Большая красная буква "П", которую дизайнер Артемий Лебедев предложил в качестве "логотипа Перми", по началу вызвала снисходительные усмешки местного населения. Никто же не знал, что до такого дойдет: буква "П" теперь внедряется в повседневную жизнь пермяков.
На выставке "Я люблю П" представлено 270 самых удачных дизайнерских работ, отобранных в конкурсе, объявленном Лебедевым, и посвященных этой ничем не примечательной букве. "П" - это "пермское пиратское" - и знакомый значок компании "Microsoft" трансформирован в букву "П". Это "папиросы с фильтром", которые называются "PERM" - сигаретная пачка легко узнаваемого табачного брэнда тоже стилизована. Обязательная строчка внизу пачки при этом: "Минздрав предупреждает: покупай пермское" - намекая на популярный в Перми проект поддержки местных производителей.
Дизайнеры теперь предлагают делать в виде буквы "П" мягкую и не мягкую мебель, оформлять в виде "П" входы в подъезды, таблички автобусных остановок, дверные петли, велосипедные парковки, пряжки ремней. В виде буквы "П" можно сделать канистру из двух не сообщающихся (или сообщающихся?) половин, например, канистру "Молоко и Рассол" или "Пиво и Водка".
Кажется, что теперь сами пермяки, не давая на то никакого согласия, превратились в ходячие дизайнерские проекты - потому что пермяки тоже начинаются на букву "П", а все, что начинается на эту букву, превращено в достижение искусства.
Обилие предметов, объектов, субъектов, которые можно представить в виде буквы "П" на этой дизайнерской выставке разрушили всякую грань между искусством и жизнью. Вот, к примеру, напротив стилизованного под букву "П" журнала "Таймс" расположен "Пожарный кран". На нем соответствующая табличка и надпись: "При пожаре звони 01". Сразу три слова на букву "П". Пожарный рукав за стеклом окаймляет дверца в виде как раз этой самой буквы. Настоящий ли это пожарный кран? Или это произведение искусства? И можно ли из произведения искусства при случае потушить пожар, или сам пожар, поскольку он тоже на букву "П", можно будет счесть стихийным перформансом?!
Дизайнерскую выставку "Я люблю П" продолжает экспозиция под названием "Скептики будут посрамлены". Марат Гельман, директор пермского музея современного искусства и пермского центра развития дизайна, счел этот слоган девизом пермской культурной революции, а Артемий Лебедев снова организовал конкурс - посрамление скептиков предлагалось визуализировать. На конкурс откликнулось более 500 дизайнеров.
В рамках выставки "Я люблю П" состоялась презентация художественного проекта украинских художников Гамлета Зеньковского и Романа Минина "Пермское метро", были представлены работы пермских дизайнеров, художников, фотографов и инсталляция "Экспедиция". Странно, почему не на букву "П"?