Учебные заведения области развиваются по инерции либо под влиянием моды. В итоге рынок труда "перекошен": нужных специалистов не выпускают, невостребованные множатся. Решить проблему административными методами не удается.
Чему-нибудь и как-нибудь
Анализ ситуации, проведенный под эгидой Воронежского госуниверситета, показал: профобразование в регионе обособлено от рынка труда и стабильно обеспечивает работой службу занятости.
Потребности местных предприятий и организаций на ближайшие годы выглядят так: прежде всего - рабочие, затем специалисты с высшим (как правило, инженерным) и средним специальным образованием. Наиболее острый кадровый голод испытывает АПК и обрабатывающие производства. Что же предлагает им образовательная сеть? На каждую вакансию специалиста с высшим образованием выдает по 4-5 кандидатов, на место работника со средним специальным - двоих. А вот в системе начального профобразования готовят по одному выпускнику на две вакансии, да еще со специальностью не всегда угадывают. Нужны, например, токари, слесари и фрезеровщики. Токарей готовит лишь одно училище в Воронеже (набор - 40 человек) и три в области. Со слесарями-сборщиками картина та же, а фрезеровщиков несколько лет не выпускают вообще. Предприятия вынуждены сами обучать кадры, что невыгодно: набравшись опыта, рабочие нередко переходят на другой завод.
Аналитики отмечают и другие парадоксы: профлицей в Аннинском районе обучает 80 будущих секретарей - и ни одного дояра, каменщика или электрогазосварщика, которых ищут местные предприятия. В ряде районов - в том числе отдаленных - училищ нет вообще, а на трактористов и электриков буквально охотятся. Нет на селе учителей и терапевтов, анестезиологов и рентгенологов.
В то же время токари, слесари и инженеры порой "стоят на бирже" - хотя подходящие вакансии вроде бы есть. Как пояснили в службе занятости, проблема в том, что квалификация выпускников профучилищ не соответствует запросам работодателей. Виновата, во-первых, устаревшая техническая база: она обновлялась, пока ПТУ числились за предприятиями (заинтересованными в "качественных" кадрах), а теперь колледжи финансирует облбюджет… Во-вторых, выпускники теряют навыки за время службы в армии. В-третьих, на должности, которые раньше требовали начального профобразования, теперь берут со средним специальным или высшим.
Уровень подготовки в вузах тоже оставляет желать лучшего, вдобавок многие студенты не представляют, кто и на каких условиях примет их в штат, какие компетенции понадобятся.
- Искаженные представления о рынке труда формируются и из-за просчетов в профориентации. По данным нашего мониторинга, к окончанию 11 класса примерно треть учащихся не знает, какую профессию выбрать, а 40-50 процентов определившихся смутно представляют будущую работу по специальности, - отметила начальник отдела программ занятости и рынка труда областного управления занятости населения Елена Маслова. - Однажды на "горячую линию" службы занятости позвонила девушка: "Почему меня никто не предупредил, что после окончания педуниверситета я должна буду работать учителем?!" Спрашиваю, кем она намеревалась стать в этом вузе, слышу недоуменное: "Уж не учителем, конечно". В вуз нередко идут "за компанию", по совету родителей, а то и потому, что там конкурс не очень высокий или учебный корпус недалеко от дома. Вот почему на одну вакансию экономиста в области претендует 35 безработных, бухгалтера - 26, оператора ЭВМ - 16… А на одного безработного врача - 10 свободных мест.
Каждый второй выпускник воронежского вуза не собирается работать по специальности. Некоторые потом переучиваются, большинство устраивается кем попало. Иногда и вакансии есть, но занять их, по словам Масловой, мешают завышенные ожидания. Собственные (хочется занимать пост повыше, "напрягаться" поменьше и получать побольше) или потенциального нанимателя (опыт работы от трех лет, отличный диплом).
Количество молодых безработных растет год от года: в 2006-м было зарегистрировано около 25 тысяч, в 2009-м - более 42 тысяч. Половина - с высшим образованием.
Вузовский калейдоскоп
Прежде о комплексной перестройке образовательной системы в регионе речи не шло: внимание было приковано к высшей школе.
Сначала обсуждали перспективы создания в Воронеже федерального или национального исследовательского университета. ВГУ подавал заявку на участие в обоих конкурсах (делая ставку на развитие нанотехнологий, ИКТ и радиоэлектроники), но поддержки не получил.
Потом переключились на судьбу педвуза.
- Федеральный тренд - присоединение таких вузов к классическим университетам - логичен, - считает проректор ВГУ по экономическому развитию и инновациям Дмитрий Ендовицкий. - Факультеты нашего вуза и педа во многом дублируют друг друга, выпускники обоих университетов могут работать в школе. Конечно, ВГПУ не хочется терять независимость, полномочия, влияние, контроль за финансами… Но и нам объединение не очень-то выгодно. В ВГУ огромное даже по столичным меркам количество докторских диссертационных советов - 25 (а это признанные научные школы), в педуниверситете - ни одного. У нас порядка 300 докторов наук, около 900 кандидатов - в случае слияния удельные показатели снизятся и мы заметно "просядем" в рейтингах.
