23.06.2010 23:19
    Поделиться

    Андрей Хржановский: снимая фильм о Бродском, мы полностью восстановили обстановку, в которой жил поэт

    В свердловской областной библиотеке имени В. Г. Белинского прошла выставка мэтра российского киноискусства Андрея Хржановского.

    Режиссер представил публике подготовительные материалы к своему фильму "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину". Фильм-вариация на тему биографии Иосифа Бродского получил три "Ники" и бесчисленное количество наград различных кинофестивалей. Но, несмотря на внушительность регалий, его прокатная судьба незавидна. Впрочем, режиссер воспринимает это как должное.

    - К Бродскому я примерялся долго, - рассказывает Хржановский. - Меня поражала его система образного мышления - того, на чем держится искусство. Первый импульс случился, когда я прочитал его очерк "Полторы комнаты" и понял, что это про меня. Я жил точно в таких же полутора комнатах, точно в такой же, даже еще покруче, коммунальной квартире, только в Москве. Такой же единственный сын уже немолодых родителей, с которыми у меня были примерно такие же отношения. Так ручейки стекались один к другому...

    Самое замечательное для меня в том, что этот мальчик в 13 лет встал посреди урока, вышел из класса и, несмотря на ужас учителей и одноклассников, больше никогда не вернулся ни в школу, ни в институт, не поддаваясь уговорам классного руководителя, родителей и кого угодно. В результате из этого мальчика получился один из самых образованных людей своего поколения. Уйдя из школы, он обнаружил свой гений, который позволил ему путем саморазвития стать такой мощнейшей личностью.

    Есть одно обстоятельство, которому я полностью обязан Бродскому (ну, может, и не целиком ему, а и папе с мамой тоже). Это ощущение свободы, когда "чего я не сокол, чего не летаю". Чтобы сказать то, что ты хочешь сказать, нужно это ощущение полета и возможности использования любых ходов, материалов, красок и форм.

    Российская газета: Вы влюблены в поэзию Бродского?

    Андрей Хржановский: Я не могу сказать, что все его стихи мне абсолютно близки и мною абсолютно понимаемы. Я, например, могу признаться в своем позоре: когда я впервые посмотрел фильм "Восемь с половиной", который впоследствии стал моим любимым, ничего не понял. Собственно говоря, искусство и рассчитано на работу.

    Я не могу, боже упаси, сравнивать себя с гениальным Львом Николаевичем Толстым, но когда ему кто-то сказал: "Вы знаете, мне было очень трудно читать ваш роман", - тот ответил: "А вы думаете, мне было легко писать?"

    РГ: Ваш фильм - это букет кинотехник: игровое, документальное и квазидокументальное кино плюс анимация - поистине "ручная работа". Как долго он делался?

    Хржановский: Страшно сказать: вместе с подготовительным периодом на изготовление фильма ушло около десяти лет с перерывами на написание сценария, на обдумывание, на переговоры с вдовой Бродского, с его фондом. Было несколько вариантов сценария. И анимация трудоемкий процесс: несколько секунд экранного времени, например массовки с котами, снимались неделями.

    Картина сделана в разных жанрах и стилях, которые, как мне хочется думать, составляют единое целое.

    РГ: Фильм имеет серьезную документальную основу. Вы и снимали в подлинных интерьерах?

    Хржановский: Да, в той самой квартире, в тех самых полутора комнатах, мы полностью восстановили обстановку. Даже книжки на полке стоят так, как они стояли при жизни Бродского. Мы на этом настаивали, потому что это решало сразу две колоссальные задачи. Во-первых, привнесло ощущение подлинности. Потом и Юрский, и Фрейндлих говорили, что играть именно в этой обстановке было для них большим подспорьем. Во-вторых, достигалась некоторая экономия на декорациях.

    РГ: В фильме много котов. Так сильно их любите?

    Хржановский: Мой дедушка имел присказку: люблю, но отдаля. Я очень люблю кошек, особенно чужих, но жизнь так несчастливо сложилась, что у меня никогда не было ни кошки, ни собаки. А Бродский существование в образе кота трактовал как собственную вторую суть и часто, оставляя автограф, просто рисовал кота и оставил их несчетное количество. И мы разрабатывали эти рисунки.

    РГ: В кинотеатрах ваш фильм не показывают?

    Хржановский: Пару месяцев он шел в одном кинотеатре в Москве, месяц в Петербурге - вот и вся его прокатная судьба. Есть кино разного рода, каждый из которых имеет право на существование. Но я бы хотел отстаивать свое скромное направление, ориентированное на интеллигентную публику. И по этому поводу хотел бы процитировать название книги одного иностранного автора: "Идиотов просят не беспокоиться!".

    Справка "РГ"

    Андрей Хржановский - классик российской анимации, дважды лауреат Госпремии, лауреат множества фестивалей по всему миру, киноакадемик, награжден премией "Золотой Овен", Золотой Пушкинской медалью. Жанр его фильмов - единственный в своем роде - сочетание мультипликации, неигрового кино, музыки, изобразительного искусства. Например, мультфильм "Стеклянная гармоника" целиком построен на цитировании образов мировой живописи. А трилогия по черновикам Пушкина во многом стала открытием, ее действующие лица - летящий почерк Пушкина и его графика.

    Поделиться