Накануне виртуальной отчетной даты - ста дней президентства, Виктор Янукович объявил о начале первого этапа реформ и внес в парламент новый законопроект об основах внутренней и внешней политики Украины.
"Наша цель простая и ясная - Украина в течение десяти лет должна войти в двадцатку наиболее экономически развитых стран мира, уровень жизни граждан Украины должен отвечать европейским стандартам", - заявил он.
Янукович обещал снизить дефицит бюджета и стабилизировать государственный долг, ослабить налоговый гнет и расширить налоговую базу, снизить инфляцию. Будет модернизирована транспортная инфраструктура, сформирован прозрачный земельный рынок, в планах также повышение эффективности сельского хозяйства. Кроме того, Янукович намерен сократить структуру госорганов и повысить профессионализм госслужащих. И это далеко не все планы президента и правительства. Реформы коснутся всех сфер жизни общества, включая образование, медицину, пенсионную систему и т.д. На выходе Янукович хочет видеть ежегодный прирост ВВП не меньше чем 5 процентов.
Запланированные реформы также должны увеличить финансовую и расходную автономию регионов и обеспечить снижение административной нагрузки на бизнес. Янукович намерен стимулировать развитие свободной торговли со странами СНГ и Евросоюзом, что, по его словам, может поспособствовать введению для граждан Украины безвизового режима с ЕС.
Одним из индикаторов успешности реформ, предложенных президентом Украины, он сам считает повышение средней продолжительности жизни украинцев с 68 до 70 лет.
В четверг украинский парламент в срочном порядке рассматривал законопроект об основах внутренней и внешней политики Украины, внесенный президентом. Среди ключевых положений документа в первую очередь обращает на себя внимание отказ "по умолчанию" от притязаний на членство в НАТО: об этом в документе просто не упоминается, в отличие от прошлых лет.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
- Все достижения Януковича - на виду. Самые заметные, конечно, во внешней политике. Отказ от вступления в НАТО, улучшение отношений с Россией, снятие самых спорных моментов с повестки двусторонних отношений с Москвой и при этом сохранение курса на сотрудничество с Европой. Кажется, здесь комментировать нечего, все очевидно.
При этом я бы не сказал, что русский язык по факту становится вторым государственным, как об этом уже заявляют. Скажем так, купировано давление на него, но реальных шагов в направлении "огосударствления" все же нет. Нужно дождаться окончательной редакции нового закона о языках.
Главных же, глобальных проблем на ближайшее будущее у Януковича две: реформирование экономики и социальной сферы и отсутствие стратегов и исполнителей. Все реформаторские проекты будут идти тяжело, что не удивительно, учитывая, в каком плачевном состоянии оставили "оранжевые" Украину.
Возможно, чуть полегче пойдет реформа судебной системы. Все-таки существует и видение самой реформы, уже облеченное в законопроект, есть грамотные, профессиональные и влиятельные люди, которые отвечают за ее разработку и внедрение. Наконец, есть фигура, которая, кроме президента, берет на себя ответственность за реформу, - замглавы администрации Андрей Портнов.
Но вот что касается экономики и социальной сферы, то пока нет фигуры, готовой взвалить на себя большой труд и ответственность за изменения, которые могут оказаться болезненными.
Вадим Колесниченко, заместитель главы фракции Партии регионов в Верховной раде:
- Самое главное, что сумел сделать Виктор Янукович за сто дней своего президентства, это стабилизировать политическую ситуацию на Украине. Практически все регионы страны и опосредованно даже западные области оказывают ему поддержку.
Это видно невооруженным глазом. Экономическая стабилизация проявляется в том, что минимальные пенсии и зарплаты подняты, и до конца года "минималка" составит 1200 гривен (более 150 долларов. - "РГ"), как бы ни кликушествовала по этому поводу наша оппозиция. Это очень важное социальное достижение.
С приходом Виктора Януковича активизировалась инвестиционная деятельность. Он презентует реальные структурированные программы, которые будут представлены на суд общественности. Это и реформа судебной системы, которая вызрела и крайне необходима, и программа инвестирования нашей экономики, и создание максимально благоприятных условий для ведения бизнеса.
Отвечая нашим оппонентам, которые спрашивают, "почему нет огромной или большой свободы", хочу сказать: для начала нужно определиться с порядком в ведении бизнеса. До этого были порядок для чужих и вседозволенность для своих, что привело к дестабилизации бизнеса в принципе. Поэтому мы устанавливаем определенные, четкие, понятные условия ведения предпринимательства. И государство впредь будет честным по отношению ко всем участникам рынка. Мы уже выходим на эти отношения.
Тем, кто ныне говорит об угрозе свободе слова или о цензуре, советую проанализировать украинские СМИ - большая часть публикаций в них негативна по отношению к президенту, членам его команды, правительству. В условиях цензуры разве такое было бы возможно?
Власть никак не влияет, не давит, не контролирует СМИ, которые принадлежат собственникам, не поддерживающим ни Партию регионов, ни президента. И в дальнейшем все будет как в Европе. Взаимоотношения общества и государства мы будем подводить под принципы и стандарты, которые приняты в Евросоюзе.
Самые фантастические изменения, от которых общество вздохнуло с облегчением, произошли в гуманитарной сфере. И дегероизация националистов, и свобода для русского языка в сфере образования, и новый, адекватный и неистеричный подход к спорным вопросам истории. Это даже по большому счету не изменения и достижения, это констатация, фиксация объективной реальности, того, как на самом деле относится к этому большинство граждан.
Вопросы НАТО, евроинтеграции я также отношу к гуманитарной сфере. Законопроектом "Об основах внутренней и внешней политики", который подан в парламент, мы наконец сняли двусмысленность и глупость, которая была в законе предыдущем, под редакцией "оранжевых". Там говорилось, что мы, украинская власть, за евроатлантический выбор при условии, что это не будет противоречить безопасности стратегического партнера - России. То есть упрямо пытались "поженить" лед и пламень. Теперь эти попытки в прошлом.