Ректор ВГПУ Александр Потапов предложил сохранить самостоятельность вуза, создав на его базе ресурсный центр подготовки педагогических кадров. Идею поддержал ряд руководителей органов и учреждений образования - можно будет наладить сопровождение молодых учителей и научно-методических разработок в школах, готовить управленцев нового уровня (директоров, завучей) и крайне необходимых дефектологов…
- Мы вечно обсуждаем формальные преобразования - то минобраз меняет название и структуру, то вузы открывает и закрывает. А главный вопрос - чему учить, как учить - остается без внимания! - подчеркнул президент Воронежского педуниверситета Вячеслав Подколзин. - Какая у выпускников должна быть мотивация к работе (соответственно, и к учебе)?.. А у нас только и разговоров - пусть педучилища готовят бакалавров (смешно, не тот уровень), пусть педуниверситет станет частью классического (как будто от этого изменится отношение абитуриентов к профессии учителя). Если цель - сэкономить на педвузах, прикройте их, чего тянуть… Лет 20 сотрудники вуза живут как приговоренные. Если есть обоснованное решение - надо его воплотить. А пока одни проекты.
Споры вокруг местных вузов так или иначе заканчиваются апелляцией к руководству региона - какую позицию оно займет?
- Высшая школа находится в ведении федеральных властей, - напомнил глава департамента образования, науки и молодежной политики области Олег Мосолов. - Понятно, что качество педагогического образования - одна из ключевых проблем и оставлять все как есть нельзя. Но одно дело, когда вуз появился три года назад, а другое - когда у него многолетние традиции… С инициативой структурного преобразования воронежских вузов к нам никто не обращался. Будут конкретные предложения - рассмотрим.
Подача снизу
О будущем воронежского образования сказано в стратегии развития региона и его столицы до 2020 года. Авторы советуют сделать ставку на обучение высококвалифицированных кадров для инновационной экономики, в том числе на экспорт - в другие регионы и за рубеж. Для чего развивать программы допобразования, создавать муниципальный учебный центр переподготовки для взрослых, квотировать рабочие места в муниципальном секторе для молодежи. И, что самое важное, наладить партнерство органов власти, учебных заведений и работодателей. Ибо учреждения образования плохо понимают, какая квалификация нужна выпускникам.
- Возьмите тех же токарей и фрезеровщиков: потенциальные работодатели должны заявлять, какие специалисты и в каком количестве им нужны. Наши училища и колледжи готовы выполнять конкретный заказ, - сообщил Олег Мосолов. - Мы уменьшим набор по непрофильным для колледжей специальностям (бухгалтеры, операторы ЭВМ, повара…). Но нужны и заявки от предприятий, договорные отношения - от выплаты стипендии и прохождения практики до приема выпускника на работу.
Аналогичное мнение высказал проректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий: бизнес должен участвовать в формировании и образовательных стандартов, и заказа на специалистов. Так, связи с университетом уже выстроил региональный Совет промышленников и предпринимателей: поощряет талантливых студентов, заказывает исследования. Авиазавод поддерживает профучилище и целевой набор в техуниверситете, привлекает ученых к решению насущных задач. Предприятие оборудовало инновационно-технологический центр, где идет обучение студентов и переподготовка сотрудников.
Эксперты предлагают открыть при вузах представительства ссузов, чтобы студенты могли овладеть смежной рабочей профессией и пересмотреть содержание учебных и производственных практик: многие ребята не воспринимают их всерьез и при этом считают практические знания, полученные в вузе, недостаточными.
Модернизация, безусловно, требует больших вложений. Профучилища, правда, в последние годы получали современную технику в рамках нацпроекта. Но, как установила тогда КСП области, эффект был невелик. В департаменте образования подтвердили: недоработки есть, ресурсами базовых училищ пользуются только их учащиеся. Какие-то ошибки уже исправлены. В целом же чиновники надеются, что создание ресурсных центров будет финансироваться из бюджетов всех уровней и при участии работодателей.
Вот только большинство работодателей в связи с финансовыми трудностями не в состоянии обеспечить такой прогрессивный подход к кадровому вопросу.
Олег Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
- В последние годы в стране уделяли серьезное внимание системе общего образования, на нее "работал" нацпроект. О профобразовании заговорили года два назад, когда и до него докатился демографический спад. Региону нужна новая межведомственная программа развития профобразования (срок действия предыдущей истекает). Мы уже проконсультировались с трехсторонней комиссией по урегулированию социальных отношений, с работодателями - к концу года, надеюсь, получим взвешенный и реальный план.
Геннадий Шаталов, президент регионального объединения пиар-агентств:
- Думаю, вузам стоит сделать акцент на обучении управленцев, разбирающихся в инновационной экономике. Создать бизнес-школу мирового уровня, пригласить лекторов из крупных научных центров. Пусть люди со всего ЦФО здесь учатся, оставляют деньги, распространяют хорошую славу о Воронеже, используют связи с территорией. И еще нужно развивать так называемые сайентифик рилейшнз - пиар в области науки. Ученые не знают, как попасть в информационное пространство, чтобы продвинуть разработку.