граждан страдают от алкозависимости. Однако эксперты считают, что эта цифра не меньше 5 млн. Каждое ведомство может добавить к этой печальной статистике собственные сведения: МВД - о том, что в нетрезвом виде совершаются 80% убийств и 40% самоубийств, Минздравсоцразвития - о том, что возрастной порог приобщения к алкоголю снизился с 17 лет в советские времена до 14 лет сегодня. 80% молодежи употребляют алкоголь, причем двое из пяти делают это ежедневно.

По данным социологов, гражданам эта ситуация сильно не нравится. Многие охотно поддержали бы новую антиалкогольную кампанию, о которой уже давно говорится на самом высоком уровне (жаль только, результаты ощутимы слабо). Как выяснили  социологи ВЦИОМ, 65% высказывались "за" такие меры. И лишь 25% новую антиалкогольную кампанию не одобрили бы. Слово "лишь" здесь, возможно, лишнее. Получается, что четверть населения живет по принципу "нас указом не сломить, пили, пьем и будем пить"… Одно радует, хоть и отчасти: среди этих людей лишь 8% относят себя к числу категорических противников антиалкогольной кампании в масштабах страны.  А каждый десятый затруднился с ответом.

Более склонны поддерживать борьбу с алкоголем женщины (среди них 71% сторонников таких мер). Мужчины согласны на это реже - борцов с бутылкой и банкой в их рядах немногим больше половины (57%).

Хорошо, раз так, то поднимем тост за… то есть начнем бескомпромиссную борьбу с пьянством. Какие меры для этого подходят лучше всего? Россиянам предложили отметить галочками в списке то, что им кажется наиболее приемлемым и эффективным.

63% сказали, что, прежде всего, надо запретить продажу алкоголя молодежи до 21 года. 57% - за то, чтобы запретить рекламу спиртных напитков (в том числе и слабоалкогольных).  47% понимают, что одними запретами дело не сдвинешь и выступают за пропаганду здорового и трезвого образа жизни.

Несколько меньше сторонников нашли такие меры, как введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление пьяным в общественных местах (34%), ограничение продажи алкоголя в утренние часы (31%), принудительное лечение от алкоголизма (29%). Четверть уповает на  развитие современных медицинских методов лечения  от пьянства (в том числе и нетрадиционных). Каждый пятый (19%) считает, что нужно повышать цены на спиртное. 15% сказали, что поддерживают идею создания обществ "анонимных алкоголиков" и обществ трезвости. Каждый десятый - за введение "сухого закона" (по опросам других социологических служб, в частности, Левада-центра, полный запрет продажи спиртного поддержали бы 28% жителей страны).

Только 3% думают, что государство "вообще не должно вмешиваться" в борьбу с алкоголизмом. Особенно строги в данном случае женщины и люди с хорошим материальным достатком.  Малообеспеченные россияне же в целом согласны со всем предложенным списком мер, кроме повышения цен на алкоголь.